Местная администрация обладает правами юридического лица, является муниципальным казенным учреждением, образуемым для осуществления управленческих функций

Структура местной администрации утверждается представительным органом муниципального образования по представлению главы местной администрации. В структуру местной администрации могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации. Основаниями для государственной регистрации органов местной администрации в качестве юридических лиц являются решение представительного органа муниципального образования об учреждении соответствующего органа и утверждение положения о нем этим представительным органом муниципального образования.

Муниципальная служба. Понятие «муниципальная служба» впервые появилось в 1995 году. Ст. 42 Закона 2003 года содержит бланкетную норму, отсылающую в вопросе правового регулирования муниципальной службы к федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.

В настоящее время действует ФЗ от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации». В субъектах РФ принимаются свои законы о муниципальной службе, например, Областной закон Ростовской области от 9 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области».

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Муниципальная служба связана с государственной гражданской службой РФ, что выражается в единстве основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы; единстве ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы; единстве требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; учете стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учете стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы; соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих; соотносительности основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.

Однако, как указала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ (Определение от 1 ноября 2006 года) сама по себе взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы, предусмотренная ст. 7 Федерального закона «О государственной гражданской службе» не означает, что нормы этого Федерального закона автоматически должны распространяться не только на государственных служащих, но и на муниципальных служащих, что прямо вытекает из содержания ст. 2 названного Федерального закона, в силу которой предмет правового регулирования указанного Федерального закона составляют отношения, связанные с поступлением на государственную службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта РФ. Единство правовых и организационных основ характеризует только федеральную гражданскую службу и гражданскую службу субъектов РФ. При этом каких-либо норм, указывающих на единство правовых и организационных основ государственной гражданской службы и муниципальной службы, в данном Федеральном законе не содержится.

В отличие от государственной службы, на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными федеральным законом о муниципальной службе.

Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ. Реестр должностей муниципальной службы в субъекте РФ представляет собой перечень наименований должностей муниципальной службы, классифицированных по органам местного самоуправления, избирательным комиссиям муниципальных образований, группам и функциональным признакам должностей, определяемым с учетом исторических и иных местных традиций.

Должности муниципальной службы подразделяются на следующие группы:

1) высшие должности муниципальной службы;

2) главные должности муниципальной службы;

3) ведущие должности муниципальной службы;

4) старшие должности муниципальной службы;

5) младшие должности муниципальной службы.

Для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

К. распоряжением главы администрации Красноармейского муниципального района от 14 июля 2009 года № 31 л/с была назначена на должность заместителя главы администрации Красноармейского муниципального района Приморского края. И.о. прокурора Красноармейского района обратился в суд с оспариванием данного распоряжения, ссылаясь на то, что у К. отсутствует необходимый стаж работы по специальности для назначения на указанную должность муниципальной службы, в связи с чем такое назначение не соответствует действующему законодательству и противоречит принципу профессионализма и компетентности муниципальных служащих. Решением Красноармейского районного суда Приморского края от 24 сентября 2009 года заявленные прокурором требования были удовлетворены. Распоряжение администрации Красноармейского муниципального района от 14 июля 2009 г. № 31 л/с о назначении К. заместителем главы администрации Красноармейского муниципального района признано недействительным.

Суд указал на то, что стаж работы К. по специальности «оператор ЭВМ» не может быть учтен как «стаж работы по специальности», необходимый для занятия должности муниципальной службы. Законом Приморского края от 4 июня 2007 года № 82-КЗ «О муниципальной службе в Приморском крае» в соответствии с федеральным законодательством о муниципальной службе прямо установлено, что гражданам, претендующим на замещение высшей должности муниципальной службы, к которой относится и должность заместителя главы местной администрации, необходимо иметь высшее профессиональное образование, а также не менее шести лет стажа муниципальной службы (государственной службы) или не менее семи лет стажа работы по специальности. Таким образом, законодатель Приморского края, действуя в пределах своих полномочий, установил, что стаж работы по специальности для претендента на занятие должности муниципальной службы исчисляется с момента завершения обучения в высшем учебном заведении, т.е. именно с момента получения высшего профессионального образования.

В соответствии со ст. 5 ОЗ Ростовской области от 9 октября 2007 года № 786-ЗС «О муниципальной службе в Ростовской области»квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативными правовыми актами соответствующих органов местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования на основе следующих типовых квалификационных требований:

1) для замещения высших должностей муниципальной службы:

а) высшее профессиональное образование;

б) стаж муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее пяти лет или стаж работы по специальности не менее шести лет;

в) знание Конституции РФ, Устава Ростовской области, устава муниципального образования, а также федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, областных законов и иных нормативных правовых актов Ростовской области, муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности, основ управления и организации труда и делопроизводства, порядка и условий прохождения муниципальной службы, норм делового общения, правил внутреннего трудового распорядка, порядка работы с информацией, составляющей государственную и служебную тайну;

г) профессиональные навыки руководства подчиненными структурными подразделениями, оперативного принятия и реализации управленческих решений, взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления и иными организациями, нормотворческой деятельности, планирования работы, контроля, анализа и прогнозирования последствий принимаемых решений, стимулирования достижения результатов, ведения деловых переговоров, публичного выступления, учета мнения коллег и подчиненных, подбора и расстановки кадров, делегирования полномочий, пользования оргтехникой и программными продуктами, систематического повышения профессиональных знаний, редактирования документации, своевременного выявления и разрешения проблемных ситуаций, приводящих к конфликту интересов;

2) для замещения главных должностей муниципальной службы:

а) высшее профессиональное образование;

б) стаж муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее трех лет или стаж работы по специальности не менее четырех лет;

в) знание Конституции РФ, Устава Ростовской области, устава муниципального образования, а также федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, областных законов и иных нормативных правовых актов Ростовской области, муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности, основ управления и организации труда, порядка и условий прохождения муниципальной службы, норм делового общения, правил внутреннего трудового распорядка, основ делопроизводства;

г) профессиональные навыки руководства подчиненными структурными подразделениями, выполнения поставленных руководителем задач, оперативной реализации управленческих решений, ведения деловых переговоров, взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления и иными организациями, планирования работы, пользования оргтехникой и программными продуктами, систематического повышения профессиональных знаний, качественной подготовки соответствующих документов;

3) для замещения ведущих должностей муниципальной службы:

а) высшее профессиональное образование;

б) стаж муниципальной или государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет;

в) знание Конституции РФ, Устава Ростовской области, устава муниципального образования, а также федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, областных законов и иных нормативных правовых актов Ростовской области, муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности, основ организации труда, порядка и условий прохождения муниципальной службы, норм делового общения, правил внутреннего трудового распорядка, основ делопроизводства;

г) профессиональные навыки работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения, подготовки проектов муниципальных правовых актов, выполнения поручений непосредственного руководителя, взаимодействия с государственными органами, органами местного самоуправления и иными организациями, эффективного планирования рабочего (служебного) времени, анализа и прогнозирования деятельности в порученной сфере, использования опыта и мнения коллег, пользования оргтехникой и программными продуктами;

4) для замещения старших должностей муниципальной службы:

а) высшее профессиональное образование (для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления поселений допускается наличие среднего профессионального образования);

б) знание Конституции Российской Федерации, Устава Ростовской области, устава муниципального образования, а также федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, областных законов и иных нормативных правовых актов Ростовской области, муниципальных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующую сферу деятельности, основ организации труда, порядка и условий прохождения муниципальной службы, норм делового общения, правил внутреннего трудового распорядка, основ делопроизводства;

в) профессиональные навыки работы в сфере, соответствующей направлению деятельности структурного подразделения, подготовки проектов муниципальных правовых актов, выполнения поручений непосредственного руководителя, эффективного планирования рабочего (служебного) времени, использования опыта и мнения коллег, пользования оргтехникой и программными продуктами;

5) для замещения младших должностей муниципальной службы:

а) высшее или среднее профессиональное образование;

б) знание Конституции РФ, Устава Ростовской области, устава муниципального образования, а также нормативных правовых актов и служебных документов, регулирующих соответствующую сферу деятельности, порядка и условий прохождения муниципальной службы, норм делового общения, правил внутреннего трудового распорядка, основ делопроизводства;

в) профессиональные навыки реализации управленческих решений, исполнительской дисциплины, пользования оргтехникой и программными продуктами, подготовки деловой корреспонденции.

К кандидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) дополнительные требования установлены также Областным законом от 28 декабря 2005 года № 436-ЗС «О местном самоуправлении в Ростовской области».

Законом субъекта РФ могут быть предусмотрены классные чины муниципальных служащих и установлен порядок их присвоения, а также порядок их сохранения при переводе муниципальных служащих на иные должности муниципальной службы и при увольнении с муниципальной службы.

Классные чины указывают на соответствие уровня профессиональной подготовки муниципальных служащих квалификационным требованиям для замещения должностей муниципальной службы.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, ограничивающих поступление на муниципальную службу.

Как указала Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ в Определении от 9 апреля 2008 года № 74-Г08-23 федеральное законодательство не содержит норм, предоставляющих законодателю субъектов РФ право каким-либо образом расширять объем требований к гражданам, поступающим на муниципальную службу либо его дополнять. В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» субъект РФ может установить лишь дополнительные квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, и только к кандидатам на должность главы местной администрации, в случае, если лицо назначается на должность главы местной администрации по контракту в соответствии с уставом поселения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: