Внешние проявления трудностей
| Уровни детерминации (причины)
| Задания для психодиагнс-тики и коррекции
|
Рекомендации
|
педагогический
| психологический
| психофизиологический
|
Затруднения при сливании звуков в слоги, слогов в слова
|
| Низкий уровень синтеза звуковых элементов
|
| 56, 90 А
| Развитие «угады-вающее» чтение как угадывание навер-няка по контексту
|
| Неупроченность звукобуквенных ассоциаций
|
|
|
|
Недостаточное знание букв алфавита
|
|
| 12-14, 30
|
|
Не усвоены понятия «звук» и «буква» и их соотношение
|
|
|
| Отработать понятие «звук» и «буква»
|
Побуквенное или слоговое чтение
|
| Несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов
|
| 56, 60, 61
|
|
| Неупроченность звукобуквенных ассоциаций
|
|
|
|
| Низкий уровень развития процесса антиципации (предвосхищения): затруднение в опережающем опознании последующей буквы прежде или одновременно с опознанием предыдущей
|
| 41, 46
|
|
Затруднения в артикуляции
|
|
| 23, 24
|
|
«Двойное чтение» (про себе прошептывает слово побуквенно, вслух читает по слогам или целым словам)
|
| Недостаточное развитие процесса антиципации
|
| 56, 77
|
|
| Низкий уровень развития процессов синтеза
|
| 56, 60, 61
|
|
Не дочитывает окончания слов (читает «как» вместо «какая»)
| Высокая автоматизация навыка чтения
|
|
|
| Деавтоматизировать навык чтения
|
| Недостаточность зрительного анализа букв в слове (синкретичность)
|
| 27, 44,
65-68
|
|
|
| Индивидуальные особенности темперамента (холерический)
|
|
|
Неправильное воспроизведение целого слова после правильного его прочтения по слогам
|
| Недостаточность процессов звукового синтеза
|
| 56, 60, 61
|
|
| Недостатки в развитии оперативной слуховой памяти
|
|
|
|
Неправильные показ и название картинки, изображающей предметы, названия которых близки по звучанию
|
| Недостатки в развитии фонетико-фонематического восприятия
|
| 20, 21, 85, 86
|
|
«Грязные» согласные
| Не отдифференцированы понятия «звук» ([ ш ],
[ д ] и др.) «буква» ([ша], [дэ] и др.)
|
|
|
| «Вычислить» все согласные звуки
|
Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней
|
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| 31, 32
|
|
| Неустойчивость произвольного внимания
|
|
|
|
Неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр. «фозетка» вместо «розетка», «злея» вместо «змея», «редята» вместо «ребята»)
|
| Несформированность процессов зрительного анализа
|
| 4, 5, 43, 45
|
|
| Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы
|
| 18, 30
|
|
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| 31, 32
|
|
Потеря строки при чтении
|
| Неустойчивость произвольного внимания
|
|
|
|
Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искожением (напр., «исповедь» вместо «исподволь», «маяться» вместо «маятник», «выше» вместо «вышла», «дне» вместо «две»)
|
| Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность восприятия)
|
| 27, 44,
65-68
|
|
Торопливость при чтении
|
|
| 66, 74
| Деавтоматизировать навык чтения
|
«Угадывающее» чтение, носящее случайный характер и приводящее к неправильному прочитыванию слов
|
| Недостаточность процессов анализа
|
| 44, 65-68
|
|
| Низкий уровень развития процессов мышления (непонимание читаемого)
|
| 18, 41, 54
|
|
| Недостаточная активность внимания
|
| 2, 5, 27
|
|
«Зеркальное» чтение (чтение слов справа на лево)
| Несформированность однонапрвленности считывания слева направо
|
|
| 6, 68
|
|
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| 31, 32, 67
|
|
Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими) (напр., «заряд» вместо «разряд», «мушура» вместо «мишура», «апаликация» вместо «аппликация», «эксплюатотор» вместо «эксплуататор»)
|
| Несформированность процессов произвольного внимания
|
| 2,43,64
|
|
| Недостаточность процессов зрительного анализа
|
| 5,43,45,72,
|
|
|
| Индивидуально-психологические особенности темперамента (холерический)
|
| Повысить концентрацию внимания; усилить самоконтроль
|
Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую
|
| Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов
|
|
|
|
| Неупроченность отдельных графических образов букв
|
|
|
|
Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного
|
|
| Индивидуально-психологические особенности темперамента (холерический)
|
| Повысить концентрацию внимания; усилить самоконтроль
|
Чрезмерная автоматизация навыка чтения
|
|
|
| Деавтоматизировать навык чтения
|
Нечеткое произношение
|
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
|
|
| Консультация логопеда
|
Недостатки в артикулировании
|
|
|
|
|
Низкая скорость чтения
|
| Недостаточность зритель-ного анализа буквенного материала (неразличение сходных по написанию букв, слов)
|
| 43, 75, 76
|
|
| Несформированность процесса синтеза звуковых элементов
|
| 46, 56, 77
|
|
| Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком
|
| 36, 58
|
|
Недостатки в артикулировании
|
|
|
|
|
| Малый объем восприятия
|
| 58, 59, 76
|
|
|
| Индивидуально-психологические осо-бенности темперамента (флегматичный)
|
| Предоставить возможность читать в удобном темпе
|
| Неустойчивость произвольного внимания
|
|
|
|
| Низкий уровень мысли-тельной деятельности, затрудняющий понимание читаемого
|
| 17, 54, 55, 79, 80
|
|
Челночное чтение (чтение с возвратом)
| Не сформирована одно-направленность считы-вания слева направо
|
|
|
|
|
Смешивание букв по акустическим или артикуляционным признакам
|
| Не упрочены звуко-буквенные ассоциации
|
|
|
|
| Недостаточное развитие фонетико-фонемати-ческого анализа
|
| 20, 21, 85, 86
|
|
Недостатки в произношении («грязные» согласные звуки)
|
|
| 23, 57
| Консультация логопеда
|
Ограниченный словарный запас
|
|
Недостаточное развитие процессов памяти
|
| 13, 16, 18, 90 Б
|
|
|
Слабая познавательная активность
|
|
|
|
| Недостатки в развитии мыслительных операций классификации, обобщения
|
| 17, 53, 89
|
|
Плохое запоминание прозы и стихотворений
|
| Механическое запоминание (недостаточная опора на мыслительную деятельность)
|
| 16, 18, 52
|
|
|
Недостаточность непосредственного произвольного запоминания
|
| 12, 13
|
|
|
Недостатки в развитии воображения
|
|
|
|
|
|
Астеническое состояние
|
| Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)
|
Не может пересказывать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу
|
| Слабая активизация мыслительной деятельности при чтении
|
| 39, 40, 41, 62
|
|
Невладение приемами мыслительной обработки текста
|
|
| 18, 39, 42, 52
| Учить делить текст на смысловые части; составлять план к тексту
|
Плохое речевое развитие, маленький словарный запас, не может производить синонимическую замену слов
|
|
| 70, 71
|
|
| Низкий уровень осмысления прочитанного
|
| 18, 41, 54, 78
|
|
| Недостатки в развитии мышления
|
| 1, 17, 53
|
|
| Недостатки в развитии воображения
|
|
|
|
| Не может выделить главное, существенное
|
| 39, 40, 41
|
|
| Не умеет изменять внешнюю форму словесного выражения при сохранении его смыслового содержания
|
|
|
|
Смешивание значений слов
|
| Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия
|
| 20, 85
|
|
Недостатки в артикуляции
|
|
| 23, 24
| Консультация логопеда
|
| Недостаточная гибкость мышления
|
|
|
|
«Механическое» чтение (непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста)
|
| Некритичность мышления
|
| 40, 42
| Обогащать словарный запас. Поиск учащимися незнакомых слов в тексте. Развивать воображение, мышление и память. Учить подбирать омонимы, синонимы, антонимы. Использовать прием «испорченные предложения» (пропуск слов, вместо одного предлога написан другой, в предложении вставлены лишни слова и др.)
|
| Поверхностная смысловая обработка текста
|
| 18, 41, 54
|
| Негибкость мышления
|
| 15, 84
|
| Неустойчивое внимание
|
|
|
| Неумение выделить существенное
|
| 39, 40, 41
|
| Недостатки в развитии памяти
|
| 12-14, 52
|
| Недостатки в развитии воображения
|
|
|
| Недостаточно сформирована мыслительная операция абстрагирования
|
| 47, 62
|
| Низкий уровень процесса антиципации
|
|
|
Плохое владение техникой чтения
|
|
| 58, 60
|
Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения
|
|
|
| Деавтоматизировать или автоматизировать навык чтения
|
Трдуности понимания слов, в том числе сходных по звуковому составу
|
| Недостаточная гибкость мышления
|
|
|
|
| Недостаточное развитие фонетико-фонематического анализа
|
|
|
|
Недостатки в произношении отдельных звуков
|
|
| 20, 23, 57
| Консультация логопеда
|
Не умеет выделять главное в прочитанном
|
| Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа
|
| 39, 40, 41
|
|
| Низкий уровень развития вербальной памяти
|
| 13, 52
|
|
| Не сформирована мыслительная операция сравнения
|
| 25, 38, 55
|
|
| Недостаточное развитие процессов внимания
|
|
|
|
| Недостатки в развитии мышления
|
| 18, 41, 54, 78
|
|
Трудности при узнавании того же самого, но выраженного в другой форме
|
| Недостаточность мыслительной операции обобщения
|
| 17, 54
|
|
| Недостаточность мыслительной операции абстрагирования
|
| 18, 47, 62
|
|
Не усвоено понятие инвариантности
|
|
|
|
|
Путает звуки и буквы
|
| Недостаточность процесса звукобуквенного анализа
|
|
|
|
Не усвоены понятия «звук», «буква» и их соотношение
|
|
|
| Отработать понятия «звук» и «буква»
|
Невыразительность (монотонность) чтения
|
| Недостаточность развития мышления (низкий уровень осмысления читаемого)
|
| 18, 40, 41, 54
|
|
| Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого, затруднения с выделением смысловых единиц
|
| 26, 69, 78
|
|
| Недостаточно развит фонетико-фонематический анализ
|
| 20, 21, 85,86
|
|
Плохо владеет техникой чтения
|
|
| 58, 60
| Определите конкретное затруднение в чтении у ученика и найдите его в данной таблице
|