Задания для психодиагностики и психокоррекции причин трудностей школьников по русскому языку, чтению

Задание 1. Изучение анализирующего наблюдения

А. Выявление полноты, разносторонности, тонкости наблюдения.

- Описание внешнего вида объектов (ветка дерева, чучело или детальное красочное изображение птицы или животного). Задание ученику: "Внимательно рассмотри объект и расскажи, какой он по виду". Ответ оценивается с точки зрения количества выделенных и охарактеризованных свойств и признаков объекта.

- Определение недостающих деталей на рисунках. Задание ученику: "Посмотри, все ли правильно на этих рисунках? Если неправильно, дорисуй их". Оценивается число правильных ответов.

-Обнаружение малозаметных компонентов. Для сравнения предлагаются два рисунка, отличающиеся незначительными деталями. Вопрос: "Одинаковы ли рисунки или чем-нибудь отличаются?" Подсчитывается количество найденных отличий.

- Задание "Запутанный рисунок": на бумаге на одно и то же место наносятся контуры нескольких предметов (10-15). Задание ученику: "Назови предметы, которые ты здесь видишь". Подсчитывается количество выделенных предметов.

- Узнавание объектов. Ученику показываются контурные изображения птиц, листьев различных деревьев и предлагается узнать и назвать их. Выявляется степень полноты выделения свойств, дифференцированность и тонкость различения признаков.

Б. Выявление способности к интерпретации, осмыслению наблюдения.

Ученику дается задание описать какую-либо сюжетную картинку. На основе полученных результатов можно определить уровень развития наблюдательности (анализирующего восприятия) учащегося:

I уровень - бедное и слабо дифференцированное восприятие

(выделяются только броские черты, описание неполное, слабо выражена интерпретирующая деятельность;

II уровень - выделяются основные части объекта, но характеристика объекта односторонняя, интерпретирующая деятельность слабая;

III уровень - разносторонность и полнота наблюдения, тонкость анализа в условиях самостоятельной деятельности. Интерпретация наблюдений осуществляется на основе вычленения связей, близких жизненному опыту школьника;

IV уровень - дается исчерпывающая характеристика воспринимаемых свойств объекта в условиях самостоятельной деятельности, подмечаются малозаметные детали. Проявляются интерес и потребность в наблюдении.

Задание 2. Изучение процессов произвольного внимания

А. Школьнику предлагается без ошибок переписать следующие строчки:

1. АММАДАМА РЕБЕРГЕ АССАМАСА ГЕСКЛАЛЛА ЕССАНЕССАС ДАТАЛАТТА

2. ЕНАЛССТАДЕ ЕНАДСЛАТ ЕТАЛЬТАРРС УСОКГАТА ЛИММОДОРА КЛАТИМОР

3. РЕТАБЕРТА НОРАСОТАННА ДЕБАРУГА КАЛЛИХАРРА ФИЛИТАДЕРРА

4. ГРУММОПД

5. ВАТЕРПРООФЕТТА СЕРАФИННЕТАСТОЛЕ ЕММАСЕДАТОНОВ

6. ГРАСЕМБЛАДОВУНТ

7. ГРОДЕРАСТВЕРАТОНА ХЛОРОФОНИМАТА ДАРРИСВАТЕНОРРА

8. ЛАЙОНОСАНДЕРА

9. МИНОСЕПРИТАМАТОРЕНАЛЕТЕЛЛИГРАНТОЛИАДЗЕ

10. МАЗОВРАТОНИЛОТОЗАКОН

11. МУСЕРЛОГГРИНАВУПТИМОНАТОЛИГРАФУНИТАРЕ

12. АДСЕЛАНОГРИВАНТИБЮДАРОЧАН

13. БЕРМОТИНАВУЧИГТОДЕБШОЖАНУЙМСТЕНАТУРЕПВА

ДИОЛОЗГЛНИЧЕВЯ

14. ОСТИМАРЕ

Б. Корректурная проба.

Используются специальные бланки с несколькими рядами букв (55-60 букв в строке, 30-35 строк). Ученику предлагают в течение 5-7 минут как можно быстрее просматривать ряды букв и вычеркивать заданным образом 2-3 буквы (например, букву "а" зачеркивать, а букву "к" подчеркивать). Фиксируется количество просмотренных букв за отведенное время и количество допущенных ошибок (пропуск букв и неправильно зачеркнутые буквы). При отсутствии специальных бланков можно воспользоваться для этой же цели любым текстом с крупно напечатанными буквами.

Задание 3. "Найди красивые" (зрительный анализу)

Ученику предлагается выбрать красивый дом:

           
     
 
 
     
 


Затем его просят внимательно рассмотреть, как написана цифра "1", найти среди них красивые и обвести их карандашом.

 
 


Попросить ученика объяснить, почему, например, вторая цифра слева красивая, а седьмая - нет? Почему среди некрасивых единиц оказались такие, "носики" у которых красивые?

 
 


(Потому что палочки имеют разные наклоны, выходят за пределы строк или короче их).

Как отличить красивый "носик" от некрасивого? Попросить ученика определить, какие "носики" красивые, а какие - нет.

Задание ученику: красиво написать цифру "1" самостоятельно, не отрывая руки от бумаги. Работа над остальными цифрами проводится тем же способом.

Задание 4. Задания на зрительный анализ

А. Сколько треугольников в данной фигуре?

Б. Ученика просят внимательно рассмотреть какой-либо узор, составленный из геометрических фигур и нарисованный на доске или листе бумаги учителем, и точно так же воспроизвести его в тетради.

В. Изображение какого-либо предмета (например, чайник, кастрюля, лампа, цветок или др.) расчертить на 16-25 квадратов (4х4 или 5х5). Дать ученику заранее приготовленную сетку из такого же числа квадратов большего или меньшего размера и попросить перерисовать по клеточкам заданное изображение.

Задание 5. "Найди слово " (зрительный анализ букв, выделение их в слове)

Выбрать и подчеркнуть те буквосочетания и слова, которые написаны до черты:

СЕ СЕ ЕС СО СЕ ЕС СО СЕ СЕ ОС ЕС СЕ

ОБ БО БИ ОБ 0В БА БО БА ОБ ВО ОБ БО БО

ГДЕ ДЕГ ГЕД ГЛО ГЕД ЕГД ГЛЕ ГЛО ДОГ ГЕД ГДЕ

КОТ ТОК ОТК КОТ КИТ ТАК НОТ НОК КТО КОТ КТО

СЛОН НОСЛ ЛОСН СМОН СЛОЛ ЛОСМ СЛОН ЛОСМ СЛОМ

ВОДА ОДАВ ВАДО ВАДА ДАВО ВОДА БАДА ДОВА ВОДА

КАКОЙ КОКОЙ КОКАЙ КОКАТ КАЙОК КАЙОК КАКОЙ КАКОЙ

ЧАШКА ЧАЩКА КАЧАШ ЧАКАШ ЧАШКА ШКАЧА ЧАШКА ЧАЩКА

Задание 6. "Разноцветные точки" (однонаправленность считывания слева направо и сверху вниз)

Для выполнения задания необходима рабочая карточка, представляющая собой лист плотной бумаги, на котором строчкаминаклеены выбитые из цветной бумаги "точки". Число используемых цветов не должно быть меньше трех и больше пяти. Точкирасполагаются в 7 строк по 14 точек в каждой строке. Сначала определяется, умеет ли ученик правильно устанавливать связь междуцветом и его названием. Затем дается инструкция: "Называй этиточки по порядку, читай их". Ученик называет точки в том порядке, который он сам себе устанавливает. При этом взрослый не делает никаких замечаний. Школьник может прекратить "чтение"точек, если он заметил свою ошибку или сбился, и начать выполнять задание сначала, но это предварительно с учеником не оговаривается.

В протоколе записываются все названные учащимся точки. Анализ результатов ведется по следующим направлениям:

1) откуда ребенок начал "чтение", т.е. какая точка была названа первой (правильный ответ - крайняя левая точка верхней строки);

2) в каком направлении ученик продолжил чтение, т.е. какая точка была названа второй (правильный ответ – расположенная рядом на той же строчке справа);

3) в какой последовательности ребенок называл точки на строке: слева направо без повторов, повторные "чтения", пропуски, "читает" в обратной последовательности (правильный ответ - слева направо без повторов, пропуск и чтение в обратной последовательности);

4) в какой последовательности школьник "читает" строчки на рабочей карточке: от верхней строчки к нижней без повторов и пропусков, повторяет "чтение" той же строчки, пропуск строчек, повторное "чтение" вышележащей строки, "читает" от нижней строки к верхней (правильный ответ - от верхней строки к нижней без повторов и пропусков).

При наличии отступлений от указанных правил проводится коррекционная работа с использованием этой же рабочей карточки. Для этого ученику сообщаются условия "чтения" точек и вводится требование обязательного их выполнения. Взрослый активно руководит процессом выполнения задания.

Задание 7. Диагностики трудностей в выполнении пространственных учебных требовании

Ученику предлагается скопировать несколько групп точек, расположенных на строчках, и нарисовать их на свободном месте справа от образца.

Образец задания ______________________ _.____________ ......... ____.________________________________ .......... __________._________________________ .......... ____.________________________________ .......... Место для копирования образца __________________________________ __________________________________ __________________________________

Задание выполняется на листочке из школьной тетради. В данном варианте группы точек располагаются таким образом: 1) 2 – 4 – 3 – 1; 2) 3 – 1 – 2 – 4;

3) 2 – 3 – 1 – 4; 4) 3 – 1 – 4 – 2. Точка над строчкой ставится над первой точкой в группе их трех точек.

Инструкция ученику: "Перерисуй точки, соблюдая требования:

а) начинать с самой верхней строчки; б) сначала срисовать самую крайнюю слева точку; в) следить за промежутками между точками; г) точка над строчкой должна ставиться точно над первой точкой группы".

Выполненное учеником задание оценивается следующим образом: 1) ставит ли точки внутри строки; 2) сохраняет ли число точек в группе; 3) ставит ли точки в порядке слева направо; 4) отражает ли разницу в промежутках между точками; 5) не опускает ли точку над строчкой; 6) соблюдает ли порядок работы на строках от верхней к нижней.

Задание 8. Особенности зрительно-двигательной координации

А. "Змейка". На стандартном листе бумаги представлен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ученику предлагается как можно быстрее провести карандашом линию по этой дорожке, не касаясь ее стенок и не пересекая их.

Качество выполненной работы оценивается по числу касаний и времени выполнения задания. Лучший результат оценивается 0 баллов, за каждое касание начисляется 1 балл.

Б. Броски маленьким мячом в круг небольшого диаметра, нарисованный на стене, с разного расстояния.

Задание 9. "Палочки" (особенности саморегуляции интеллектуальной деятельности)

На листе бумаги в широкую линейку (поля обязательно справа) ученику предлагается писать палочки и черточки между ними следующим образом:

I - II – III – I - II - III -...

Выполняя задание, ученик должен соблюдать следующие правила:

1) писать палочки и черточки в заданной последовательности;

2) правильно переносить системы знаков с одной строки на другую (не начинать обязательно каждую новую строку с одной палочки и не разрывать системы из двух и трех палочек при переходе на новую строку);

3) не писать на полях;

4) писать палочки и черточки не на каждой строке, а через строку.

Время выполнения задания - 10-15 минут.

Критерии оценки качества выполненной работы:

- степень полноты принятия задания (принимает все правила, принимает частично, не принимает);

- степень полноты сохранения задания до конца занятия (сохранение всех правил, сохранение лишь отдельных правил, не выполняет ни одного правила);

- качество самоконтроля по ходу выполнения задания (замечает ли и исправляет ошибки или не замечает их);

- качество самоконтроля при оценке результата деятельности (старается основательно проверить, ограничивается беглым просмотром, вообще не просматривает работу, а сразу по окончании сдает на проверку учителю).

Задание 10. "Найди ошибки" (изучение сформированности процессов контроля над написанием)

Ученику предлагается найти ошибки в тексте.

«На Крайнем Юге нашей страны не росли овощи, а теперь растут. В огороде много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчи вют гнезда на деревьях. На повогодней елке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на пашне. Охотник вечером с охоты. В тетради Раи хорошие отлетки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади. В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня».

Задание 11. "Графический диктант" (умение выполнять последовательные указания взрослого, вычленять и самостоятельно воспроизводить заданный графический ритм)

На листе бумаги в клетку ученик рисует под диктовку учителя узор, проводя линии требуемой длины и заданного направления (направо, налево, вверх, вниз). Затем ученик продолжает узор самостоятельно. Выполнение работы под диктовку учителя и самостоятельное продолжение оцениваются отдельно. На тетрадном листе, отступив четыре клетки сверху и слева, ставятся три точки одна под другой (расстояние между ними по вертикали 7 клеток),

Задание ученику: "Будем учиться рисовать узоры. Они должны быть красивыми и аккуратными. Для этого меня нужно внимательно слушать - я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Говорю один раз, без повторений. Карандаш от бумаги не отрывать".

Тренировочный узор. Задание: "Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию; одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз. Дальше до конца строки продолжай самостоятельно". Учитель может помогать и указывать на ошибки. В последующих узорах исправлять ошибки ученика учителю нельзя.

Первый узор. Задание: "Поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вверх, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо, одна клетка вниз, одна клетка направо. Теперь продолжай самостоятельно".

Второй узор. Задание: "Поставь карандаш на нижнюю точку. Внимание! Рисуй линию: три клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, три клетки вниз, одна клетка направо, две клетки вверх, одна клетка направо, две клетки вниз, одна клетка направо, три клетки вверх. Дальше продолжай самостоятельно".

Оценка качества выполненного задания:

Высокий уровень (4 балла) - в целом узоры соответствуют диктуемым, в одном из них встречаются отдельные ошибки.

Средний уровень (3 балла) - оба узора частично соответствуют диктуемым, но содержат ошибки или один узор выполнен без ошибок, а другой не соответствует диктуемому.

Уровень ниже среднего (2 балла) - один узор частично соответствует диктуемому, другой - вовсе не соответствует.

Низкий уровень (1 балл) - оба узора не соответствуют диктуемым.

Задание 12. "Запомни картинки" (непосредственная произвольная зрительная память)

Ученику предлагают рассмотреть и запомнить предметы, изображенные по одному на 4-5 картинках. Через 1 минуту картинки убирают, а ученика просят назвать их по памяти. Затем ученик должен отыскать эти картинки среди 10-12 похожих, беспорядочно разбросанных картинок. Так же учить узнавать буквы и цифры, используя специально изготовленные карточки или кассу букв и цифр. Постепенно количество запоминаемых объектов (картинок, букв, цифр) следует увеличивать.

Задание 13. "10 слов" (произвольное слуховое запоминание)

Ученику предлагается внимательно выслушать и постараться с первого же раза запомнить 10 не связанных по смыслу слов, которые учитель произносит с интервалом 2-3 сек.

Слова воспроизводятся учеником сразу после их запоминания: а) в том же порядке либо б) в произвольном порядке. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Примерный набор слов:

лес, хлеб, окно, стул, вода,

брат, конь, гриб, игла, мед.

Задание 14. "Запомни цифровую последовательность" (произвольная слуховая память)

Учитель называет последовательность цифр с интервалом между ними 2-3 сек. и предлагает ученику повторить ее без ошибок. Начиная с последовательности из двух-трех цифр, постепенно количество цифр, составляющих последовательность, увеличивается. Чем большее количество цифр сможет правильно повторить ученик, тем лучше у него развита произвольная память на цифровой материал.

Примерные цифровые последовательности:

3 – 5

4 – 6 – 2

8 – 1 – 4 – 7

2 – 8 – 5 – 3 – 9

1 – 7 – 2 – 4 – 8 – 3 и т.д.

Задание 15. "Продажа слова с аукциона" (гибкость мыслительной деятельности)

Ученикам предлагается рассмотреть какой-либо объект с разных точек зрения и назвать как можно больше его свойств, качеств, признаков Например, рассмотреть заданное слово как часть речи, член предложения, с точки зрения морфологической структуры, количества букв, слогов, звуков и т.д. Тот ученик, который последним называет какое-либо качество данного объекта, получает карточку с соответствующим словом и становится его "хозяином".

Задание 16. "Картинки-помощники" (умение находить и устанавливать смысловые связи между отдельными элементами материала и опираться на них при его воспроизведении)

Перед учеником раскладываются 15-20 карточек с изображениями отдельных предметов (например, яблоко, троллейбус, чайник, самолет, ручка, рубашка, автомобиль, лошадь, флажок, петух и т.д.). Задание ученику: "Я сейчас назову тебе несколько слов. Посмотри на эти картинки, выбери из них ту, которая поможет тебе запомнить каждое слово, и отложи ее в сторону". Затем читается первое слово. После того как ученик отложит картинку, читается второе слово и т.д. Далее ученик должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает те слова, которые ему называли. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов.

Примерный набор слов:

пожар, завод, корова, стул, вода,

отец, кисель, сидеть, ошибка, доброта и т.д.

Задание 17. "Четвертый лишний" (выделение существенных признаков и обобщение)

А. Приготовить 10 листов с наклеенными на них картинками отдельных предметов. Ученика просят рассмотреть группы картинок и определить, какая "лишняя", т. е. не подходит к остальным. Дать объяснение. Назвать остальные три предмета одним (обобщающим) словом.

Примерный набор картинок:

мак, ромашка, роза, лук

чашка, блюдце, суп, тарелка

яблоко, персик, огурец, груша

помидор, баклажан, перец, слива

чашка, кастрюля, тарелка, стакан

молоко, сметана, каша, сыр

коза, курица, корова, овца

чайник, стул, стол, шкаф

машина, самолет, автобус, троллейбус

карандаш, портфель, тетрадь, шляпа

("Лишние" слова выделены курсивом.)

Б. Ученику зачитываются четыре слова, три из которых связаны между собой по смыслу, а одно слово не подходит к остальным. Предлагается найти это "лишнее" слово и объяснить, почему оно "лишнее". За правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный - 0 баллов.

Примерный набор слов:

- Книга, портфель, чемодан, кошелек;

- Самолет, гвоздь, пчела, вентилятор;

- Часы, очки, весы, термометр;

- Яблоко, книга, шуба, роза;

- Река, озеро, море, мост;

- Бабочки, линейка, весы, ножницы;

- Береза, сосна, ягода, дуб;

- Дедушка, учитель, папа, мама;

- Минута, секунда, час, вечер:

- Василий, Федор, Семен, Иванов.

("Лишние" слова выделены курсивом.)

Задание 18. "Свяжи слова" (смысловая память)

Даны два ряда слов, между которыми смысловые связи отсутствуют. Учитель зачитывает пару слов, а ученик запоминает второе слово пары, стараясь для этого установить какую-либо смысловую связь между словами данной пары (интервал между парами слов - 5 сек.). После прочтения всех пар через 10 мин. учитель читает левые слова каждой пары, а ученик воспроизводит слова правой половины ряда. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов. Чем больше слов воспроизводит ученик, тем лучше у него развито умение устанавливать смысловые связи.

Слова для предъявления:
слива -лампа синица – сестра лейка – трамвай мухомор – диван ботинки – самовар графин – брат жук – кресло гребень – земля компас – клей кит - сигарета спички – овца терка – море шляпа – пчела рыба – пожар

Задание 19. "Выбор родственных слов" (способность к обобщению)

Назвать слова, близкие друг к другу по существу:

- заморский, ношу, носить, нос, морилка, морской, носилки, переносица, уморить, приморский, разносчик, носовой, моряк, море;

- соль, солонка, посолить, солнечный, солонина, слоеный, соленый, стол;

- вода, вожу, вожатый, безводный, водник, водить, вождь, проводник, надводный, водяной, водитель, завод, подводный, водянистый, водичка, водолаз.

Задание 20. "Выявление недостатков фонематического анализа"

- Различить заданный звук среди других речевых звуков (исследуемый звук предъявляется среди других звуков, как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам, например, выделить звук "у" из звукового ряда "о, а, у, о, и, ы, о" или слог "ша" из слогового ряда "са, ша, ца, ча, ша, ща");

- Осуществить тонкую дифференцировку сходных звуков: звонких и глухих, шипящих, свистящих, твердых и мягких, сходных по артикуляции (приемы: предметное лото - отобрать картинки на заданные звуки, буквенный диктант - записать первую букву слов "труба", "дом", "дуб", "трамвай", работа с фишками разного цвета (синяя фишка - твердые согласные, зеленая фишка – мягкие согласные, красная фишка - гласные);

- Различить слова, близкие по звуковому составу, но различные по смыслу: "крыша" - "крыса", "день" - "тень", "булка" - "белка";

- Назвать слова, включающие сразу два оппозиционных звука: "с" и "ш" - "сушка", "ц" и "ч" - "чернильница";

- Опознать изолированный звук в ряду звуков и слогов: например, поднять руку на звук "ш" в ряду б, к, ш, т, р, ш, г, ш, д; ба, ка, ша, та (с максимальной контрастностью), в ряду п, ш, х, ф, ш, к, т, ш; па, ба, ша, ха, фа (со средней контрастностью), в ряду с, ш, ж, ш, з, ш, х, ж, ш; са, ша, жа, за, ша, ща (со слабой контрастностью);

- Опознать звук в слове: например, для звука "ш" в ряду "дом, школа, мешок, рыбак, шалаш" (с максимальной контрастностью), в ряду "санки, шапка, жук, нож" (со средней контрастностью), в ряду "сумка, сушка, машина, снежки, чайник, ножка, щетка, чашка, зайчишка" (со слабой контрастностью).

Задание 21. "Конфликтные картинки" (фонематический анализ)

Ученику предлагаются пары "конфликтных" картинок. Одно слово, обозначающее предмет, пишется на отдельной карточке, и ученик, прочитав, указывает соответствующую картинку.

Слова Картинки
Молоток Ворона и т.д. молоко молоток; ворона ворота

Задание 22. Выявление недостатков звукового анализа

А. - Определить количество звуков в словах "мак", "шуба", "карточка", "гвоздь" и др. (отметить трудности в дифференциации выделенного звука с близким акустическим звуком и в какой мере ученик может выделять звуки, которые он произносит правильно или неправильно);

- Преобразовать слова путем замены, перестановки или добавления звуков и слогов (например, заменить гласный звук: "сок" - "сук", переставить буквы в слоге и назвать полученное слово: "марки"- "рамки", придумать слова, состоящие из трех звуков, в которых второй и третий звуки известны ("...ом - дом, ком, сом, лом" и др.).

Б. - Расчленить слышимую речь на отдельные слова и звуки;

- Выделить звуки из слова вразбивку (назвать второй, третий, пятый и другие звуки в слове; назвать слово, где определенный звук стоял бы на втором, четвертом, седьмом и т.д. месте; определить количество гласных и согласных звуков в анализируемом слове).

В. - Последовательно выделить звуки, входящие в состав данного для анализа слова: а) кот, дом, сом, шуба, окно, сумка, щипцы, клещи, бабушка, карточка, обезьяна, дверь, ткач, гнездо, дружба, торт; б) скворечник, чернильница, трещотка, кастрюля, кораблекрушение;

- Определить количество звуков в слове;

- Назвать звуки в слове, стоящие перед или после определенного звука (например, какой звук в слове "гвоздь" стоит после или перед "з"; в слове "дрова" стоит перед "в" или после "д" и т.д.);

- Назвать слова из трех, четырех, пяти звуков и выделить в них звуки в той последовательности, в какой они следуют в этих словах;

- Придумать слова или отобрать картинки, название которых начинается на определенный звук, например на звук "с", но чтобы после него стоял бы гласный звук "а".

Задание 23. "Произнеси чисто"

Учитель произносит по одному разу каждое двустишие, содержащее наиболее часто смешиваемые артикуляционно сложные согласные (А), и фразы со сложной слоговой структурой (Б). Ученик быстро их повторяет. Добиваться четкого произнесения каждого звука.

А) 1. Щеткой чищу я щенка,

щекочу ему бока.

2. Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас.

3. Стоит воз овса, возле воза - овца.

4. Клала Клава лук на полку.

5. Зоя - зайкина хозяйка,

спит в тазу у Зои зайка.

6. Клара у Вали играла на рояле.

Б) 7. Рыбки в аквариуме (повторить два раза).

8. Милиционер остановил велосипедиста.

9. Сыворотка из-под простокваши.

10. Полполдника проболтали.

Задание 24. "Произнеси быстро" (коррекция сбоя в артикулировании)

Дается предложение или строфа стихотворения и просят 10 раз подряд произнести ее вслух без пауз и как можно быстрее. Все слова должны произноситься при этом очень четко. Выполнять задание ежедневно. Можно засекать время. Сокращение времени произнесения фразы из одного и того же количества букв свидетельствует об улучшении процесса артикулирования. Примеры скороговорок:

Добры бобры идут в боры.

Уже ужи в луже.

В нашей пуще чащи гущи.

Малина манила Марину и Милу.

У Кондрата куртка коротковата,

Шесть мышат в камыше шуршат.

Дровоколорубы рубили дубы.

Задание 25. "Найди двух одинаковых" (зрительный анализ и сравнение )

На данном рисунке нужно найти двух одинаковых мальчишек.(№ 3 и № 5).

 
 


Задание 26. "Склеенное " слово, "склеенные " предложения (выделение отдельных слов из квазислова или предложения)

А. Нужно отделить слова друг от друга вертикальной черточкой:

ШАРКОРЗИНАБОТИНКИБИНОКЛЬЕДАОБЕЗЬЯНКА

КНИГАРУКАЕЛЬЧАСЫТРАМВАЙКАРАНДАШЛУЧИГРАОКНО

Б. Аналогично выполняется задание на отделение "склеенных" слов в предложении и "склеенных" предложений:

БЫЛАЗИМАМОРОЗЩИПАЛЩЕКИПОТОМСТАЛОТЕПЛОВЫПАЛО

МНОГОСНЕГАДЕТИЛЕПИЛИСНЕГУРОЧКУОТСНЕГАРУКИЗЯБЛИ

НОЗАТОСНЕГУРОЧКАВЫШЛАХОРОША.

Задание 27. "Найди слова " (зрительный вербальный анализ)

В нижеприведенных рядах букв ученика просят найти "спрятавшиеся" там слова:

ГАЗЕТАВРОАТМНИВСЛШКТДОМРВМЧЕВНГМШЬ (газета, дом)

ШАОНСРВИКЕЫМОЧКИВЛГМЛГСТИМСНПАКЕТД (очки, пакет)

АВМЛБЕРЕЗАВЛНГСТРЫИЧЕНСЩКНИГАМШВАЛ (береза, книга)

ВОНГАРСИЫПЧЬЛЩДАТКОШКАВИСНУЕКЫМЧСЯ (кошка)

ЗВНКПЕНАЛВИСКШНМТВЛДЧБЮВНЛЕСВНАОСТВ (пенал, лес)

Задание 28. "Объедини слова " (вербальный синтез)

Составить предложения с данными словами:

- ветер, капуста, осина;

- ваза, чашка, хлеб, солнце;

- очки, лимон, книга, звонок, тепло.

Задание 29. "Сравнение слов "

"Будем сравнивать с тобой слова. Я назову два слова, а ты ответь мне, какое из этих слов длиннее, какое короче: какое больше, какое меньше.

- Сравни слова "карандаш" и "карандашик". Какое, из этих слов короче? Почему?

- Сравни слова "кот" и "кит". Какое из этих слов больше? Почему?

- Какое из двух слов длиннее: слово "удав" или слово "червячок"?

- Какое слово длиннее: слово "минута" или слово "час"? Почему?

- Какое слово короче: слово "хвост" или слово "хвостик"? Почему?

- Какое слово больше: "мышка" или "мишка"?

- Какое слово короче: "усики" или "усы"?

Отсутствие устойчивого различения предметной отнесенности и звуковой оболочки слов свидетельствуют о неразвитости умения вычленять элементы звуковой формы.

Задание 30. "Мягкие буквы" (запоминание формы буквы и соотношения ее частей и пропорции)

Ученику дается шнурок и предлагается на листе белой бумаги разложить его так, чтобы получилась заданная буква (строчная). То же в отношении цифр.

Задание 31. Развитие пространственных представлений

1. Отработка понятий "правый" и "левый".

2. Выполнение упражнений на усвоение пространственных соотношений с целью выработки умения правильно пользоваться предлогами в устной речи. Например, предложить ученику положить книгу на стоп, под стол, в стол, около стола, за стол, над столом и др.

3. Выполнение заданий: нарисовать домик, елочку, забор в прямом и перевернутом видах; рассматривать картинки в прямом и перевернутом видах.

4. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка.

5. Использование игр с постройками из кубиков.

6. Составление узоров из геометрической мозаики по рисунку и по памяти, работа с конструктором, склеивание различных моделей с выяснением, где какая сторона, верх, низ изделия и т.д.

7. Написание слов справа налево: яблоко, петух, брюки, вагой, зеркало, школа, семечко, попугаи, книга, тетрадь, телефон, ваза, машина.

8. Предъявлять круг одной и той же величины на разных рас стояниях (5 м, 7 м) от ученика и предлагать подобрать круг, равный ему по величине, из числа кругов, находящихся на щите рядом со школьником. То же задание можно выполнить с заменой кругов вертикальными линиями.

9. Предложить ученику нарисовать предмет такой же величины, каков он в действительности.

10. Демонстрируя соответствующие изображения, учить школьников правильно употреблять словесные обозначения пространственных признаков предметов: высокий - низкий (дом), длинный - короткий (хвост), широкий- узкий (ручей), толстый - тонкий (карандаш).

11. Рассмотреть плакат, на котором посередине изображена прямая горизонтальная линия и приведены рисунки различных предметов, расположенных выше, ниже или на ее уровне. Задаются вопросы о расположении предметов на плакате:

- Выше какого предмета находится... (мяч)? Ниже какого предмета находится... (мяч)? Что находится правее... (мяча)? Что находится левее... (мяча)?

- Что находится на линии, над линией, под линией? Что будет находиться на линии, если ее продолжить вправо, влево?

Задание 32. "Диктант пространственных действий" (пространственные представления)

На листе бумаги, разделенном на 16 одинаковых частей (каждая часть нумеруется слева направо, в каждой части в центре поставлена точка), под диктовку ученик изображает задаваемое направление с помощью прямой стрелки или стрелки с поворотом:

1. От исходной точки (и.т.) провести стрелку вверх.

2. От и.т. провести стрелку вправо.

3. От и.т. провести стрелку вниз.

4. От и.т. провести стрелку в левый верхний угол.

5. От и.т. провести стрелку в левый нижний угол.

6. От и.т. провести стрелку в правый верхний угол.

7. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол.

8. От и.т. провести стрелку вверх, потом по кругу влево.

9. От и.т. провести стрелку вниз, потом по кругу вправо.

10. От и.т. провести стрелку вверх, потом по кругу вправо.

11. От и.т. провести стрелку вниз, потом по кругу в правый верхний угол.

12. От и.т. провести стрелку в левый верхний угол и от него вправо.

13. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол и от него вверх.

14. От и.т. провести стрелку влево, затем вверх,

15. От и.т. провести стрелку вверх, потом в правый нижний угол.

16. От и.т. провести стрелку в правый нижний угол, потом влево.

За каждое неправильно выполненное задание начисляется один штрафной балл.

Задание 33. Развитие мелких дифференцированных моторных актов и двигательных умений

1. Вырезание ножницами по контуру изображений разной степени сложности.

2. Складывание рисунков-узоров из мелких предметов в ячейки.

3. Рисование кругов, овала и других фигур.

4. Выполнение гимнастических упражнений.

5. Использование подвижных игр.

6. Выполнение упражнений на прием мяча на коротком расстоянии.

7. Выполнение гимнастики пальцев рук.

8. Нанизывание бусинок на длинную нитку.

9. Раскрашивание картинок карандашом с разной степенью нажима.

Задание 34. Зрительный диктант на вербальном материале (зрительный анализ слов, развивает орфографическую зоркость)

Предлагаемый материал учитель заранее пишет на классной доске, причем те орфограммы, которые особенно должны быть запечатлены зрительной памятью, могут быть выделены графически (подчеркиванием, другим цветом или более крупным шрифтом). Материал подвергается необходимому разбору, чтобы прочно запечатлеться в зрительной памяти. Ученик анализирует графический образ слова или предложения, данного на доске. Списывание по буквам не допускается. Учитель предупреждает, что слова сейчас будут стерты с доски (или занавешены).

Примеры вариантов зрительного диктанта.

I. Летом.

Рады дети лету. Каждое утро мчатся они к реке. Днем собирают щавель. Потом идут гулять в рощу. Там поют чижи, стучат дятлы, трещат сойки. Хорошо летом!

II. Овощи; помидор, огурец, морковь, горох, капуста, картофель.

Деревья: береза, осина, клен, дуб.

Птицы: воробей, ворона, сорока, дятел

III. Что такое пальто? (Одежда) Ольха? (Дерево) Астра? (Цветок) Редька? (Овощ) Окунь? (Рыба) Шинель? (Одежда) Кукла? (Игрушка) Пила? (Инструмент) Кровать? (Мебель)

Задание 35. "Запомни написание " (орфографическая зоркость)

В течение 6-8 сек. учащиеся читают текст, предложенный учителем. Затем текст закрывается, и ученики записывают его по памяти. Выделенные жирным шрифтом буквы записываются зеленым цветом.

В л е су сосна. Е жи ж и вут в л е су.

У с о сны л и са. Е рш и ж и вут в р е ке.

В л е су о сины. Щ у ка - ре чн ая рыба.

У о сины за я ц. Наша дач а уре чк и.

Ребята пришли в школу. В классе идет работа. Учитель учит учеников. У учеников идет ученье. К нам пришла морозная зима. Всю ночь шел пушистый снег. Утром ребята пошли на горку. Быстрокатились лыжи и санки.

Задание 36. Поиск в тексте заданных слов (перевод из слуховой формы в зрительную)

Задаются одно - три слова, которые ученик должен как можно быстрее найти в тексте. Вначале эти слова предъявляются зрительно, в дальнейшем - на слух. Отыскав слова, ученик их подчеркивает или обводит кружком.

Задание 37. "Сосчитай слова " (слуховой вербальный анализ)

Учитель зачитывает по одному предложению текста. Ученика просят ответить, сколько слов в каждом предложении.

Примерный текст для предъявления:

Наши котята еще очень маленькие. Они еще слепые. Они постоянно ищут мать. Им кушать хочется. Кошка кормит их своим молоком. Когда они наедятся, они засыпают. Мать убегает тогда искать себе пищу. Когда котята подрастут, глазки их откроются. Кошка будет им носить мышей. Она будет приучать их ловить мышей. Когда они совсем вырастут, они сами будут находить себе пищу.

Задание 38. "Прочитан быстро" (на зрительный анализ и сравнение слов)

Для быстрого восприятия даются пары слов, различающиеся одной или несколькими буквами:

Близкий - ближний, пуховый - пушной,

дедушка - девушка, соседний - соседский

редкий - резкий, ворота - ворона и др.

Задание 39. "Повтори слова " (развитие смыслового анализа)

Ученика просят при чтении некоторые слова произносить вслух дважды (сначала каждое второе слово, затем каждое третье, потом - только слова, несущие основную смысловую нагрузку в предложении, например: "И тогда Саша быстро побежал к лагерю, а Вова, растерявшись, оставался на месте ").

Задание 40. "Поиск смысловых несуразностей " (анализ смыслового содержания текста)

Подготовить текст или набор отдельных предложений, в которых наряду с правильными предложениями встречаются такие, которые содержат смысловые ошибки, делающие описываемую ситуацию нелепой. Задача ученика - найти такие смысловые ошибки.

Примерные тексты для предъявления:

Весна

Наступило лето. На заснеженных ветках сидят соловьи. Из берлоги выкатились зайчата, очнувшись от зимней спячки. На деревьях распускаются почки и опадают листья. Люди тоже готовятся к лету: запасают корм на зиму для скотины, собирают урожай, утепляют дома и топят печь.

Зима

На дворе зима. На мягкой травке резвятся мальчишки в теплых шубах. На рябинах еще висят прошлогодние желуди. В маленьком пруду много диких уток. Голуби и воробьи плещутся в дорожной пыли. Вокруг зимняя сказка! Деревья усыпаны тополиным пухом. Повсюду пахнет зимой.

Осень

На дворе стоял конец сентября. Рано утром я вышелиз дома. Поздней осенью, как обычно, буйно цвели яблони. Мне очень хотелось посмотреть, что сейчас в лесу делается. Я шел по шелковистой зеленой траве, на которой блестели капли дождя. Далеко видно в лесу, а все потому, что листья опадают с деревьев. Бесшумно падают желтые, красные, бурые листочки на землю и устилают ее теплым покрывалом. А сквозь этот великолепный ковер проглядывают красные ягодки земляники.

Задание 41. "Заполни пропуски" (смысловой анализ текста, антиципация содержания текста)

Дается текст или ряд отдельных предложений с пропущенными в них словами. Например, "Долго ли, коротко ли шел принц по тропинке, и вот, наконец, он ____ маленькую перекосившуюся______ на курьих ножках".

Возможны пропуски двух видов:

а) заполнение на основе сложившихся целостных речевых штампов ("избушка на курьих ножках"),

б) заполнение с учетом более или менее широкого смыслового контекста.

Примерный текст для предъявления:

Когда Гулливер _________(проснулся), было уже совсем________ (светло). Он лежал на спине, и ______ _(солнце) светило прямо ему в________ (лицо). Он хотел было протереть _____ (глаза), но не мог поднять________ (руку), хотел сесть, но не мог___________ (пошевелиться).

Тонкие________ (веревочки) опутывали все его тело от подмышек до колен; _____ (руки) и_____ _(ноги) были крепко стянуты веревочной сеткой; ________ (веревочки) обвивали каждый палец. Даже длинные густые _______ (волосы) Гулливера были туго намотаны на________ (маленькие) колышки, вбитые в ________ (землю), и переплетены ______ (веревочками). Гулливер был похож на _______ (рыбу), которую поймали в _______ (сеть).

Задание 42. "Заполни пропуски букв в словах" (способность схватывать слово осликом, умение учитывать контекст каждого слова)

Пропущенное слово подсказывается несколькими буквами, однозначно его определяющими. Например, "Никогда еще королева так не кричала, не была такой се-д-т-й". Если смысловые догадки преобладают над анализом букв, нужно, чтобы контекст задавал несколько вариантов смыслового восполнения слова, но однозначность пропущенного слова навязывалась бы составом и месторасположением подсказываемых букв. Например, "И тут мальчик неожиданно о- - я - - - ся" (остановился, оглянулся, оступился).

Задание 43. "Найди слова " (побуквенный анализ слов)

Ученику дают 18-20 карточек, на каждой из которых написано одно слово. Нужно найти слова, которые при написании отличаются одной или несколькими буквами. Например, "машина - малина", "автобус - абрикос", "Маша - Миша", "Тоня - Толя"и др.

Задание 44. "Раздели па группы " (побуквенный анализ)

Подготовить 12-15 карточек, на каждой из которых написано одно из следующих трех псевдослов, мало отличающихся друг от друга; заркунсебул, зархулгебул, заркунчебул. Каждое из них встречается от трех до шести раз. Задача ученика - как можно быстрее разложить их на группы так, чтобы в каждую группу попали лишь тождественные по написанию псевдослова.

Задание 45. "Найди эталон " (произвольное внимание и побуквенный анализ)

В качестве эталона предлагается какое-либо длинное слово или псевдослово. Затем дается набор из 10-15 карточек, на которых написаны как это слово-эталон, так и другие слова, отличающиеся от него лишь на одну - две буквы. Например, в качестве эталона выбрано слово "фломенидия". На карточках встречаются слова: фламанидия, фломенадия, флонемидия и т.п. Задача ученика - быстро разложить карточки на две группы; со словами, совпадающими с эталоном, и со словами, отличающимися от него.

Сначала слово-эталон находится постоянно перед учеником в непосредственной близости, затем оно пространственно отделяется (пишется или вывешивается на доске). На заключительном этапе слово-эталон показывается на 15-20 сек., а затем убирается, и сличение осуществляется по памяти. Для усложнения задания можно попросить ученика раскладывать карточки на подгруппы: не совпадает только одна буква, две буквы и т.д.

Задание 46. "Словесные лабиринты " (анализ через синтез)

Ученика учат читать написанные вертикально слова:

при при

р ро

ода да

Затем буквы заданного слова маскируют лишними, не несущими никакой информации буквами. Нужно прочитать заданное слово. Например,

Б А К Ц Н В Г К А Движение из верхнего левого угла вправо или вниз к правому нижнему углу. В более сложных вариантах - любые движения по вертикали и горизонтали, произвольность место положения первой и последней букв.

Задание 47. "Посмотри вокруг" (операция абстрагирования)

Ученика просят посмотреть вокруг себя и увидеть как можно больше предметов одной и той же формы, одного цвета, из одного материала, предметы, названия которых начинаются с одной и той же буквы.

Задание 48. Зрительный диктант на невербальном материале (точность непосредственного зрительного запоминания)

В течение 1 минуты ученикам показывается ряд фигур, которые изображены двумя разными цветами. Школьников просят точно запомнить их, а затем воспроизвести в тетради с сохранением порядка фигур, особенностей их конфигурации и раскраски.

Постепенно время показа сокращается, а задание усложняется.

Примерные последовательности фигур:

№ 1."Запомни и нарисуй"

                                               
                       


№ 2."Запомни и нарисуй"

№ 3. "Найди и исправь ошибку"

№ 4. "Продолжи"

Задание 49. Установление взаимно-однозначного соответствия

А. Перед учеником ряд предметов (например, пуговиц). Задание ученику: "Выложи столько же фишек внизу в ряд, сколько здесь пуговиц". Если ученик пытается выполнить задание с помощью счета, то нужно показать способ выкладывания фишек в ряд в строгом соответствии с каждым из элементов верхнего ряда и предложить ему продолжить эту последовательность выкладывания. После этого учитель закрывает ряд фишек: "Сколько фишек ты выложил?" После ответа ученика ряд фишек открывается, а в ряду предметов закрывается часть: "Сколько пуговиц закрыто?"

Правильные ответы на поставленные вопросы свидетельствуют о понимании учеником взаимозаменяемости однозначно соотнесенных элементов предметных совокупностей.

Б. Расхождение количественного и пространственного моментов в условиях действия. Выполняется на листах в клетку со следующей заготовкой:

Ученику предлагается дорисовать квадраты на пустой дорожке, чтобы их было столько же, сколько квадратов на первой дорожке. Отмечается знаком "+" действие с ориентацией на количественное соотношение элементов множеств, знаком "-" - действие с ориентацией на пространственное расположение элементов.

В. Сравнение множеств, элементом одного из них является отдельный предмет, а элементом другого множества - сразу несколько предметов.

Выполняется на листах со следующей заготовкой:

 
 


Задание: "В верхней части листа - ваза с букетом цветов. Ниже - пустые вазочки, приготовленные для букетов. Под ними клумба, на которой садовник начал высаживать цветы для будущих букетов. Нарисуй столько цветов, чтобы их хватило в приготовленные вазочки". Обращают внимание ученика на "образцовый" букет (какой букет должен получиться), не называя при этом количество цветов в букете.

Фиксируются следующие способы действий:

"+"- способ соотнесения ваза- букет (1-3): рисунки цветов тройками, пространственно отделенными друг от друга; общее количество цветов в этом случае будет равно 12;

"-"- способ поединичного соотнесения ваза- цветок (1-1): а) в этом случае на рисунке будет изображено всего 4 цветка; б) непринятие условия задачи: произвольное рисование цветов; г) пока есть свободное место.

Задание 50. Понимание смысла счетного действия

А. Умение правильно соотносить число и предметы без пропусков и пересчитывания дважды. Нужно подсчитать предметы, расположенные по разным конфигурациям.

Б. Понимание учеником независимости количественного результата от направления счета. Ученику предлагается карточка с изображением ряда предметов, расположенных в убывающей последовательности. Учитель говорит: "Это оставленные на вешалке шляпы гостей. Сколько людей пришло в гости?"

 
 


После ответа ученика карточка переворачивается так, что последовательность предметов становится возрастающей. Учитель спрашивает: "А теперь сколько гостей в доме?"

Отмечается, пересчитывает ли ученик заново предметную совокупность или нет.

Задание 51. Овладение числовым рядом и его свойствами.

А. Ученику предлагаются задания на:

прямой счет (сосчитать до 10, начиная с 3, 5, 8; сосчитать до 30, начиная с 21, 24, 27; сосчитать до 70, начиная с 62, 66, 69; сосчитать от 90 до 100, от 193 до 203, от 999 до 1003, от 3141 до 3151;

обратный счет (сосчитать от 10 до 1, от 30 до 20, от 72 до 62, от 101 до 91. от 203 до 193, от 1003 до 999, от 3151 до 3141).

Отмечаются: а) все случаи, когда ученик, чтобы начать обратный счет, сначала обращается к прямому счету; б) сравнить легкость и скорость обратного счета и прямого счета; в) на каком уровне обратный счет еще безошибочен; г) различия в уровнях прямого и обратного безошибочного счета.

Б. Задания ученику:

а) считай с "а" до тех пор, пока не станет на "n" больше: n = 2, 5, 8

а = 3, 7, 14;

б) считай от "а" до "b" и скажи, сколько единиц ты насчитал:

а = 3 b = 7

а = 4 b = 10

а = 9 b = 19

в) начни считать в обратном порядке от "b" до тех пор, пока не будет на "n" меньше:

b = 3 n = 2

b = 7 n = 5

b = 14 n = 8

г) считай от "b" до "а" в обратном порядке и скажи, сколько единиц ты насчитал:

b = 7 а = 3

b = 10 а = 4

b = 19 а = 9

Фиксируется: 1) количество правильных ответов при прямом и обратном порядке; 2) какие средства употребляет ребенок - считает на пальцах, откладывает предметы; 3) паузы, задержки; количество включений прямого счета при обратном счете.

В. Дан "сказочный" пример с одним "обычным" числом:

А + 1 = В. Из двух "сказочных" чисел подчеркните большее. Объясните свой выбор.

С - 1 = Р. Из двух "сказочных" чисел подчеркните то, которое в сказочном числовом ряду стоит правее,

К+2=Е, П-1=Р. В каком из этих двух примеров использованы последующее и предыдущее "сказочные" числа? (Во втором.)

Г. Учитель записывает: В С Р Б Т Н и предупреждает, что все эти "числа" написаны по порядку. Но самое первое число – это не 1. Где какое число, нам неизвестно. Зная это, нужно записать: самое большое из записанных чисел - Н; число, которое меньше самого большого на 1,- Т; самое маленькое число - В; число, большее, чем это самое маленькое, на 1, - С. Сравнить числа С и Р, Р и Т и записать, на сколько одно меньше другого (на 1 и па 2).

Задание 52. "Пиктограммы" (на опосредованную произвольную память)

Ученику выдается лист бумаги, разделенный на 20 клеток (5 клеток по горизонтали и 4 клетки по вертикали). Его задача состоит в том, чтобы запомнить 20 слов и словосочетаний (конкретного и абстрактного содержания), которые учитель будет произносить с интервалом в 7-10 сек. При этом ученик должен в каждой клеточке последовательно в соответствии с называемым учителем словом или словосочетанием рисовать его какое-либо условное изображение - пиктограмму, не используя при этом буквы и цифры. Через некоторое время (10-15 мин.) ученику необходимо, глядя на свои пиктограммы, вспомнить как можно больше слов и словосочетаний и записать их в нижней части клетки под соответствующей пиктограммой.

Примерный набор слов:

веселый праздник сомнение

радость зависть

гнев сила воли

мальчик-трус болезнь

отчаяние успех

быстрый человек дружба

скорость смелый поступок

печаль справедливость

вкусный ужин хороший товарищ

теплый ветер мороз

Задание 53. "Классификация" (умение выделять общий признак для группы объектов)

Результаты выполнения задания оцениваются по показателям правильности распределения объектов на группы и по количеству выделенных групп. Чем больше количество выделенных групп, тем выше способность к анализу воспринимаемых объектов.

Задания на классификацию.

На математическом материале.

1. Разбить примеры на группы так, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3 + 1 4 - 1 5 + 1 6 - 1 7 + 1 8 - 1 и т.д.

2. Решить примеры и разбить их на группы, чтобы в каждой были похожие по записи примеры:

3 + 2 4 + 5 4 + 1 10 – 1 6 + 4

6 - 3 9 – 2 7 – 2 6 + 1 3 + 4

3. Разбить числа на группы, чтобы в каждой группе были числа, похожие между собой:

33, 84, 75, 22, 13, 11, 44, 53

91, 84, 51, 61, 82, 71, 87

37, 61, 57, 34, 81, 64, 27

62, 84, 30, 61, 35, 89, 32, 68

4. Определить основания для классификации:

13 - 4 6 - 1 7 + 2

16 - 9 3 + 2 6 + 3

На наглядном материале. Ученику предлагаются 25-30 картинок, на каждой из которых одно изображение (например, домашние животные, домашние птицы, дикие животные, дикие птицы, рыбы). Учитель просит разделить их так, чтобы в каждой группе были картинки, имеющие между собой что-то сходное, общее, одинаковое. Ученик должен ответить, почему эти картинки он объединил в одну группу. Отмечается количество выделенных групп.

На словесном материале. Ученику нужно разделить на две группы 12-14 слов всеми возможными способами. Например, предлагаются названия животных: лось, ястреб, белка, лисица, бык, лошадь, ворона, волк, кот, гусь, курица, собака.

Варианты деления: наземные животные и птицы; домашние и дикие животные; хищные и нехищные; существительные мужского и женского рода; по количеству слогов; слова, оканчивающиеся и не оканчивающиеся на мягкий знак и т.д. Отмечается, сколько видов деления осуществил ученик.

Задание 54. "Пословицы " (способность к пониманию и обобщению смысла фразы)

А. Ученику даны 8 карточек (в произвольном порядке), на каждой из которых напечатана пословица. Нужно объединить пословицы в группы по основному смыслу:

1. Волков бояться - в лес не ходить.

2. Смелость города берет.

3. Дело не медведь - в лес не уйдет.

4. Семеро одну соломинку поднимают.

5. Семь раз примерь - один отрежь.

6. Поспешишь - людей насмешишь.

7. Семеро одного не ждут.

8. Кто встал пораньше, ушел подальше.

Приведенные пословицы по смыслу объединяются следующим образом: 1 и 2 (о смелости); 3 и 4 (о лентяях); 5 и 6 (сначала следует подумать, а потом делать); 7 и 8 (никогда не надо опаздывать).

Б. Сравнить пословицы в левой и правой частях страницы. Подобрать к пословице, написанной слева, такую пословицу из правой части, которая была бы близка ей по смыслу, выражала сходную главную мысль.

Лучше поздно, а) Лучше оступиться, чем оговориться.

чем никогда, б) Нет худа без добра.

в) Лучше хромать, чем сиднем сидеть.

г) Не спеши языком, торопись делом.

Что прошло, а) Что написано пером, того не вырубишь топором.

того не воротишь. б) Утро вечера мудренее,

в) Кончил дело - гуляй смело.

г) Что с возу упало, то пропало.

(Правильные ответы выделены курсивом.)

В. Сформулировать своими словами общий смысл пословиц.

Тише едешь - дальше будешь.

Где тонко, там и рвется,

Не гони коня кнутом, а гони его овсом.

Задание 55. "Найди закономерность"

А. Вставить пропущенные числа:

1, 4, 7, 10,...,.... 19, 21, 24, 27 правильный ответ: 13, 16

5, 8, 10, 11, 14, 16, 17, 20,...,.... правильный ответ: 22, 23

11,...,..., 11, 13, 12, 14, 13, 15, 14 правильный ответ: 10, 12

Б. Вставить на свободное место одну из пронумерованных фигур:

 
 


Правильный ответ: № 3 Правильный ответ: № 6

Задание 56. "Синтез звуковых элементов "

А. Ученику произносят отдельные звуки ("с", "а") и предлагают сказать, какой слог должен получиться. Ма


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: