Это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, природы, техники. Это деятельность, связанная с выработкой и реализацией управленческих решений.
Управленческая деятельность – это:
- управление деятельностью (планирование деятельности, постановка производственных задач, создание системы измерения работы и контроля за выполнением заданий).
- управление людьми (обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и др.).
Предмет психологии управленческой деятельности:
1. Психологические особенности руководителя и исполнителей.
2. Психологическая характеристика управленческой деятельности.
3. Факторы, оказывающие влияние на психическое состояние человека.
4. Взаимоотношения между руководителем и исполнителем.
5. Взаимоотношения между членами руководимого коллектива.
Основными слагаемыми управленческой деятельности являются руководство людьми и организация выполнения решений. Для этого необходимо:
- четко представлять соответствующие цели и задачи;
- определить главное в работе;
- из имеющихся исходных данных выделить самое существенное;
- рационализировать ресурсы (материальные, технические, людские);
- четко определить, кому, что, в какой срок сделать;
- обеспечить необходимые условия выполнения задач;
- осуществлять необходимую помощь, координирование, контроль;
- анализировать результаты, делать выводы.
Технология управленческой деятельности:
Это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, конструирование и задействование руководителем управленческого инструментария в соответствии с избранной стратегией и тактикой управления.
Алгоритм управленческой деятельности:
- определение объекта и уровня его проблемности;
- уяснение цели и задач;
- изучение и оценка обстановки;
- выработка и принятие управленческого решения;
- планирование работы по его выполнению;
- постановка задач подчинённым;
- организация выполнения решения;
- анализ результатов;
- корректировка (по необходимости) процесса выполнения решения.
Компоненты управленческой деятельности:
а) структурный ( потребность; мотив; цель; способ; результат).
б) операционно-деятельностный ( активность; деятельность; результат).
Психологические признаки управленческой деятельности:
а) многообразие функций УД:
- организаторская;
- профессиональная;
- педагогическая;
- административная;
- хозяйственно-экономическая;
- агитационно-пропагандистская;
- социально-психологическая.
б) высокая ответственность руководителя:
- за себя;
- за подчиненных.
в) творческий характер УД:
- лимит времени;
- недостаток исходной информации;
- меняющаяся обстановка.
г) высокая значимость коммуникативных качеств (график);
д) прогностическая природа решаемых управленческих задач;
е) нервная напряженность.
Психолого-педагогические условия эффективности управленческой деятельности:
- правильный подбор и расстановка кадров (исполнителей);
- благоприятный СПК в подчинённом коллективе;
- отлаженная система управления подчинёнными;
- принятие обоснованных решений;
- сочетание индивидуальной и коллективной выработки решений;
- чёткая и грамотная постановка задач подчинённым;
- обеспечение подчиненных всем необходимым, решение социальных вопросов;
- чёткий ритм производственной (административной) деятельности;
- своевременный контроль за исполнением принятых решений, оказание помощи.
Психологические факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности руководителя:
- наличие (или отсутствие) желания руководить людьми;
- уровень профессиональной компетентности;
- уровень организаторских способностей;
- уровень психолого-педагогической подготовленности;
- степень развитости коммуникативных качеств;
- степень эмоционально-волевой устойчивости;
- наличие (или отсутствие) таких качеств, как:
- чувство ответственности;
- целенаправленность и целеустремлённость;
- настойчивость, требовательность, самостоятельность;
- уважение к людям, тактичность;
- личная примерность и др.