Цели и задачи дисциплины.
Дисциплина «Методы психологической коррекции» предназначена для студентов дефектологических специальностей педагогических университетов и институтов.
Цель данной дисциплины – ознакомление студентов с методологией и практикой применения различных психокоррекционных методик и технологий.
Задачи учебного курса вытекают из специфики самого учебного предмета и из конечной цели подготовки специалиста – всесторонне развитого психолога, хорошо владеющего психологическими и педагогическими знаниями, умениями и навыками, готового реализовывать их в практической работе.
Курс «Методы психологической коррекции» ориентирован на решение следующих задач:
· Обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам технологий и особенностей применения психологической коррекции;
· Сформировать у студентов прочные смысловые и деятельностные установки на практическое использование психолого-педагогических знаний;
· Познакомить студентов с современными методами психологической коррекции лиц с ограниченными возможностями здоровья.
· Обеспечить овладение студентами технологиями психокоррекции нарушений в психическом развитии ребенка;
· Сформировать у студентов умения и навыки работы с семьей и ребенком.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В процессе обучения студенты овладевают теоретическими знаниями об основных технологиях психологической коррекции; об истории создания методов психокоррекции; о теоретико-методологических основах и принципах психологической коррекции детей с нарушениями в развитии. В результате изучения курса «Методы психологической диагностики» студенты должны знать:
· теоретико-методологические основы психокоррекционной работы;
· современные подходы к организации и методическому обеспечению коррекционного процесса;
· основные методы и технологии психологической коррекции.
· специфику применения психодиагностических методов при разных типах нарушенного развития.
Студенты должны уметь:
· выбирать методы психологической коррекции в зависимости от психического развития ребенка;
· адаптировать методики и технологии к возрастным особенностям ребенка;
· проводить количественный и качественный анализ результатов психологической коррекции с целью включения полученных данных в общую картину развития ребенка;
· разрабатывать индивидуальную программу коррекции.
Темы для самостоятельного изучения.
№ п/п | Наименование раздела дисциплины | Тема | Кол-во часов | Форма контроля выполнения самостоятельной работы | |
1. | 2. | 3. | 4. | 5. | |
I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям) | |||||
1. | Теоретические основы психокоррекции как вида психологической практики. | Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы. | Аудиторное семинарское занятие | ||
2. | Методы психологической коррекции. | Классификация видов психологической коррекции. | Составление таблицы. Составление библиографии. | ||
3. | Теоретические модели психологической коррекции. | Теоретические модели зарубежной психологической коррекции. | Аудиторное семинарское занятие | ||
5. | Методологические основы психологической коррекции детей и подростков с проблемами в развитии. | Классификация видов проблемного развития | Аудиторное семинарское занятие | ||
6. | Психокоррекционные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья. | Классификация методов психологической коррекции. | Аудиторное семинарское занятие. Составление таблицы. Составление библиографии | ||
II. Темы для самостоятельного изучения | |||||
Теоретические модели психологической коррекции. | Классический психоанализ З. Фрейда; Аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера; Клиент центрированный подход К. Роджерса; Экзистенциальное направление; Поведенческое направление. Особенности когнитивной психокоррекции; Рационально-эмотивная терапия; Когнитивный подход А. Бека. Трансактный анализ. Гештальттерапия Ф. Перлза. | Защита рефератов | |||
III. Контрольные вопросы и задания | |||||
1. | Методологические и теоретические основы разработки психокоррекционных технологий. | Аудиторная контрольная работа | |||
2. | Модели психологической коррекции. | Составление таблицы | |||
3. | Структура психокоррекционного блока. | Составление таблицы | |||
4. | Психокоррекционные технологии для детей и подростков с проблемами в развитии. | Защита рефератов. Круглый стол. | |||
IV. Практическая работа студентов исследовательского характера | Подготовка и написание реферата Подготовка и написание курсовой работы | ||||
V. Зачетные тестовые задания по всему курсу | |||||
Итого |