Внешние проявления трудностей
| Уровни детерминации (причины)
| Задания для психодиаг-ностики и коррекции
|
Рекомендации
|
педагогический
| психологический
| психофизиоло-гиический
|
Замена букв согласных, близких по акустическим или артикуляционным признакам (напр., «зуки» вместо «жуки», «шапаги» вместо «сапоги», «панка» вместо «банка»)
|
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
|
| 20, 21, 85, 86
|
|
| Несформированность звукобуквенных ассоциаций
|
| 30, 36
|
|
Недостатки в произношении
|
|
| 23, 24
| Консультация логопеда
|
Пропуск букв гласных, согласных, слогов, недописывание слов и предложений (напр., «трва» вместо «трава», «кродил» вместо «крокодил», «жвт» вместо «живет», «сдт» вместо «сидит», «красны» вместо «красный», «набухл» вместо «набухли», «слад» вместо «склад»)
|
| Недостаточность звукобуквенного анализа
|
|
|
|
| Неустойчивость внимания
|
|
|
|
|
| Снижение работоспособ-ности
|
| Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)
|
|
| Индивидуально-психологичес-кие особенности темперамента (излишняя торопливость, высокая скорость письма при холерическом темпераменте и стремление «сэкономить» на письме, убыстрить его при флегматическом темпераменте)
|
| Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль, обеспечить удобный темп работы
|
Перестановка букв и слогов в словах (напр., «звял» вместо «взял», «перерисал» вместо «переписал», «уманя» вместо «умная», «бывор» вместо «выбор», «спетени» вместо «степени»)
|
| Недостаточность зрительного анализа
|
| 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Недостаточность звукобуквенного анализа
|
|
| Консультация логопеда (при недостатках произношения)
|
| Неустойчивость произвольного внимания
|
|
|
|
Вставка букв гласных (напр., «галака» вместо «галка», «тарава» вместо «трава», «клюкива» вместо «клюква», «кувашин» вместо «кувшин»)
|
| Несформированность звукобуквенного анализа
|
|
|
|
| Неустойчивость произвольного внимания
|
|
|
|
Недостаточное артикулирова-ние при письме
|
|
|
| Четкое прошептыва-ние слова перед его написанием
|
Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., «васелки» вместо «васильки», «кон» вместо «конь», «смали» вместо «смяли»)
|
| Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа
|
| 20, 21, 85, 86
|
|
| Не развито умение дифференцировать слухоречедвигательные мышечные ощущения разной степени напряжения
|
| 85, 86
|
|
Не усвоены правила правописания
|
|
|
| Ликвидиро-вать пробелы в знаниях
|
Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова
|
| Несформированность фонетико-фонематического анализа
|
| 20, 21, 85, 86
|
|
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений
|
| 31, 32
|
|
Трудности при выделении предложения из текста, слова из предложения
|
| Недостатки в развитии вербального анализа
|
|
|
|
Трудности при определении количества названных слов
|
| Недостатки в развитии вербального анализа
|
|
|
|
Не сформировано понятие числа
|
|
| 50, 51
|
|
Неразличение звуков в слове, выделение только акустически сильных (находящихся в сильной позиции)
|
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
|
| 20, 21, 85, 86
| Консультация логопеда
|
| Недостатки в развитии звукового анализа
|
|
|
|
Затруднения при определении последовательности звуков в слове
|
| Недостатки в развитии звукового анализа
|
|
|
|
| Слабое развитие слуховой памяти
|
| 13, 14
|
|
Неразличение при письме сходных по начертанию букв (б – в, н – п, м – л, ш – т, б – д и др.)
|
| Недостаточность зрительного анализа
|
| 5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Несформированность анализа пространственных отношений
|
| 31, 32
|
|
Недоговаривание, добавление звуков
|
| Недоразвитие фонетико-фонематического анализа
|
| 20, 21, 85, 86
|
|
| Недостаточность процессов звукового анализа
|
|
|
|
Недостатки в артикуляции
|
|
|
| Консультация логопеда
|
При письме сращивание и расщепление слов; слитное написание с предлогами; раздельное написание приставок (напр., «виситнастне», «подорожке», «при летели», «в зела» вместо «взяла», «живет» вместо «живет», «жвлсу» вместо «живет в лесу», «послдаж» вместо «после дождя»)
|
| Несформированность вербального анализа
|
|
|
|
| Недостатки в развитии процессов зрительного анализа и синтеза
|
| 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| 31, 32
|
|
«Зеркальное» написание букв, неузнавание букв в перевернутом виде
|
| Недостаточность зрительного анализа
|
| 3, 4, 30
| Конструиро-вать букву из ее элементов
|
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| 31, 32
|
|
| Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательным образами букв
|
|
|
|
Замена букв по пространственному сходству (с – е, б – д, и – п, н – п)
|
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| 31, 32
|
|
| Недостаточность зрительного анализа
|
| 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используется надстрочное или подстрочное пространство рабочей строки
|
| Слабо развита тонкая моторика руки
|
|
|
|
| Не сформированы зрительно-двигательные координации
|
| 8, 87
|
|
| Недостаточное развитие анализа пространственных отношений
|
| 31, 32
|
|
Не усвоено понятие «рабочая строка»
|
|
|
|
|
Расположение букв при списывании в обратной последовательности; копия располагается слева от образца
| Не сформирована однонаправлен-ность считывания слева направо
|
|
|
|
|
| Недостаточно развит анализ пространственных отношений
|
| 31, 32
|
|
Расположение учебного материала на строках страницы снизу вверх (продолжение текста расположено на строчке, находящейся выше его начала; копия располагается на строчке, находящейся выше образца; продолже-ние учебного материала располагается за границей рабочей строки)
|
| Недостаточно развит анализ пространственных отношений
|
| 31, 32
|
|
Не отработано правило размещения учебного материала в направлении сверху вниз
|
|
| 6, 7
|
|
Затруднения при усвоении правильного начертания букв, затруднения при написании закругленных деталей букв и цифр
|
| Недостаточность зрительного анализа
|
| 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Недоразвитие микромоторики
|
|
|
|
| Несформированность зрительно-двигательных координаций
|
| 8, 87
|
|
| Несформированность дифференцированных зрительных образов букв и цифр
|
|
|
|
Неправильный выбор образца при написании буквы (цифры)
|
|
|
|
|
Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно «надавливать» на ручку или карандаш
|
| Недоразвитие макро и микромоторики
|
|
|
|
| Неумение дифферен-цировать мышечные усилия
|
| 33(9)
|
|
| Несформированность зрительно-двигательных координаций
|
| 8, 87
|
|
Не сформированы личностные качества аккуратности и прилежности
|
|
|
| Выработка соответствующих качеств
|
Очень медленный темп письма
|
| Несформированность зрительно-двигательных координаций
|
| 8, 87
|
|
| Недостаточное развитие микромоторики
|
|
|
|
| Трудности в произвольном управлении движениями
|
| 9, 11
|
|
|
| Индивидуально-типологические особенности нервной системы (инертность нервных процессов)
|
| Предоставить возможность работать в доступном темпе; отводить больше времени для выполнения заданий; проводить тренировоч-ные игры на быстроту реакции, работу в заданном темпе и ритме; выполнять задания с ограниче-ниием времени работы; формировать личностные качества (собранность, организованность, умение быстро сосредота-чиваться)
|
| Несформированность прочных ассоциативных связей между звуковой и графической формами букв
|
|
|
|
| Затруднения в осуществлении звукобуквенного анализа
|
|
|
|
Ошибки при списывании (с доски, из учебника, с карточки и др.)
|
| Несформированность процессов зрительного анализа
|
| 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Неустойчивость произвольного внимания
|
|
|
|
Неумение поэлементно воспроизводить образец (плохо копирует образец)
|
|
| 4, 49
|
|
| Слабое развитие кратковременной зрительной памяти
|
|
|
|
Недостаточно проговаривает записываемое слово
|
|
|
| Четкое прошептыва-ние слова перед его написанием
|
Не умеет копировать образец (воспроизводит образец с ошибками)
|
| Слабая дифференци-рованность восприятия (не замечает мелкие детали)
|
| 1а, 5, 25
|
|
| Несформированность процессов зрительного анализа
|
| 1а, 3-5, 25
|
|
| Неустойчивость произ-вольного внимания
|
| 2, 5
|
|
| Низкий уровень непос-редственного зритель-ного запечатления
|
| 34, 35, 38
|
|
Не сформирова-но понятие вза-имнооднозначного соответствия
|
|
| 4, 49
| Формировать умение поэле-ментного вос-произведения
|
Искажение почерка (нестабильность графических форм, постоянные колебания наклона и высоты букв)
|
| Недостатки в развитии зрительно-двигатель-ных координаций
|
| 8, 87
|
|
| Недостаточное развитие процессов зрительного анализа
|
| 1, 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Отсутствие прочной связи между зритель-ным и двигательным образами буквы
|
|
|
|
| Несформированность анализа простран-ственных отношений
|
| 31, 32
|
|
|
| Не сформирован графомоторный компонент письма
|
|
|
Затруднения при переводе звука в букву и наоборот
|
| Несформированность звукобуквенного анализа
|
|
|
|
| Не выработаны прочные ассоциативные связи между звуковой и графической формами буквы
|
|
|
|
Не усвоены понятия «звук» и «буква» и их соотношение
|
|
| 20, 30
|
|
|
| Дислексия
|
| Занятия с дефектологом
|
Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи (звуков, слов, предложений)
|
| Недостатки в развитии непосредственной кратковременной памяти (зрительной, слуховой)
|
| 12-14, 90
|
|
| Поверхностная смысловая обработка материала при запоминании
|
| 16, 18
|
|
| Недостатки в развитии произвольного внимания
|
|
|
|
Сложности при переводе печатной графемы в письменную и наоборот
|
| Недостаточность развития процессов зрительного анализа
|
| 3-5, 25, 30, 34,48
|
|
| Недостаточная отдифференцирован-ность зрительных образов печатных и письменных букв
|
|
|
|
| Недостаточное развитие зрительной памяти
|
|
|
|
Замена письменных букв печатными
|
| Недостаточная отдифференцирован-ность зрительных образов печатных и письменных букв
|
|
|
|
| Недостаточное развитие зрительной памяти
|
| 12-14
|
|
| Недостатки в развитии психомоторной сферы (зрительно-двигательных координаций)
|
| 8, 87
|
|
Предвосхищение (антиципация) букв («покловок» вместо «попловок»)
| Недостаточное артикулирова-ние записываемого словесного материала
|
|
|
| Четкое прошептыва-ние слова перед его написанием
|
| Недостатки в развитии звукового анализа
|
| 22, 85
|
|
|
| Слишком быстрый темп письма
|
| Замедлить процесс письма, предлагая каждую букву писать два раза
|
| Недостаточное развитие процессов зрительного анализа
|
| 1, 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Недостаточность процессов самоконтроля
|
| 9, 10,40
|
|
Тремор (дрожание руки) при письме
|
| Трудности в произвольном управлении микромоторикой
|
|
|
|
| Неумение дифференцировать мышечные усилия
|
| 33 (9)
|
|
| Недостатки в сформированности зрительно-двигательных координаций
|
| 8, 87
|
|
|
| Функциональные нарушения нервно-психической сферы (астения)
|
| Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)
|
Появление или возрастание ошибок к концу работы
|
| Недостаки в развитии процессов самоконтроля (постепенное ослабление
|
|
|
|
| Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции
|
|
|
|
| Ослабление процессов произвольного внимания
|
|
|
|
|
| Астеническое состояние
|
| Щадящий режим (снижение учебной нагрузки, введение «разгрузочного дня»)
|
|
| Индивидуально-типологические особенности нервной системы (слабость нервных процессов)
|
| Представлять возможность перерывов в работе для кратковремен-ного отдыха
|
Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества букв, слогов и элементов букв; например «бабабушка», «ш» вместо «и», «п» вместо «т»)
|
| Недостаточность зрительного анализ
|
| 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
Несформиро-ванность понятия числа
|
|
| 50, 51
|
|
| Индивидуально-типологические особенности нервной системы (преобладание возбудительного процесса в случае преувеличения буквенных элементов и преждевременное затормаживание повторяющихся движений руки при их преуменьшении)
|
|
| Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль
|
Смешение графически сходных букв
|
| Недостаточность зрительного анализа
|
| 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Недостатки в развитии пространственных представлений
|
| 31, 32
|
|
| Не усвоены зрительно-двигательные образы соответствующих букв
|
|
|
|
Плохая ориентировка в пространстве листа тетради
|
| Недостаточность развития анализа пространственных отношений (право-лево, верх-низ)
|
| 31, 32
|
|
| Недостатки в развитии процессов саморегуляции и самоконтроля
|
|
|
|
Трудности в усвоении алфавита
|
| Недостатки в развитии непосредственной произвольной памяти
|
| 12,
|
|
| Недостаточная дифференциация букв, сходных по написанию или близких по звучанию
|
| 20, 30
|
|
| Несформированность звукобуквенного анализа
|
|
|
|
Затруднения в употреблении заглавной буквы в начале предложения
|
| Недостаточное развитие вербального анализа (невыделение первого слова в предложении)
|
| 26 б
|
|
| Недостаточная гибкость мыслительной деятельности
|
| 15, 81, 84
|
|
Не усвоено соответствую-щее правило
|
|
|
| Ликвидиро-вать пробелы в знаниях
|
Неправильное употребление заглавной буквы в именах собственных (маленький мальчик – саша, большой мальчик – Саша)
|
| Конкретность
мышления
|
|
|
|
Не усвоено соответствую-щее правило
|
|
|
| Ликвидиро-вать пробелы в знаниях
|
| Недостаточная гибкость мыслительной деятельности
|
| 15, 81, 84
|
|
Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений
|
| Несформированность вербального анализа (неумение выделить законченную мысль)
|
| 26 б, 27,
|
|
| Недостаточное развитие процессов зрительного анализа (синкретичность восприятия)
|
| 1, 5, 27
|
|
Трудности при определении слова как части речи (напр., «бег», «пение» называет глаголами, «лежать», «молчать» – не глаголами, т.к. не обозначают действия)
|
| Конкретность мышления (не может отделить слово от обозначаемого содержания)
|
|
|
|
| Недостаточность операции абстрагирования
|
|
|
|
Затруднения при подборе родствен-ных слов на осно-ве установления общего смысла корня (напр., часы – часовой, жарко - жаркий, светает - свечка)
|
| Конкретность мышления
|
|
| Дифференцировать однокоренные слова от синонимов и антонимов
|
| Недостаточность мыслительной операции обобщения
|
| 17, 19, 89
|
| Несформированность операции сравнения
|
|
|
Не умеет применять правило в конкретной ситуации (напр., зная, что «жи-ши» пишется с буквой «и», пишет «сидел на крыши»)
|
| Недостаточность операции абстрагирования
|
|
| Отдифферен-цировать условия, при которых пишется «и», а когда «е» (в дательных и предложных падежах)
|
| Несформированность операции сравнения
|
|
|
| Недостатки в развитии мыслительной операции анализа
|
| 3-5, 27
|
Не усвоено пра-вописание глас-ных после ши-пящих в силь-ной позиции
|
|
|
| Ликвидиро-вать пробелы в знаниях
|
Отсутствие «орфографической зоркости» (не умеет найти орфограмму до записи слова и при проверке написанного)
|
| Недостатки в развитии слухового вербального анализа
|
|
| Отчетливое громкое послоговое проговарива-ние зрительно воспринима-емых слов; отработать зрительно-двигательные образы слов; запоминание фонемно-морфемных блоков (ира, тель, чат, лив)
|
| Недостатки в развитии зрительного анализа вербального материала
|
| 34, 35, 43-45
|
| Несформированность звукового анализа
|
| 20, 85
|
| Недоразвитие зрительной памяти
|
| 12, 35
|
| Недостаточность звуко-буквенного анализа
|
|
|
| Недостатки в развитии самоконтроля
|
|
|
| Несформированность двигательных образов слов
|
|
|
Недостаточное артикулирова-ние слов при письме
|
|
|
| Четкое прошептыва-ние слова перед его записыванием
|
| Не отработана связь графической формы слова с его звуковой формой и графической формы слова с его семантикой
|
|
|
|
| Недостатки в развитии фонематического восприятия
|
| 20, 21, 85, 86
|
|
| Недостаточность развития процессов произвольного внимания
|
|
|
|
Неправильная постановка точка при письме или ее отсутствие
|
| Недостатки в развитии вербально-смыслового анализа (не умеет выделить законченную мысль)
|
|
| Учить вычле-нять пред-ложения из текста; сос-тавление пред-ложения из от-дельных слов; составление нескольких предложений; работа с диф-ференцированными пред-ложениями и текстами (со слитно напи-санными сло-вами, с пропу-щенными сло-вами, «расы-панные» пред-ложения); вы-разительное громкое чте-ние; составле-ние плана текста
|
| Недостаточность развития мышления (не понимает предложений в тексте)
|
| 39-42
|
| Несформированность мыслительной операции синтеза (не умеет найти связи внутри смыслового целого)
|
| 18, 28
|
Не умеет находить ошибки в собственной работе
|
| Недостаточность процессов самоконтроля (по смыслу и по написанию)
|
| 10, 40
| Учить выде-лять отдель-ные слова и проверять каждое их них на соответ-ствие общему смыслу пред-ложения; делить отдель-ные слова на слоги, прочи-тать их и про-верить, нет ли пропуска, за-мены, переста-новки, удвое-ния букв или слогов; использование приема «ошибающий-ся учитель»
|
| Недостаточная концентрация внимания
|
|
|
|
Трудности при описании картинки (наглядного пособия, иллюстрации к произведению и др.)
|
|
Недостаточность развития мыслительной операции анализ через синтез
|
| 46, 82, 83
|
|
|
Недифференцированность восприятия (не замечает мелких деталей)
|
| 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Отсутствие планомерности восприятия (перескакиевает с описания одной части к другой
|
|
|
|
|
Фрагментарность восприятия
|
|
|
|
|
Недостатки речевого развития
|
|
|
|
| Недостаточность развития мыслительной деятельности (низкий уровень осмысления воспринимаемого)
|
|
|
|
Ошибки при письме по памяти:
- смешивание графически сходных букв
- пропуск согласных
- затруднение с выделением слова из предложения
- перестановка букв
|
|
Недостаточность зрительного анализа
|
|
1, 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Несформированность пространственных представлений
|
| 31, 32
|
|
| Недостаточное усвоение зрительных образов отдельных букв
|
|
|
|
| Недостаочность звуко-буквенного анализа
|
|
|
|
|
Неустойчивость внимания
|
|
|
|
| Недостатки в развитии вербального анализа
|
|
|
|
| Недостатки в развитии зрительного анализа
|
| 1, 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Недостатки звуко-буквенного анализа
|
|
|
|
| Неустойчивость произвольного внимания
|
|
|
|
Ошибки при письме под диктовку:
- смешивание графически сходных букв
- затруднение с выделением предложения из текста
- затруднение с выделением слова из предложения
- пропуск согласных
- персеверация (повторение) букв
- смешивание твердых и мягких согласных
|
|
Недостаточность зрительного анализа
|
|
1, 3-5, 25, 30, 34, 48
|
|
| Несформированность пространственных представлений
|
| 31, 32
|
|
| Недостаточное усвоение зрительных образов отдельных букв
|
|
|
|
| Недостатки в развитии вербального анализа
|
|
|
|
| Недостатки в развитии вербального анализа
|
|
|
|
| Недостатки звуко-буквенного анализа
|
|
|
|
| Неустойчивое внимание
|
|
|
|
| Неустойчивость произвольного внимания
|
|
|
|
|
| Индивидуально-
типологические особенности нервной системы (преобладание возбудительного процесса)
|
| Повысить концентрацию внимания, усилить самоконтроль
|
| Недостатки в развитии фонетико-фонематического анализа
|
| 20, 21, 85, 86
|
|
| Не развито умение дифференцировать слухоречедвигательные мышечные ощущения разной степени напряжения
|
| 85, 86
|
|
Не усвоены правила правописания
|
|
|
| Ликвидировать пробелы в знаниях
|