Государство, правящий класс)?»

В крайних своих значениях ответы на этот вопрос имеют два основных противоположных варианта (а это значит возможность наличия каких-то промежуточных значений ответов, включая и указание на то, куда, к какому из основных вариантов сознательно смещается или дрейфует госаппарат):

(1) «с помощью либеральных законов, т.е. классический либерализм (в те далекие времена его становления)» - преимущественно «мягкая» власть, ограничивающая себя только самыми необходимыми методами принуждения и больше опирающаяся на экономическое принуждение;

(2) «с помощью насилия, т.е. диктатура» - преимущественно «жесткая» власть, применяющая недемократические инструменты для сохранения/развития страны или использующая крайние формы насилия и, часто, внеэкономическое принуждение для собственного сохранения.

Под диктаторским режимом чаще всего понимают жесткую власть, не останавливающуюся перед применением крайних форм насилия. Но применение политического насилия в любых его формах может осу­ществляться и на «демократической основе» (например, Великобритания - в Ольстере, Франции - при подавле­нии студенческих волнений в 60-е годы и т.д.). А это означает, что демократия и диктатура - понятия не абсолютно противоположные.

Поскольку речь идет о политическом управлении, постольку для оценки степени эффективности этого управления используются в качестве критерия содержание четырех основных системных функций политуправления.

Речь идет о полноте реализации этих четырех основных функций всеми ведомствами (критерий оценки этой результативности!), службами государства, содержание которых присуще только ему:

1. Функции целедостижения – реализации роли государства в постановке стратегических целей страны и системы задач (для госаппарата и общества), обеспечивающих достижение этих целей. Это умение власти обеспечить выживание и развитие (духовное и материальное) абсолютного большинства (или всех) социальных групп общества (это и есть главные цели политического управления) и выживание и развитие самого госаппарата в довольно определенно намеченном и вполне обозримом (при жизни 2-3-х поколений) будущем, добиваясь и (1) формулирование и (2) достижение этих целей в понятиях, выбор которых обусловлен сложившейся в стране и внешнем мире ситуации, и системы конкретных задач по достижению этих стратегических целей, предусматривающих реализацию остальных трех функций. Это умение власти добиваться реализации остальных трех функций (реализация принятой народом модели политико-правового и экономического обустройства страны);

2. Функции адаптации, т.е. приспособление(законами, тарифами, налогами, банковскими ставками, пошлинами, подготовкой кадров, целенаправленной обучающей и разъясняющей информацией и т.д.) общества и госаппарата к меняющимся внутренним и внешним условиям, раскрытия путей хозяйственного саморазвития общества, производственно-трудовой (производство товаров, услуг, материальных и/или духовных ценностей) самореализации абсолютного большинства граждан; и реализация аналогичной функции в отношении самого госаппарата.

3. Функции интеграции общества и госаппарата вокруг поставленных властью понятных и принимаемых абсолютным большинством общества задач, программ изменения страны, национальных ценностей и т.д., развития чувства идентичности граждан и общества и понимания гражданами адекватности власти стоящим перед страной задач. И реализация аналогичной функции в отношении самого госаппарата.

Особую (незаменимую ничем и никем другим) роль в реализации этой функции играют правовые институты государства и общества, правоохранительная система государства с независимым судом и четко исполняющими законы прокуратурой, государственными и добровольческими органами общественного правопорядка, нравственные нормы и принципы, национальные традиции и обычаи. Повсеместно поддерживаемые госаппаратом (включая и личный пример) и общественными формированиями.

4. Функции воспроизводства структуры, самосохранения общества и государства и разрешения конфликтов, в реализации которой особая роль принадлежит духовной системе веро­ваний и соответствующих этой системе организаций, соблюдение национальной морали госаппаратом и его руководителями и, разумеется, органы социализации: семья, дошкольные и школьные воспитательно -образовательные организации; средние и высшие образовательно- воспитательны е учреждения и т.п. И реализация аналогичной функции в отношении самого госаппарата.

При этом армия рассматривается и как военная подсистема государства для самосохранения страны в условиях внешних угроз, и как необходимый для самосохранения страны особенный институт социализации индивидов, представляющих разные народы и социальные группы.

В реализация этих функций и заключен смысл и содержание ПОЛИТИЧЕСКОГО управления обществом госаппаратом, его качество. Это качество дополняется и другим – умелым политико-административным – технологическим – управлением обществом.

Это «технологическое» управление повседневной деятельностью ведомств, подразделений госаппарата, реализующих конкретизированные на данном этапе мероприятия по реализации функций политического управления, а не занимающихся «личным освоением» госбюджета (см. подробнее: Бирюков В.Д., Теплов Э.П. Гуманитарные аспекты информационной безопасности: логические основы, методология и методика (учебное пособие), раздел «Политическое» и «технологическое» управление как функция «достижения целей").

Изложенные выше функции являются системными критериями оценки эффективности политического управления государством страной.

«Во имя кого и чего управляет (ради каких целей, интересов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: