double arrow

УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


Это осознанная целенаправленная деятельность человека, с помощью, которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общества, природы, техники. Это деятельность, связанная с выработкой и реализацией управленческих решений.

Управленческая деятельность – это:

- управление деятельностью (планирование деятельности, постановка производственных задач, создание системы измерения работы и контроля за выполнением заданий).

- управление людьми (обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и др.).

Предмет психологии управленческой деятельности:

1. Психологические особенности руководителя и исполнителей.

2. Психологическая характеристика управленческой деятельности.

3. Факторы, оказывающие влияние на психическое состояние человека.

4. Взаимоотношения между руководителем и исполнителем.

5. Взаимоотношения между членами руководимого коллектива.

Основными слагаемыми управленческой деятельности являются руководство людьми и организация выполнения решений. Для этого необходимо:

- четко представлять соответствующие цели и задачи;

- определить главное в работе;

- из имеющихся исходных данных выделить самое существенное;

- рационализировать ресурсы (материальные, технические, людские);

- четко определить, кому, что, в какой срок сделать;

- обеспечить необходимые условия выполнения задач;

- осуществлять необходимую помощь, координирование, контроль;

- анализировать результаты, делать выводы.

Технология управленческой деятельности:

Это совокупность методологических и организационно-методических установок, определяющих подбор, конструирование и задействование руководителем управленческого инструментария в соответствии с избранной стратегией и тактикой управления.

Алгоритм управленческой деятельности:

- определение объекта и уровня его проблемности;

- уяснение цели и задач;

- изучение и оценка обстановки;

- выработка и принятие управленческого решения;

- планирование работы по его выполнению;

- постановка задач подчинённым;

- организация выполнения решения;

- анализ результатов;

- корректировка (по необходимости) процесса выполнения решения.

Компоненты управленческой деятельности:

а) структурный (потребность; мотив; цель; способ; результат).

б) операционно-деятельностный (активность; деятельность; результат).

Психологические признаки управленческой деятельности:

а) многообразие функций УД:

- организаторская;

- профессиональная;

- педагогическая;

- административная;

- хозяйственно-экономическая;

- агитационно-пропагандистская;

- социально-психологическая.

б) высокая ответственность руководителя:

- за себя;

- за подчиненных.

в) творческий характер УД:

- лимит времени;

- недостаток исходной информации;

- меняющаяся обстановка.

г) высокая значимость коммуникативных качеств (график);

д) прогностическая природа решаемых управленческих задач;

е) нервная напряженность.

Психолого-педагогические условия эффективности управленческой деятельности:

- правильный подбор и расстановка кадров (исполнителей);

- благоприятный СПК в подчинённом коллективе;

- отлаженная система управления подчинёнными;

- принятие обоснованных решений;

- сочетание индивидуальной и коллективной выработки решений;

- чёткая и грамотная постановка задач подчинённым;

- обеспечение подчиненных всем необходимым, решение социальных вопросов;

- чёткий ритм производственной (административной) деятельности;

- своевременный контроль за исполнением принятых решений, оказание помощи.

Психологические факторы, влияющие на эффективность управленческой деятельности руководителя:

- наличие (или отсутствие) желания руководить людьми;

- уровень профессиональной компетентности;

- уровень организаторских способностей;

- уровень психолого-педагогической подготовленности;

- степень развитости коммуникативных качеств;

- степень эмоционально-волевой устойчивости;

- наличие (или отсутствие) таких качеств, как:

- чувство ответственности;

- целенаправленность и целеустремлённость;

- настойчивость, требовательность, самостоятельность;

- творческое мышление;

- уважение к людям, тактичность;

- личная примерность и др.


Сейчас читают про: