Система социального обеспечения и социальной работы в основных европейских странах.
2. Германская система социальной работы и социального обеспечения в ХХвеке.
3. Социальная работа и система социальной защиты во Франции.
4. Модель социальной работы и социального обеспечения в Великобритании.
Системы социального обеспечения в социальной работе в основных европейских странах
Социально-исторический контекст практики социальной работы и социального обеспечения в Европе в XX веке связан со многими факторами, среди них важнейшими являются ориентация на семью, как естественно-историческую форму поддержки при всех случаях риска, изменение характера гражданского общества, свободный рынок, появление новых функций у государства, профессионализация социальной работы.
Семья как институт помощи и поддержки в Европе является основой благосостояния общества, не случайно ей уделяется такое большое внимание законодательством всех основных европейских государств. Социальная помощь, социальная работа, социальная педагогика, главным образом учитывают индивида в контексте семейных отношений, с этих же позиций рассматриваются проблемы взаимодействия семьи и государства, намечаются стратегии государственных подходов к социальному обеспечению.
|
|
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО — в широком смысле — сфера обширных социальных отношений и общественного участия в качестве противовеса более строгим действиям государства или экономики.
Второй важный фактор связан с концептами гражданского общества в XX веке. Гражданское общество через систему благотворительных учреждений и ассоциаций взяло на себя решение многих проблем, связанных с благосостоянием. Во всех основных европейских странах система благотворительности находится под законодательным патронатом государства, она является важнейшим фактором экономики социального сектора. Как структура социальной организации благотворительность развивалась в XX веке в тесном контакте с государственными учреждениями социальной поддержки. Можно было наблюдать как во Франции и Германии большое место в системе благосостояния государства уделено было добровольным организациям, правительство шло навстречу через систему консультаций на государственном и местном уровне, когда необходимо было обеспечивать сотрудничество с бизнесом и государственными организациями. В Великобритании гражданское общество имело существенное влияние на развитие политики благосостояния в государстве. Можно отметить, что в XX веке наметилась тенденция профессиональной деятельности социальных работников в некоммерческих и частных организациях.
|
|
Рынок — один из источников благосостояния в современной Европе. Рынок явился одним из факторов усиления практики социальной работы, так как системы социального страхования, работа с организациями, сообществами, в том числе и территориальными, привнесла в практику социальной работы новые элементы развития.
Государство развивалось в XX веке как главный инструмент и источник благосостояния. Концепты социального государства или государства социального благоденствия зарождаются в конце XIX века. Идеология коллективной солидарности позволила на разных континентах западной цивилизации осмысливать в различных моделях «социального государства» (в немецкоязычных странах) и «государства всеобщего благоденствия» (в англоязычных странах) проблемы справедливого общественного распределения и перераспределения в условиях свободного рынка. Индустриальный рынок и демократическая система породили, с одной стороны, рост национального богатства, с другой — социальное противостояние различных общественных слоев. В этих условиях осуществляются поиски механизмов равенства и справедливости.
ГОСУДАРСТВО ВСЕОБЩЕГО БЛАГОДЕНСТВИЯ/СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО — государственное предоставление льгот и социального обеспечения, предназначенное для улучшения благосостояния граждан.
Впервые понятие «социальное государство» вводится немецким ученым Л. фон Штайном в конце XIX века. Он считал, что социальное государство «обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов, для отдельной самоопределяющейся личности благодаря своей власти. Оно обязано... способствовать экономическому и общественному прогрессу своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого, и именно в этом смысле говорится о социальном государстве». Понятие «социальное» определяло новое качественное содержание общественного становления на этапе индустриального развития. Избирательное право, формирование страховой системы, позволяющей минимизировать производственные и социальные риски, гарантированный минимальный доход, обеспечение определенного уровня благосостояния — таковы основные политические действия со стороны государства, направленные на снятие деструктивных последствий свободного рынка. В конце XX столетия Д. Крефт и И. Миленц в концепции социального государства структурным важнейшим элементом начинают считать благосостояние граждан и вмешательство государства законодательным путем в важнейшие социально-экономические процессы.
К основным принципам благосостояния в модели социального государства можно отнести:
· социальную справедливость,
· социальное равенство,
· обеспечение социальных гарантий.
Можно отметить, что в XX веке сложилась система социального обеспечения в Европе, где каждое государство имеет помимо общих черт и своеобразие. Так, в Германии и Франции сложная система рассредоточенных страховых касс, а в Великобритании государственные и местные административные структуры решают задачи по социальному обеспечению.
Пенсионное обеспечение распространяется на лиц от 60 — 65 лет. В некоторых странах выход на пенсию для женщин ниже, чем для мужчин. При расчете пенсии учитывается страховой стаж (Германия, Франция). В Великобритании выплачивается единая пенсия (раз в неделю), а также дополнительная пенсия.
В европейских странах выплачиваются семейные пособия и пособия на детей, величина которых определяется возрастом ребенка. В Англии пособие на старшего ребенка выше, чем на последующих детей. В Германии семейные пособия сокращаются или увеличиваются в зависимости от семейного дохода.
|
|
Основными источниками финансирования социальной защиты являются страховые взносы от заработанной платы работающих по найму и государственные субсидии за счет налогов.
На развитие профессионализации социальной работы повлияли следующие важнейшие факторы:
Макрофакторы эволюции:
· промышленная революция начала века;
· изменения социальной политики в области прав
· организация системы социального страхования для больных и престарелых.
Мезофакторы эволюции:
· смещение акцентов помощи с материальных на обучение клиентов самостоятельно решать свои проблемы;
· изменение практических интересов социальных работников, переход от классовых интересов в направлении к личности клиента.
Микрофакторы эволюции:
· концентрация внимания социальных работников «на работе со случаем»;
· обоснование и внедрение в практику психоаналитических подходов со случаем;
· становление техник и методов индивидуальной работы, где деятельность социального работника строится на основе запросов клиента.