| Внешние проявления трудностей | Уровни детерминации (причины) | Задания для психодиагнс-тики и коррекции | Рекомендации | ||
| педагогический | психологический | психофизиологический | |||
| Затруднения при сливании звуков в слоги, слогов в слова | Низкий уровень синтеза звуковых элементов | 56, 90 А | Развитие «угады-вающее» чтение как угадывание навер-няка по контексту | ||
| Неупроченность звукобуквенных ассоциаций | |||||
| Недостаточное знание букв алфавита | 12-14, 30 | ||||
| Не усвоены понятия «звук» и «буква» и их соотношение | Отработать понятие «звук» и «буква» | ||||
| Побуквенное или слоговое чтение | Несформированность процесса синтеза звукобуквенных элементов | 56, 60, 61 | |||
| Неупроченность звукобуквенных ассоциаций | |||||
| Низкий уровень развития процесса антиципации (предвосхищения): затруднение в опережающем опознании последующей буквы прежде или одновременно с опознанием предыдущей | 41, 46 | ||||
| Затруднения в артикуляции | 23, 24 | ||||
| «Двойное чтение» (про себе прошептывает слово побуквенно, вслух читает по слогам или целым словам) | Недостаточное развитие процесса антиципации | 56, 77 | |||
| Низкий уровень развития процессов синтеза | 56, 60, 61 | ||||
| Не дочитывает окончания слов (читает «как» вместо «какая») | Высокая автоматизация навыка чтения | Деавтоматизировать навык чтения | |||
| Недостаточность зрительного анализа букв в слове (синкретичность) | 27, 44, 65-68 | ||||
| Индивидуальные особенности темперамента (холерический) | |||||
| Неправильное воспроизведение целого слова после правильного его прочтения по слогам | Недостаточность процессов звукового синтеза | 56, 60, 61 | |||
| Недостатки в развитии оперативной слуховой памяти | |||||
| Неправильные показ и название картинки, изображающей предметы, названия которых близки по звучанию | Недостатки в развитии фонетико-фонематического восприятия | 20, 21, 85, 86 | |||
| «Грязные» согласные | Не отдифференцированы понятия «звук» ([ ш ], [ д ] и др.) «буква» ([ша], [дэ] и др.) | «Вычислить» все согласные звуки | |||
| Повторное считывание той же строчки, пропуск строчки, считывание выше расположенной строчки вместо нижней | Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | 31, 32 | |||
| Неустойчивость произвольного внимания | |||||
| Неправильное чтение похожих по начертанию букв (напр. «фозетка» вместо «розетка», «злея» вместо «змея», «редята» вместо «ребята») | Несформированность процессов зрительного анализа | 4, 5, 43, 45 | |||
| Неупроченность ассоциаций между звуковой и графической формами буквы | 18, 30 | ||||
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | 31, 32 | ||||
| Потеря строки при чтении | Неустойчивость произвольного внимания | ||||
| Правильно прочитывается начало слова, а конец читается с искожением (напр., «исповедь» вместо «исподволь», «маяться» вместо «маятник», «выше» вместо «вышла», «дне» вместо «две») | Недостаточность зрительного анализа слова (синкретичность восприятия) | 27, 44, 65-68 | |||
| Торопливость при чтении | 66, 74 | Деавтоматизировать навык чтения | |||
| «Угадывающее» чтение, носящее случайный характер и приводящее к неправильному прочитыванию слов | Недостаточность процессов анализа | 44, 65-68 | |||
| Низкий уровень развития процессов мышления (непонимание читаемого) | 18, 41, 54 | ||||
| Недостаточная активность внимания | 2, 5, 27 | ||||
| «Зеркальное» чтение (чтение слов справа на лево) | Несформированность однонапрвленности считывания слева направо | 6, 68 | |||
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений | 31, 32, 67 | ||||
| Прочитывание слов с ошибками (пропуск букв, перестановка слогов, замена предыдущих букв последующими) (напр., «заряд» вместо «разряд», «мушура» вместо «мишура», «апаликация» вместо «аппликация», «эксплюатотор» вместо «эксплуататор») | Несформированность процессов произвольного внимания | 2,43,64 | |||
| Недостаточность процессов зрительного анализа | 5,43,45,72, | ||||
| Индивидуально-психологические особенности темперамента (холерический) | Повысить концентрацию внимания; усилить самоконтроль | ||||
| Трудности при переводе слов из слуховой формы в графическую | Отсутствие прочных связей между звуковым и зрительным образами слов | ||||
| Неупроченность отдельных графических образов букв | |||||
| Торопливость при чтении, что приводит к плохому пониманию прочитанного | Индивидуально-психологические особенности темперамента (холерический) | Повысить концентрацию внимания; усилить самоконтроль | |||
| Чрезмерная автоматизация навыка чтения | Деавтоматизировать навык чтения | ||||
| Нечеткое произношение | Недоразвитие фонетико-фонематического анализа | Консультация логопеда | |||
| Недостатки в артикулировании | |||||
| Низкая скорость чтения | Недостаточность зритель-ного анализа буквенного материала (неразличение сходных по написанию букв, слов) | 43, 75, 76 | |||
| Несформированность процесса синтеза звуковых элементов | 46, 56, 77 | ||||
| Не выработаны прочные ассоциации между буквой и звуком | 36, 58 | ||||
| Недостатки в артикулировании | |||||
| Малый объем восприятия | 58, 59, 76 | ||||
| Индивидуально-психологические осо-бенности темперамента (флегматичный) | Предоставить возможность читать в удобном темпе | ||||
| Неустойчивость произвольного внимания | |||||
| Низкий уровень мысли-тельной деятельности, затрудняющий понимание читаемого | 17, 54, 55, 79, 80 | ||||
| Челночное чтение (чтение с возвратом) | Не сформирована одно-направленность считы-вания слева направо | ||||
| Смешивание букв по акустическим или артикуляционным признакам | Не упрочены звуко-буквенные ассоциации | ||||
| Недостаточное развитие фонетико-фонемати-ческого анализа | 20, 21, 85, 86 | ||||
| Недостатки в произношении («грязные» согласные звуки) | 23, 57 | Консультация логопеда | |||
| Ограниченный словарный запас | Недостаточное развитие процессов памяти | 13, 16, 18, 90 Б | |||
| Слабая познавательная активность | |||||
| Недостатки в развитии мыслительных операций классификации, обобщения | 17, 53, 89 | ||||
| Плохое запоминание прозы и стихотворений | Механическое запоминание (недостаточная опора на мыслительную деятельность) | 16, 18, 52 | |||
| Недостаточность непосредственного произвольного запоминания | 12, 13 | ||||
| Недостатки в развитии воображения | |||||
| Астеническое состояние | Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня») | ||||
| Не может пересказывать прочитанное своими словами, стремится к дословному пересказу | Слабая активизация мыслительной деятельности при чтении | 39, 40, 41, 62 | |||
| Невладение приемами мыслительной обработки текста | 18, 39, 42, 52 | Учить делить текст на смысловые части; составлять план к тексту | |||
| Плохое речевое развитие, маленький словарный запас, не может производить синонимическую замену слов | 70, 71 | ||||
| Низкий уровень осмысления прочитанного | 18, 41, 54, 78 | ||||
| Недостатки в развитии мышления | 1, 17, 53 | ||||
| Недостатки в развитии воображения | |||||
| Не может выделить главное, существенное | 39, 40, 41 | ||||
| Не умеет изменять внешнюю форму словесного выражения при сохранении его смыслового содержания | |||||
| Смешивание значений слов | Недоразвитие фонетико-фонематического восприятия | 20, 85 | |||
| Недостатки в артикуляции | 23, 24 | Консультация логопеда | |||
| Недостаточная гибкость мышления | |||||
| «Механическое» чтение (непонимание читаемого текста: искажение смысла слов, непонимание смысла слов, фразы, текста) | Некритичность мышления | 40, 42 | Обогащать словарный запас. Поиск учащимися незнакомых слов в тексте. Развивать воображение, мышление и память. Учить подбирать омонимы, синонимы, антонимы. Использовать прием «испорченные предложения» (пропуск слов, вместо одного предлога написан другой, в предложении вставлены лишни слова и др.) | ||
| Поверхностная смысловая обработка текста | 18, 41, 54 | ||||
| Негибкость мышления | 15, 84 | ||||
| Неустойчивое внимание | |||||
| Неумение выделить существенное | 39, 40, 41 | ||||
| Недостатки в развитии памяти | 12-14, 52 | ||||
| Недостатки в развитии воображения | |||||
| Недостаточно сформирована мыслительная операция абстрагирования | 47, 62 | ||||
| Низкий уровень процесса антиципации | |||||
| Плохое владение техникой чтения | 58, 60 | ||||
| Слишком быстрый или слишком медленный темп чтения | Деавтоматизировать или автоматизировать навык чтения | ||||
| Трдуности понимания слов, в том числе сходных по звуковому составу | Недостаточная гибкость мышления | ||||
| Недостаточное развитие фонетико-фонематического анализа | |||||
| Недостатки в произношении отдельных звуков | 20, 23, 57 | Консультация логопеда | |||
| Не умеет выделять главное в прочитанном | Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа | 39, 40, 41 | |||
| Низкий уровень развития вербальной памяти | 13, 52 | ||||
| Не сформирована мыслительная операция сравнения | 25, 38, 55 | ||||
| Недостаточное развитие процессов внимания | |||||
| Недостатки в развитии мышления | 18, 41, 54, 78 | ||||
| Трудности при узнавании того же самого, но выраженного в другой форме | Недостаточность мыслительной операции обобщения | 17, 54 | |||
| Недостаточность мыслительной операции абстрагирования | 18, 47, 62 | ||||
| Не усвоено понятие инвариантности | |||||
| Путает звуки и буквы | Недостаточность процесса звукобуквенного анализа | ||||
| Не усвоены понятия «звук», «буква» и их соотношение | Отработать понятия «звук» и «буква» | ||||
| Невыразительность (монотонность) чтения | Недостаточность развития мышления (низкий уровень осмысления читаемого) | 18, 40, 41, 54 | |||
| Не умеет подчинить свою речь синтаксическому строю читаемого, затруднения с выделением смысловых единиц | 26, 69, 78 | ||||
| Недостаточно развит фонетико-фонематический анализ | 20, 21, 85,86 | ||||
| Плохо владеет техникой чтения | 58, 60 | Определите конкретное затруднение в чтении у ученика и найдите его в данной таблице |






