Причины, диагностика, коррекция. Внешние проявления трудностей Уровни детерминации (причины) Задания для психодиагнс-тики и коррекции Рекомендации

Внешние проявления трудностей Уровни детерминации (причины) Задания для психодиагнс-тики и коррекции   Рекомендации
педагогический психологический психофизиологический
Затруднения при сливании звуков в слоги, слогов в слова   Низкий уровень синтеза звуковых элементов   56, 90 А Развитие «угады-вающее» чтение как угадывание навер-няка по контексту
  Неупроченность звукобуквенных ассоциаций      
Недостаточное знание букв алфавита     12-14, 30  
Не усвоены понятия «звук» и «буква» и их соотношение       Отработать понятие «звук» и «буква»
Побуквенное или слоговое чтение   Несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов   56, 60, 61  
  Неупроченность звукобуквенных ассоциаций      
  Низкий уровень развития процесса антиципации (предвосхищения): затруднение в опережающем опознании последующей буквы прежде или одновременно с опознанием предыдущей   41, 46  
Затруднения в артикуляции     23, 24  
«Двойное чтение» (про себе прошептывает слово побуквенно, вслух читает по слогам или целым словам)   Недостаточное развитие процесса антиципации   56, 77  
  Низкий уровень развития процессов синтеза   56, 60, 61  
Не дочитывает окончания слов (читает «как» вместо «какая») Высокая автоматизация навыка чтения       Деавтоматизировать навык чтения
  Недостаточность зрительного анализа букв в слове (синкретичность)   27, 44, 65-68  
    Индивидуальные особенности темперамента (холерический)    
Неправильное воспроизведение целого слова после правильного его прочтения по слогам   Недостаточность процессов звукового синтеза   56, 60, 61  
  Недостатки в развитии оперативной слуховой памяти      
Неправильные показ и название картинки, изображающей предметы, названия которых близки по звучанию   Недостатки в развитии фонетико-фонематического восприятия   20, 21, 85, 86  
«Грязные» согласные Не отдифференцированы понятия «звук» ([ ш ], [ д ] и др.) «буква» ([ша], [дэ] и др.)       «Вычислить» все согласные звуки
Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней   Недостаточное развитие анализа пространственных отношений   31, 32  
  Неустойчивость произвольного внимания      
Неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр. «фозетка» вместо «розетка», «злея» вместо «змея», «редята» вместо «ребята»)   Несформированность процессов зрительного анализа   4, 5, 43, 45  
  Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы   18, 30  
  Недостаточное развитие анализа пространственных отношений   31, 32  
Потеря строки при чтении   Неустойчивость произвольного внимания      
Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искожением (напр., «исповедь» вместо «исподволь», «маяться» вместо «маятник», «выше» вместо «вышла», «дне» вместо «две»)   Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность восприятия)   27, 44, 65-68  
Торопливость при чтении     66, 74 Деавтоматизировать навык чтения
«Угадывающее» чтение, носящее случайный характер и приводящее к неправильному прочитыванию слов   Недостаточность процессов анализа   44, 65-68  
  Низкий уровень развития процессов мышления (непонимание читаемого)   18, 41, 54  
  Недостаточная активность внимания   2, 5, 27  
«Зеркальное» чтение (чтение слов справа на лево) Несформированность однонапрвленности считывания слева направо     6, 68  
  Недостаточное развитие анализа пространственных отношений   31, 32, 67  
Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими) (напр., «заряд» вместо «разряд», «мушура» вместо «мишура», «апаликация» вместо «аппликация», «эксплюатотор» вместо «эксплуататор»)   Несформированность процессов произвольного внимания   2,43,64  
  Недостаточность процессов зрительного анализа   5,43,45,72,  
    Индивидуально-психологические особенности темперамента (холерический)   Повысить концентрацию внимания; усилить самоконтроль
Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую   Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов      
  Неупроченность отдельных графических образов букв      
Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного     Индивидуально-психологические особенности темперамента (холерический)   Повысить концентрацию внимания; усилить самоконтроль
Чрезмерная автоматизация навыка чтения       Деавтоматизировать навык чтения
Нечеткое произношение   Недоразвитие фонетико-фонематического анализа     Консультация логопеда
Недостатки в артикулировании        
Низкая скорость чтения   Недостаточность зритель-ного анализа буквенного материала (неразличение сходных по написанию букв, слов)   43, 75, 76  
  Несформированность процесса синтеза звуковых элементов   46, 56, 77  
  Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком   36, 58  
Недостатки в артикулировании        
  Малый объем восприятия   58, 59, 76  
    Индивидуально-психологические осо-бенности темперамента (флегматичный)   Предоставить возможность читать в удобном темпе
  Неустойчивость произвольного внимания      
  Низкий уровень мысли-тельной деятельности, затрудняющий понимание читаемого   17, 54, 55, 79, 80  
Челночное чтение (чтение с возвратом) Не сформирована одно-направленность считы-вания слева направо        
Смешивание букв по акустическим или артикуляционным признакам   Не упрочены звуко-буквенные ассоциации      
  Недостаточное развитие фонетико-фонемати-ческого анализа   20, 21, 85, 86  
Недостатки в произношении («грязные» согласные звуки)     23, 57 Консультация логопеда
Ограниченный словарный запас     Недостаточное развитие процессов памяти   13, 16, 18, 90 Б  
    Слабая познавательная активность      
  Недостатки в развитии мыслительных операций классификации, обобщения   17, 53, 89  
Плохое запоминание прозы и стихотворений   Механическое запоминание (недостаточная опора на мыслительную деятельность)   16, 18, 52  
    Недостаточность непосредственного произвольного запоминания   12, 13  
    Недостатки в развитии воображения      
      Астеническое состояние   Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)
Не может пересказывать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу   Слабая активизация мыслительной деятельности при чтении   39, 40, 41, 62  
Невладение приемами мыслительной обработки текста     18, 39, 42, 52 Учить делить текст на смысловые части; составлять план к тексту
Плохое речевое развитие, маленький словарный запас, не может производить синонимическую замену слов     70, 71  
  Низкий уровень осмысления прочитанного   18, 41, 54, 78  
  Недостатки в развитии мышления   1, 17, 53  
  Недостатки в развитии воображения      
  Не может выделить главное, существенное   39, 40, 41  
  Не умеет изменять внешнюю форму словесного выражения при сохранении его смыслового содержания      
Смешивание значений слов   Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия   20, 85  
Недостатки в артикуляции     23, 24 Консультация логопеда
  Недостаточная гибкость мышления      
«Механическое» чтение (непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста)   Некритичность мышления   40, 42 Обогащать словарный запас. Поиск учащимися незнакомых слов в тексте. Развивать воображение, мышление и память. Учить подбирать омонимы, синонимы, антонимы. Использовать прием «испорченные предложения» (пропуск слов, вместо одного предлога написан другой, в предложении вставлены лишни слова и др.)
  Поверхностная смысловая обработка текста   18, 41, 54
  Негибкость мышления   15, 84
  Неустойчивое внимание    
  Неумение выделить существенное   39, 40, 41
  Недостатки в развитии памяти   12-14, 52
  Недостатки в развитии воображения    
  Недостаточно сформирована мыслительная операция абстрагирования   47, 62
  Низкий уровень процесса антиципации    
Плохое владение техникой чтения     58, 60
Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения       Деавтоматизировать или автоматизировать навык чтения
Трдуности понимания слов, в том числе сходных по звуковому составу   Недостаточная гибкость мышления      
  Недостаточное развитие фонетико-фонематического анализа      
Недостатки в произношении отдельных звуков     20, 23, 57 Консультация логопеда
Не умеет выделять главное в прочитанном   Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа   39, 40, 41  
  Низкий уровень развития вербальной памяти   13, 52  
  Не сформирована мыслительная операция сравнения   25, 38, 55  
  Недостаточное развитие процессов внимания      
  Недостатки в развитии мышления   18, 41, 54, 78  
Трудности при узнавании того же самого, но выраженного в другой форме   Недостаточность мыслительной операции обобщения   17, 54  
  Недостаточность мыслительной операции абстрагирования   18, 47, 62  
Не усвоено понятие инвариантности        
Путает звуки и буквы   Недостаточность процесса звукобуквенного анализа      
Не усвоены понятия «звук», «буква» и их соотношение       Отработать понятия «звук» и «буква»
Невыразительность (монотонность) чтения   Недостаточность развития мышления (низкий уровень осмысления читаемого)   18, 40, 41, 54  
  Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого, затруднения с выделением смысловых единиц   26, 69, 78  
  Недостаточно развит фонетико-фонематический анализ   20, 21, 85,86  
Плохо владеет техникой чтения     58, 60 Определите конкретное затруднение в чтении у ученика и найдите его в данной таблице


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: