Страны с переходной экономикой

К странам транзитивной или переходной экономики традиционно относят: 12 стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ); 15 республик бывшего СССР; Монголию. Некоторые исследователи относят к данной группе также Китай и Вьетнам, хотя формально они продолжают дело строительства социализма.

В последних документах Статистического отдела ООН применяется следующий список стран переходной экономики: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан, Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Черногория, Сербия, Македония. Такие страны, как Эстония, Латвия, Литва, Болгария, Румыния, Венгрия, Чехия, Словакия, Словения, Польша, в этом случае должны рассматриваться в группе развитых стран, поскольку они приняты в состав ЕС, и в некоторых из них введен евро как валюта.

Такие страны, как Грузия, Армения, Азербайджан, должны относиться к группе развивающихся стран. Однако, как отмечается еще в одном докладе ООН, разбивка по странам в наши дни делается исключительно в статистических и аналитических целях и не обязательно отражает уровень развития страны. В связи с этим группа стран переходной экономики нами рассматривается в традиционном составе, а оценки даются в основном в ретроспективе, с целью углубленного изучения феномена перехода к рыночной экономике.

На долю этой группы стран (без КНР и Вьетнама) приходится около 5 % мирового ВВП, в том числе страны ЦВЕ - не более 2 %, республики бывшего СССР и Монголия - 3 % (в том числе Россия - 1,2 %).Основанием для выделения данной группы стран является сходство отраслевой и, прежде всего, институциональной структуры экономики.Абсолютное доминирование государственной собственности во всех странах определяло структуру ВВП, темпы экономического роста. Государственное централизованное планирование, а не рыночный спрос формировало структуру отраслей, внутриотраслевые и межотраслевые пропорции.

Данная система экономического развития по мере исчерпания природных ресурсов в СССР обнаружила свою неэффективность по сравнению с рыночной. Темпы роста в странах «социалистического лагеря» снижались, экономическая эффективность производства была значительно ниже, чем в развитых странах, качество продукции также было низким. Все попытки использовать рыночные механизмы в рамках доминирования централизованного государственного планирования ожидаемого результата не дали, хотя позволили несколько повысить эффективность в некоторых странах (как это было, например, в Венгрии). После краха коммунистической политической надстройки в СССР и странах ЦВЕ трансформация экономического базиса стала неизбежной.

Главное сходство стран переходной экономики заключалось в том, что они имели общие объекты трансформации экономики и сходные методы преобразований. Главный объект трансформации - государственная собственность должна была быть преобразована в негосударственную. Процесс разгосударствления государственной собственности охватил все страны переходной экономики.

Другой важный объект преобразований - ценообразование. Переход от директивного ценообразования к рыночным свободным ценам осуществлялся путем либерализации цен (постепенной или «шоковой»).

Не менее важными объектами преобразований являются также изменение системы управления экономическими процессами, перестройка отраслевой структурыв соответствии с требованиями современной мировой экономики, прежде всего отказ от тотального господства плана в его советском понимании.

Таким образом, специфика стран переходной экономики заключается в том, что экономические системы уже не являются плановыми, но еще не включают все необходимые элементы рыночного хозяйства (развитая банковская и финансовая системы, устойчивая законодательная база, свободно конвертируемая валюта и т. д.).

Переход к рыночной экономике поставил вопрос о моделях проведения рыночных преобразований.

Практика проведения реформ в странах переходной экономики показала, что существует два подхода, две модели их проведения:

1) модель быстрых радикальных реформ («шоковая терапия»);

2) модель постепенных (градуалистских) эволюционных изменений.

Модель «шоковой терапии» представляет собой экономическую концепцию и систему практических мер, которая считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. Теоретической основой модели «шоковой терапии» стали идеи «монетаризма», идеологом которого является Милтон Фридмен - американский экономист.

Монетаристы делают основной упор на либерализацию экономики, полагая, что это обеспечит самоорганизацию рынка. Опыт проведения реформ в странах с переходной экономикой в целом подтвердил данный тезис. Хозяйствующие субъекты с успехом создавали рыночные организации (институты), вырабатывали нормы рыночной экономики, проявляли способность к самоорганизации. Одновременно практика проведения реформ показала, что одной либерализации недостаточно, так как одновременно возникали и институты, враждебные идеям рыночной экономики (теневая экономика, влияние преступных сообществ на экономическую жизнь и т. п.). Кроме того, либерализация в монетаристском варианте рассчитана на очень длительный период времени, и вмешательство государства способно существенно сократить этот период.

Что касается второй, градуалистской, модели перехода к рынку, то в наиболее концентрированном виде ее можно наблюдать в Китае, который вступил на путь реформ с конца 1970-х годов и сумел сохранить тра­диционные институты власти одновременно с развитием рыночных отношений. Однако только часть исследователей относит Китай к странам с переходной экономикой. В остальных странах использовались элементы обеих моделей.

Практически все страны реализовали в том или ином виде концепцию «шоковой терапии». В Польше, Чехии и Эстонии опыт оказался весьма успешным. В наиболее полном виде концепция «шоковой терапии» была реализована в Польше в самом начале 1990-х годов. Правительству Л. Бальцеровича за 2-3 года удалось подавить инфляцию, и уже с 1994 г. начался рост ВВП. В России в 1990-х годах использовались методы как «шоковой терапии», так и градуалистского подхода к реформе цен.

В ходе проведения реформ страны с переходной экономикой столкнулись с тремя основными проблемами.

Первой проблемой стало падение объема ВВП. Снижение темпов прироста ВВПпроизошло практически во всех странах с переходной экономикой вне зависимости от выбранного варианта развития, тогда как первоначально предполагалось, что если падение производства и ВВП и произойдет, то оно будет незначительным. Сокращение ВВП оказалось очень значительным в странах Балтии, в Словакии, Румынии, Болгарии, Армении, Азербайджане, Кыргызстане, Украине.

Второй проблемой стал рост уровня инфляции. Вследствие либерализации цен инфляция достигала четырехзначных показателей в Литве и Эстонии, трехзначных в Румынии и Болгарии, при этом некоторые страны вплоть до середины 1990-х годов не могли снизить инфляцию, и лишь применение жестких мер способствовало ценовой стабилизации. В странах, возникших на территории бывшего СССР, отмечалась и пятизначная инфляция, а четырехзначную испытали практически все новые государства.

Третьей проблемой, с которой столкнулись страны с переходной экономикой, стала безработица.Во время функционирования командно-административной системы обеспечивалась практически полная занятость населения с социальными гарантиями, бесплатным здравоохранением, образованием, жильем и другими льготами. С введением рыночных отношений картина изменилась. Вместе с тем уровень безработицы вырос лишь относительно прошлых периодов и стал сопоставимым с аналогичными показателями в Европе (10%), США (5%), Японии (4 %) и Канаде (10 %) до кризиса 2008-2009 гг.

Ныне в рамках группы стран с переходной экономикой можно выделить несколько подгрупп.

Первую подгруппу образуют страны Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии. Для этих стран был характерен преимущественно радикальный подход к реформам, стремление войти в ЕС (в значительной степени реализованное), сравнительно высокий уровень развития большинства из них. Однако сильное отставание от лидеров этой подгруппы, меньшая радикальность реформ приводит некоторых экономистов к выводу, что Албанию, Болгарию, Румынию и некоторые республики бывшей Югославии целесообразно не включать в первую подгруппу.

Наибольших успехов добились Польша, Чехия и Венгрия. В этих странах после трех лет кризисного состояния (1991 - 1993 гг.) экономика начала стабилизироваться с 1994 г., а с 1995 г. начался экономический рост в среднем от 2 до 6 % в год. С 1995 г. начался экономический рост в Румынии, Болгарии и Словакии, хотя и неравномерный, перемежавшийся спадами. К 2000 г. все страны ЦВЕ вышли на положительные значения прироста ВВП. Несомненно, большую роль сыграла и поддержка этих стран со стороны ЕС, на долю которого приходится 70 % товарооборота указанных стран.

Страны ЦВЕ поставили целью достижение европейских стандартов и вступление в ЕС. При сравнении основных макроэкономических показателей (ВВП, инфляция и безработица) отмечается очевидная тенденция приближения некоторых стран к параметрам стран ЕС и зоны евро. Для достижения необходимого уровня европейских стран государства с переходной экономикой должны обеспечить и поддерживать как минимум 5%-ный прирост реального ВВП. Такими государствами до кризиса 2008 - 2009 гг. являлись лишь страны Балтии.

Мировой экономический кризис заставил большинство стран ЦВЕ смириться со снижением темпов роста ВВП. В период кризиса лопнул прибалтийский «пузырь недвижимости». Цены на жилье упали более чем на 60 %, ВВП сократился на 20 % в среднем. Объем помощи МВФ и ЕС только Латвии и только в 2008-2009 гг. составил 7,5 млрд. долл. Падение ВВП в Эстонии в 2009 г. превысило 14 %. Венгрия имеет очень высокие показатели государственного долга, Румыния, Болгария, Хорватия - значительные объемы задолженности частных заемщиков.

Что же касается показателя уровня инфляции, то уже к началу 2003 г. Эстония, Словения, Румыния и Венгрия превысили средний показатель по ЕС и зоне евро. В свою очередь, лишь Чехия, Латвия, а также Венгрия и Словения смогли удержать безработицу в рамках показателей ЕС, что имеет как позитивную сторону в самостоятельном экономическом развитии этих стран, так и негативную угрозу повышения этого индикатора при свободе передвижения рабочей силы в ЕС и беспрепятственной ориентации молодых специалистов на Запад. Что касается остальных восточноевропейских стран, то они по-прежнему находятся на этапе переходной экономики, который, несмотря на возможную политическую декларацию его завершения, все еще требует дополнительных ресурсов и времени для роста экономики и уровня жизни населения.

Европейский стандарт экономического развития в полном объеме пока не был достигнут ни одной страной с переходной экономикой.

Поспешное принятие восточноевропейских стран в ЕС в 2005 г., объясняемое политическими причинами, а не высокой степенью интеграции, таит опасность преобладания негативных последствий над позитивными, связанных с усилением мобильности более качественных европейских товаров на новые рынки, нерациональной миграцией рабочей силы, опасной капитализацией неокрепших финансовых рынков.

Накопленный странами ЦВЕ значительный опыт перестройки экономики, наличие интеграционных связей с ЕС создают большой потенциал развития этих стран в посткризисный период.

Вторую подгруппу стран с переходной экономикой составляют бывшие советские республики, которые ныне чисто формально объединены и Содружество Независимых Государств (СНГ). Из его состава в 2008 г. вышла Грузия. На протяжении многих лет СНГ оставалось объединением, лишенным реального экономического содержания, и лишь в последние годы в связи с созданием Таможенного союза РФ, Белоруссии и Казахстана, а также Зоны свободной торговли появились основания ожидать положительных эффектов интеграции бывших республик СССР.

Данная подгруппа стран менее однородна как в своих целях, так и в путях их достижения, что можно объяснить специфичностью их социально-экономического развития, политическим устоем и общественными традициями. В результате мер переходного характера уже в 1997 г. практически всем странам СНГ удалось обеспечить прирост ВВП, а некоторые колебания 1998 г., вызванные российским финансовым кризисом, были оперативно преодолены. Прирост ВВП продолжился, причем достаточно интенсивными темпами.

Страны СНГ преимущественно в силу своего геополитического положения изначально не ставили перед собой цель достичь европейских стандартов экономического развития. Азиатские и кавказские страны ориентировали свою экономику на укрепление торгово-экономических связей с южными соседями (Узбекистан, Азербайджан, Армения). Узбекистан, Туркменистан проводят менее радикальные по сравнению с другими странами подгруппы реформы, а Таджикистан по уровню социально-экономического развития и в советские времена сильно отставал от других союзных республик. Вместе с тем Грузия и Украина заявили о своем-стремлении войти в будущем в ЕС и НАТО.

В России были выбраны наиболее банальные и неэффективные решения проблем переходной экономики. Они привели к колоссальному оттоку капитала за рубеж, неэффективной приватизации и денационализации, к существенному снижению жизненного уровня населения, росту безработицы. Аналогичную цель и механизм ее достижения выбрала для себя Украина. Несколько иной вариант переходной экономики был реализован в Беларуси, где почти в неизменном виде сохранилась советская модель хозяйствования. Большое значение для стабилизации ситуации в Беларуси имела и имеет экономическая помощь России в форме поставок газа, нефти, электроэнергии по ценам значительно ниже мировых.

Сохранение нерыночных и неэффективных отношений в сфере поставок нефти, газа, электроэнергии между Россией, с одной стороны, Украиной и Белоруссией, с другой стороны, на протяжении многих лет наносит ущерб экономикам этих стран. Россия теряет огромные средства, расточая их на так называемую братскую помощь в виде льготных цен на энергоносители для Украины и Белоруссии. В свою очередь, в этих странах полностью потеряны ориентиры на ресурсосбережение, повышение энергоэффективности производства, экономию ресурсов.

Объединение России, Белоруссии и Казахстана в Таможенный союз) создает здоровые предпосылки для налаживания взаимовыгодного товарообмена как в рамках союза, так и с внешними странами.

Наконец, третье, особое место в группе стран с переходной экономикой занимает Монголия, в которой рыночные реформы идут полным ходом, хотя и с учетом национальных особенностей.

При этом на ходе и результатах экономических реформ весьма существенно сказываются особенности исторического развития, экономического, политического и социального положения в каждой стране. Сложный переход от плановой экономики к рыночной проходил и проходит достаточно болезненно. Страны с переходной экономикой занимают в современной мировой экономике промежуточное положение.

С одной стороны, по многим экономическим и социальным показателям (таким как ВВП на душу населения, средняя продолжительность жизни, детская смертность, покупательная способность населения, «качество жизни» и т. д.) они занимают место в ряду развивающихся стран. С другой стороны, они имеют относительно развитые индустриальные (даже с элементами постиндустриальных) экономики, располагают достаточно солидным научно-техническим и человеческим потенциалом.

Природа переходной экономики - это трансформация к рынку, который несет в себе, с одной стороны, свободу действий и широкие возможности, а с другой - риск и ответственность за принятие решений. Государства ЦВЕ только лишь приблизились к решению задачи определения своей роли в ЕС, и то преимущественно с помощью политических инструментов.

Страны бывшего СССР в основном оказались перед дилеммой сохранения старых принципов хозяйствования или полного отказа от них, фактически исключив возможность их сочетания, тогда как именно последний вариант является оптимальным выходом для переходной экономики. Социализация экономики стала моделью экономического развития таких стран, как, например, Швеция, Норвегия, Нидерланды и пр.

Сочетание преимуществ социально-ориентированной и эффективной рыночной экономики в итоге позволит сформировать социализированное общество, основанное не только на частной собственности, свободе капитала, конкуренции, но и на высокой доле государственного сектора как равноправного участника рыночных отношений, с выполнением всех его социальных функций. Построение такой модели должно осуществляться в странах с переходной экономикой после создания капиталистической платформы функционирования экономики.

Вопросы и задания для самопроверки:

1. Каковы общие черты и особенности проведения переходных реформ в странах Центральной и Восточной Европы и государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР?

2. Какие причины привели к принятию стран Центральной и Восточной Европы в Европейский союз? В какой степени названные государства соответствуют экономическим параметрам, установленным в ЕС для стран-кандидатов?

3. Какие главные проблемы пришлось решать странам с переходной экономикой? В какой степени решены сегодня эти проблемы?

4. Составьте перечень моделей экономического развития различных групп стран в мировой экономике. Какая модель экономического развития реализуется в России сегодня? В какой степени она соответствует магистральным направлениям экономического развития мировой экономики?

5. За счет каких стран (составьте перечень) может в ближайшие годы пополниться список промышленно развитых стран мира?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: