Как исходный (главный) принцип системного управления, так и все общие, а также общесистемные и специальные принципы предопределяют сочетание в СУ линейного, целевого, функционального и обеспечивающего управления и наличие соответствующих взаимосвязанных подсистем управления: общей линейной, целевых, функциональных и обеспечивающих (рис. 2.2).
В подсистеме общего линейного управления осуществляется вся общая управленческая деятельность руководителей организации, которые имеют право принимать окончательные решения по отношению к своему подчиненному персоналу и за результаты деятельности которых они должны нести ответственность. В этой подсистеме можно выделить четыре уровня управления:
Целевые подсистемы: 1 — управления качеством; 2 — управления выполнением плана производства и поставок продукции; 3 — регулирования затрат и управления ресурсами; 4 — управления развитием производства и совершенствованием управления; 5 — управления социальным развитием коллектива;
6 — управлений охраной окружающей среды.
Комплексные функциональные подсистемы: 1 — производственного руководства (организация основного, обеспечивающего и обслуживающего производства; оперативное управление производством; 2 — технического руководства (организация работ по стандартизации; управление технической подготовкой производства; управление технологическими процессами; организация метрологического обеспечения; технический контроль и испытания продукции); 3 — экономического руководства (перспективное и текущее технико-экономическое и социальное планирование; организация труда и заработной платы; организация финансовой деятельности; учет и отчетность; экономический анализ); 4 — руководства внешнехозяйптвенными связями (материально-техническое снабжение; сбыт продукции); 5 — руководства капитальным строительством (собственное и подрядное): 6 — руководства кадрами и творческой деятельностью трудового коллектива (организация работы с кадрами; организация творческой деятельности трудового коллектива).
Обеспечивающие подсистемы: 1 — оснащения техническими средствами и оргтехникой; 2 — делопроизводства; 3 — организации и ведения нормативного хозяйства; 4 — информационного обеспечения управления; 5 — правового обеспечения; 6 — хозяйственного обслуживания.
Общие функции управления в подсистемах системы управления: прогнозирование и планирование; организация и координация работ; мотивация (активизация и стимулирование); выполнение работ; регулирование; контроль; учет; анализ.
Рис. 2.2. Двухмерная структурная функционально-целевая модель системы управления промышленным предприятием
0-й — высший предпринимательский организационно-целевой (высшее звено предпринимательского управления, включающее предпринимателей — членов высших органов управления);
1-й — высший организационно-целевой исполнительный (высшее исполнительное звено);
2-й — координационно-контрольный исполнительный (среднее звено управления);
3-й — технико-операционный исполнительный (низовое исполнительное звено управления).
В составе целевых подсистем осуществляется управление по достижению основных целей деятельности организации, которые обеспечивают выполнение миссии организации и ее главной (генеральной) цели. Конкретный состав целевых подсистем зависит от предназначения и целей организации, но в любом случае имеет смысл включать в состав целевых подсистем СУ подсистему УК продукции (услуг).
В функциональных подсистемах управления осуществляется специализированная управленческая деятельность, которая обособилась в результате кооперации и разделения труда. Их состав определяется конкретными функциями управления и применительно к производственной организации может быть сгруппирован а комплексные функциональные подсистемы (технического руководства, экономического руководства и др.).
Состав обеспечивающих подсистем (подсистем обеспечения) определяется потребностями общего линейного, целевого и функционального управления. Главное, что при этом должны быть созданы условия, гарантирующие правомочность, обоснованность, достоверность, рациональность, своевременность и действенность всей СУ.
В производственной подсистеме системы организации, например промышленного предприятия, с учетом «продуктового» подхода может формироваться и функционировать следующий состав субподсистем:
основная «продуктовая» заготовительная субподсистема;
основная «продуктовая» обрабатывающая субподсистема:
основная «продуктовая» сборочная субподсистема;
обеспечивающая «продуктовая» энергетическая субподсистема;
обеспечивающая «продуктовая» ремонтно-техническая (в т.ч. электроремонтная) субподсистема;
обеспечивающая «продуктовая» инструментальная субподсистема;
обеспечивающая «продуктовая» метрологическая субподсистема;
обеспечивающая «продуктовая» транспортная субподсистема;
обеспечивающая «продуктовая» складская субподсистема.
Следует отметить, что в 70—80-е годы в СССР на основе исследований и обобщения опыта системного управления в экспериментальном порядке был апробирован комплекс стандартов на управление промышленными предприятиями. В этот комплекс вошли стандарты, регламентирующие построение и функционирование системы управления предприятием и ее подсистем. Состав подсистем СУ, представленный выше, во многом идентичен тем, которые рекомендовались стандартами для использования.
Внедрение СУ на основе стандартизации способствовало некоторому улучшению технико-экономических показателей работы данных предприятий, получению более высокого экономического эффекта их деятельности.
Отмечалось, что в результате внедрения СУ:
упорядочилась деятельность управленческих работ;
рационально распределялся состав функций управления среди подразделений;
исключалось дублирование деятельности в аппарате управления;
в ряде случаев позитивно изменялась ОСУ;
повышалась творческая активность и расширялись демократические начала в управлении предприятием;
повышалась ответственность работников управления и дисциплина труда, улучшалась исполнительность и организация контроля за исполнением решений и требований стандартов.
К основным недостаткам и трудностям при внедрении и функционировании СУ на основе стандартизации относили:
непонимание многими специалистами необходимости создания таких систем;
недостаточную активность руководителей предприятий;
существование «психологического барьера», мешавшего отказаться от традиционно сложившихся форм и методов управления;
недостаточную управленческую подготовку специалистов и руководителей;
отсутствие в подавляющем большинстве специализированных подразделений по управлению (совершенствованию и координации). Только на 28 % предприятий от общего количества внедрявших системы эта работа поручалась специализированным подразделениям, а в остальных случаях ею занимались подразделения, косвенно относящиеся к решению проблем управления;
сложность существующего административного порядка изменения на предприятии ОСУ;
отсутствие заинтересованности и существенных стимулов в работах по совершенствованию управления.
Главные же недостатки СУ были присущи всей централизованной планово-распределительной экономике. Однако необходимо признать, что основные положения и требования, закрепленные в комплексе государственных стандартов на управление предприятием, явились существенным научным и практическим вкладом в методологию и методику исследования и совершенствования СУ.