Региональная экономика Беларуси

8.1 Территориальное разделение труда и формирование
региональных хозяйственных комплексов

Регион. Территория любой страны всегда состоит из составляющих частей – или регионов, выделенных по определенному признаку.

Регион – часть территории страны, обособленная по определенному признаку, обладающая общностью природных, национально-культурных и социально-экономических условий, а также отраслевой направленностью.

При административно-территориальном делении в качестве района (региона) обычно выделяются области, департаменты или края, в качестве более мелкого района – административные районы.

В экономической науке выделяются свои «обособления» – экономические районы. Это связано с тем, что национальная экономика не может существовать без пространственной решетки, т. е. вне территориального размещения производительных сил.Экономический район – территориально-специализированную часть национальной экономики страны, характеризующуюся единством и целостностью воспроизводственного процесса, общностью этнического самосознания, укладом жизни населения, особенностями ведения национальных видов производства, особыми формами проявления стадий воспроизводства и специфическими особенностями протекания социально-экономических процессов.Здесь в центре внимания территориальное разделение труда, которое обусловлено природными, экономическими, социальными, национальными и историческими особенностями регионов.

Территориальное разделение труда определяет специализацию и хозяйственное обособление региона, но выступает основой для кооперирования и экономической интеграции, развития межрегионального обмена. В итоге формируется территориально-производственный комплекс (ТПК).

Территориально-производственный комплекс ‑ целостная система хозяйствования и социальных процессов, характерных для обособленной части территории страны. Основными чертами ТПКвыступают взаимосвязанное сочетание хозяйствующих субъектов (предприятий) и отраслей, комплексное развитие территории, наличие совокупности региональных воспроизводственных циклов, использование потенциала муниципальной собственности.

Административно-территориальный район. При административно-территориальном делении учитываются сложившиеся исторические общности, самодостаточность обособляемой территории материальными, трудовыми, природными и финансовыми ресурсами.

Но при административном районировании ставится и более прагматическая задача – определить границы региона таким образом, чтобы обеспечить управляемость экономическими и социальными процессами. Признаком управляемостирегиона выступает степень достижения координации протекающих социально-экономических процессов. В этих же целях в границах административной единицы выделяются территориальные образования более низких рангов, вплоть до населенного пункта и сельского совета.

В рамках административно-территориальной единицы на основе ТПК формируется экономика региона. Экономика региона включает ТПК, а также финансовое хозяйство, предполагает развитие межбюджетных отношений. Экономические отношения региона включают отношения собственности, налоговые обязательства и материальную ответственность, предполагают контроль за целевым использованием финансовых ресурсов.

Экономика региона опирается на государственную (республиканскую и коммунальную) собственность, частную собственность предпринимателей и сектора домашних хозяйств, предполагает развитие местных рынков факторов производства (труда, земли, денежного капитала, недвижимости).

Региональная экономика. С учетом вышеизложенного обнаруживаются основные трактовки содержания региональной экономики:

1) экономика региона, как способ функционирования ТХК в структуре национальной экономики страны;

2) региональная экономика есть такой подход к изучению процессов национального воспроизводства, когда на первый план выходят ее пространственная решетка, проблемы размещения производительных сил, вопросы обеспечения единства территориального и отраслевого разделения труда;

3) региональная экономика есть отрасль экономической науки, которая специализируется на изучении территориально- функционального аспекта производственных отношений и размещении производительных сил, изучает проблемы процесса воспроизводства на региональном уровне.

По содержанию, целям и задачам региональная экономика есть составная часть мезоэкономики.

8.2 Экономика региона как объект управления.
Воспроизводственный и экономический потенциал региона

Функции экономики региона. В качестве основных функций экономики региона выделим:

а) обеспечение комплексности развития территории и минимизация трансакционных издержек;

б) сохранение отраслевого профиля района, улучшение региональной позиции в системе общественного разделения труда;

в) интеграция экономики района в единое экономическое пространство страны;

г) достижение финансового сомообеспечения региона, наращивание потенциала муниципальной собственности; формирование инвестиционного спроса;

д) рациональное использование природных ресурсов, местных трудовых ресурсов;

е) учет национальных и социо-культурных особенностей местной популяции, мобилизация национальных факторов производства, развитие национальных видов производства;

ж) воспроизводство социальной и экологической среды обитания человека, повышение жизненного уровня местного населения;

з) создание предпосылок для реализации домашним хозяйством соответствующих функций.

Поэтому есть резон рассматривать экономику региона не только как ТХК, но и как особую систему воспроизводства. Воспроизводственный подход означает, что следует различать задачи:

а) простого возобновления условий социально-экономической жизни на территории региона, так и расширенного воспроизводства;

б) в качестве основных элементов воспроизводственного процесса выделяем воспроизводство производительных сил и всех исходных факторов производства; конечного продукта и самих экономических отношений;

в) следует выделять в качестве фаз воспроизводства производство, обмен, распределение и потребление материальных благ;

г) задачи соблюдения социальной ориентации развития региональной экономики.

Воспроизводственные циклы экономики региона. Процесс воспроизводства отражается через наличие кругооборота материальных, трудовых, финансовых и других ресурсов. Среди таких кругооборотов, или циклов, есть резон выделять:

а)воспроизводство производственного потенциала;

б) воспроизводство трудовых ресурсов региона;

в) воспроизводство экологического потенциала и среды обитания человека;

г) воспроизводство социокультурных особенностей региона;

д) воспроизводство национальных видов производства.

В качестве групп пропорций воспроизводства выделим экономические, финансовые, структурные, социальные, демографические и экологические пропорции

Среди конкретных пропорций следует выделить сохранение равновесия между:

а) платежеспособным спросом населения и объемом предложения потребительских товаров;

б) спросом и предложением рабочей силы; в) сбережениями населения и инвестиционным спросом;

г) доходами и расходами домашних хозяйств;

д) доходами и расходами местного бюджета;

е) темпами роста численности населения и темпами роста валового регионального продукта (жилищной площади).

В упрощенном варианте интегральный воспроизводственный потенциал региона есть единство ресурсного потенциала и условий по его использованию. Воспроизводственный интегральный потенциал региона складывается под воздействием количественного и качественного соотношения различных видов потенциалов (природного, экологического, производственного, социального, интеллектуального, демографического, трудового, финансового). Общие результаты такого суммирования зависят от состояния производственной и социальной инфраструктуры. Отсюда вполне понятными становятся изложенные выше требования по комплексному развитию территории.

Детерминанты конкурентного преимущества региона. В условиях рыночной экономики наличие или отсутствие у региона конкурентных преимуществ или расширяет горизонты его развития, или покрывает их туманной пеленой. Конкурентные преимущества позволяют снижать издержки производства и обращения, ускорять инновационный процесс, привлекать в достаточном объеме инвестиции, активизировать международные экономические связи и, как общее следствие, повышать уровень жизни населения региона.

В качестве основных детерминантов, которые формируют конкурентные преимущества региона, следует указать на:

а) наличие достаточного воспроизводственного потенциала;

б) наличие заметного экономического потенциала;

в) выгодное геополитическое и территориальное положение;

г) благоприятный экономический и институциональный климат;

д) высокий авторитет местной элиты.

8.3. Диагностика экономики региона.
Инвестиционный и предпринимательский климат

Содержание региональной диагностики. Чтобы управлять и координировать развитие экономики региона, необходимо непрерывно анализировать ее состояние. Основной смысл диагностики – это установление, в какой степени экономика региона выполняет сущностные функции. Это обязывает определять конкретные ситуации по тем или иным направлениям социально-экономической жизни. Важнейшими составными частями региональной диагностики выступают:

1) экономическая ситуация;

2) ситуация на рынке труда;

3) социальная ситуация;

4) финансовая ситуация;

5) ситуация на продуктовых рынках;

6) демографическая ситуация;

7) экологическая ситуация.

Что касается методов диагностики региональной экономики, то есть резон указать на сравнительный анализ (регион-аналог; нормативные данные), генетический подход, метод ранжирования, балансовый метод, моделирование и др.

Статистическая карта региона. При оценке состояния экономики региона приходится использовать систему разнообразных показателей. Среди наиболее важных индикаторов такого рода выделим:

‑ валовой региональный продукт (ВВП региона);

‑ темпы роста промышленного и сельскохозяйственного производства;

‑ уровень и динамика региональной безработицы, состояние занятости населения;

‑ объем розничного товарооборота и его структура;

‑ блок социальных индикаторов (реальные денежных доходы населения; уровень среднедушевых доходов и минимальный прожиточный бюджет, уровень бедности населения; задолженность по заработной плате;

‑ демографические показатели (естественный прирост населения, сальдо миграции);

‑ финансовые показатели (налоговая нагрузка на регион; рентабельность предприятий, удельный вес предприятий-банкротов);

‑ бюджетная достаточность, дефицитность бюджета, зависимость региона от дотаций и трансфертов;

‑ удовлетворение спроса местного населения, состояние продуктовых рынков;

‑ комплексное развитие территории; состояние производственных мощностей;

‑ состояние бюджета местного и обеспечение экономической самостоятельности;

‑ уровень жизни и динамика реальных доходов населения.

Анализ региональных рынков. В условиях рыночной экономики объектом исследования должна выступать совокупность региональных рынков (региональный маркетинг).

Региональный рынок – это совокупность локализированных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения в рамках территориально-административного образования.

На региональном уровне маркетинг рынка продуктов предполагает определение степени доминирования местных поставщиков, обнаружение монополистических тенденций, особенности формирования потребностей населения, а также исследование состояния сети розничной торговли.

Помимо рынка продуктов, земли и капитала на региональном уровне следует замечать рынок туристических услуг, рынок культурных ценностей и достопримечательностей, рынок недвижимости и жилья, рынок образовательных услуг.

Финансовая ситуация. В новейших исследованиях отстаивается необходимость разработки методов контроля за состоянием финансового баланса региона, который включает и баланс денежных доходов и расходов населения, затем кассовый план банков и др.

Составление финансового баланса региона предполагает учет финансовых возможностей как бюджета, так и хозяйствующих субъектов. анализируются уровень рентабельности и платежеспособности предприятий, налоговые недоимки и интенсивность обслуживания банковских кредитов.

Банковская система региона. Здесь следует обращать внимание на прагматичные стороны состояния банковской системы региона:

‑ степень развития банковской системы (соотношение между филиалами региональных банков и филиалами столичных банков);

‑ динамика суммарного уставного фонда и собственного капитала региональных банков (отношение к объему банковских активов, задействованных в регионе);

‑ степень развития филиальной сети банков второго уровня;

‑ степень представительства небанковских финансовых учреждений;

‑ степень доверия населения к банковской системе региона (динамика депозитов, пропорция размещения депозитов населения в столичных и региональных банках);

‑ объем депозитов в банковской системе в расчете на одного жителя региона (или одного вкладчика).

Анализ институциональных условий хозяйствования. Изучение воспроизводственного и экономического потенциала региона, определение экономической, социальной и др. ситуаций предполагают анализ институциональных условий хозяйствования. Диагностика институциональных условий хозяйствования означает, что требуется определить тот климат, который складывается в конкретных ситуациях.

Суммарная рейтинговая оценка региона конкретизирует достигнутый уровень отношений между центром и периферией. Суммарная рейтинговая оценка может определяться разными методами (стандартизированные коэффициенты, метод суммарного ранжирования регионов, экспертные оценки). Основная задача суммарной рейтинговой оценки регионов страны – определить динамику изменений в региональной экономике, выявить регионы-литеры, депрессивные регионы и типовые (модельные) регионы, уточнить причины неравномерности социально-экономического развития регионов.

8.4 Региональная экономическая политика. Программы
регионального экономического и социального развития

Субъекты и объекты. Необходимость в проведении региональной экономической политики обусловлена, прежде всего, важностью сохранения единого экономического пространства страна. Утрата такого свойства всегда вызывает печальные последствия.

Региональная политика – это система целей и задач, методов и средств органов государственной власти и субъектов регионов по управлению социально-экономическим развитием регионов страны при сохранении единого экономического пространства.

Необходимость в проведении региональной экономической политики (РЭП) усиливается под воздействием:

а) объективно существующей неравномерности социально-экономического развития территорий и необходимостью не допускать отклонений ниже пороговых значений;

б) необходимостью ускорения развития тех или иных территорий с целью разрешения существующих проблем;

в) потребностью в нейтрализации особых факторов, или учет особых обстоятельств в развитии экономики региона (заболеваемость, высокий или низкий уровень рождаемости, деформация национальной структуры населения и т. п.;

г) возникновением форс-мажорных обстоятельств (стихийные бедствия, национальные и религиозные конфликты в «горячих точках»);

д) принятием решения по разрешению определенной общегосударственной задачи на территории региона.

Субъектами РЭП выступают органы центральной и местной власти, отраслевые министерства, банки, региональные политические и предпринимательские элиты, крупные предприятия и территориальные ассоциации производителей, институты и организации гражданского общества.

Для центральных властей объектами РЭП выступают заметные социально-экономические проблемы регионального развития, ТХК, внутри их – крупные предприятия и корпоративные структуры.

Для субъектов самих регионов объектами РЭП выступают все тот же ТХК, состояние инфраструктуры, проблемы конкретных хозяйствующих субъектов или сфер деятельности (образование, культура, здравоохранение).

Содержание региональной политики. Конечно, белорусское государство было и остается главным субъектом РЭП. Мероприятия центра всегда отличаются по последствиям и по объему финансирования. Они включаются в Национальную стратегию устойчивого социально-экономического развития.

Стратегическими принципами РЭП для центра выступают сохранение единого экономического пространства страны, развитие местного самоуправления, достижение бюджетной достаточности территории, приоритетность и субсидиарность, комплексность и партнерство перманентность (непрерывность воздействия и мониторинг) и превентивность действий.

В целом используются как административные, так и экономические методы воздействия. В качестве наиболее эффективных зарекомендовали себя инструменты бюджетной, налоговой, фискальной, кредитной, амортизационной и инвестиционной политики, политики занятости населения (премии за трудоустройство), а также институциональные преобразования (приватизация, открытие новых и перемещение действующих предприятий).

Первый полюс РЭП знаменует стремление центральных органов усилить государственный контроль на региональном уровне. Обычно это детерминируется обострением ситуации, некомпетентностью местных органов власти, необходимостью усиления межрегиональной координации и, как следствие, сопровождается снижением эффективности региональной политики.

Второй полюс РЭП означает, что ставка делается на повышение эффективности самой региональной политики. Что сопровождается децентрализацией управления, повышением самостоятельности регионов и региональных элит, развитием местного самоуправления. Развитие местного самоуправления предполагает повышение роли территорий в решении локальных проблем, подготовке и реализации соответствующих решений по развитию региональной экономики. Предполагается прямое участие населения и выборных органов в решении собственных проблем, мобилизацию внутренних источников развития.

В работах белорусских экономистов обосновывается необходимость разработки Концепции совершенствования государственной региональной политики, местного самоуправления.

Региональные программы развития. Диагностика состояния экономики региона, необходимость координировать региональное развитие получают свое выражение в разработке соответствующих программ и прогнозов.

Региональные программы могут быть:

‑ составной частью общенациональной программы или стратегии развития страны;

‑ комплексными (многоотраслевыми) государственными программами;

‑ отраслевыми программа развития в разрезе регионов (совершенствование отраслевого разделения труда);

‑ региональными программами социально-экономического развития, предполагающими достижение сбалансированного развития экономики региона;

‑ региональными специализированными программами.

Разработка региональной программы – это точечная диагностика социально-экономической ситуации, обозначение тенденций и проблем, определение средств, методов и сроков решения проблем, а также объема, механизма и источников мобилизации требуемых материальных и финансовых ресурсов.

При разработке программ развития на региональном уровне используются разные методы. Оправдывают себя:

а) балансовый метод, когда обеспечивается согласование объема мобилизуемых ресурсов и потребностей развития, результата и затрат;

б) нормативный метод, когда при определении цели развития экономики региона и объема мобилизуемых там ресурсов используются дифференцированные нормы и нормативы;

в) метод экспертных оценок;

г) методы экономико-математического моделирования.

Диагностика и разработка РЭП должны быть сориентированы не только на решение текущих проблем. Важное значение имеет упреждение возникновения нежелательных ситуаций в среднесрочной перспективе.

Задания для самоконтроля и самоподготовки

1. Дайте определение региональной экономики. Назовите особенности региональной структуры экономики Беларуси.

2. Какие задачи следует выделять при воспроизводственном подходе к региональной экономике?

3. Выделите так называемые пропорции равновесия, которые применимы к региональной экономике.

4. В чем отличие экономического и воспроизводственного потенциала региональной экономики?

5. Выделите основные ступени диагностики состояния экономики региона.

6. Какие типы региональных программ развития используются в условиях Беларуси?

Литература: [4, 24, 26, 33, 35, 36, 37, 43, 50, 64, 65, 68, 78]


9 Формирование институтов
рыночной экономики

9.1 Содержание институциональных преобразований
в переходный период

Цели и задачи преобразований. Институциональную среду национальной экономической системы можно представить как совокупность: а) хозяйственной культуры и правового поля; б) неформальных и формальных правил поведения; в) норм собственности и правил обмена. Институциональные изменения выступают фактором экономического роста, особым общенациональным ресурсом, источником мобилизации социальных факторов развития.

Для движения вперед экономика Беларуси нуждается в стабильной и прогрессивной институциональной среде, соответствующей избранной модели экономического развития страны. Применительно к переходному периоду речь идет о формировании новой национальной хозяйственной системы.

Основные стратегические направления институционального строительства в трансформационный период:

а) демонтаж институциональной системы командной экономики;

б) формирование новой институциональной среды, соответствующей парадигме рыночной экономики социального типа (социальная рыночная экономика).

Основные стратегические задачи трансформации институциональной среды в переходный период:

а) защита прав потребителей;

б) развитие прав частной собственности, надежность механизма сбережений и инвестиций;

в) обеспечение многообразия эффективных форм хозяйственной деятельности;

г) формирование полноценных рынков факторов производства, включая рынок труда и жилья;

д) надежность системы денежных расчетов, платежей и кредитных отношений;

е) формирование эффективного бюджетно-налогового механизма;

ж) включение рыночного механизма конкуренции;

з) формирование надежной системы контрактов, договоров и соглашений;

и) обеспечение активной и сбалансированной роли государства, высокого авторитета его институтов;

к) развитие институтов гражданского общества и экономического самоуправления.

Общие правила институционального строительства. Обобщение исторического опыта позволяет сформулировать закономерности (правила) формирования институциональной инфраструктуры, окаймляющуюрыночную экономику:

а) наличие стадии развития неформальных институтов в рамках социальных групп или регионов, формирование норм устойчивого доверия через прямые контакты хозяйствующих субъектов;

б) формирование хозяйственной культуры нации, влияние которой распространяется на всю территорию страны (опора на авторитет неформальной организации, арбитра ярмарки и т. д.);

в) легализация большинства неформальных институтов в формальные (свод законов, конституция) и формирование институционально-правового поля;

г) непрерывная трансформация в первую очередь формальных институтов с учетом изменяющихся условий;

д) обусловленность институционального развития доминирующей в стране идеологией, постепенная коррекция ментальной модели восприятия окружающего мира;

ж) непрерывное дополнение активности государства в формировании институциональной среды развитием институтов гражданского общества.

При формировании институциональной среды необходимо учитывать ее зависимость от ранее сложившейся траектории экономического развития, т. е. наличие исторической инерции. Но эффект исторической обусловленности развития не всегда бывает исключительно положительным.

Специфика трансформационного строительства. Такая специфика в условиях Беларуси определяется условиями переходного периода и избранной концепций экономического развития.

1. Выработка формальных норм не может широко опираться на адекватные неформальные институты – порой из-за отсутствия последних.

2. Отсутствие неформальных институтов с рыночными традициями заставляет обращаться к историческому опыту народа, делать ставку на высокий уровень образованности населения Беларуси и активно пропагандировать новые нормы поведения.

3. Институциональное строительство всегда предполагает опору на государство. Но в переходный период реформированию подлежит и сам институт государства.

4. Низкий авторитет государства способствует активному развитию института общественных договоров и соглашений. Вполне закономерно ускоренное развитие экономического самоуправления и институтов гражданского общества.

5. Либерализация экономической жизни из-за слабости соответствующих неформальных институтов не должна опережать темпы развития экономического самоуправления и становления институтов гражданского общества.

6. Оказавшись в режиме «догоняющего развития», Беларусь вынуждена использовать опыт других стран, т. е. трансплантировать в национальную экономику институциональные компоненты рыночного типа. Но импорт таких институтов (органы управления, законы, формы хозяйствования и др.) возможен лишь в определенных пределах, всегда означает отрытую смену прежней траектории институционального развития.

7. Определению траектории институционального строительства должна предшествовать выработка и общественное обсуждение экономической концепции реформ.

8. Следует учитывать временной аспект трансформации, т. е. до минимума сокращать ситуации неопределенности; необходимо располагать достаточным финансированием институциональных преобразований, привлекать высококвалифицированных специалистов.

Трансформация – это ревизия прежней системы социальных и экономических интересов. Поэтому неизбежно сопротивление в первую очередь со стороны тех, кто образует социальную базу АКС (бюрократия, технократия, маргиналы, придворный бизнес, монополисты).

9.2 Критерии и основные этапы преобразования собственности
в трансформационный период

Усложнение отношений собственности. Для современного производства характерно активное обособление функций собственности. Традиционные права собственника трансформируется в пучок функций-полномочий. При этом наемные специалисты-менеджеры не только берутся исполнять разнообразные функции собственника условий производства, но и формируют модель управления, используя принадлежащую им собственность на специфические факторы производства (предприимчивость, высококвалифицированный труд, человеческий социальный капитал).

Кроме того, имеет место исторический процесс усложнения объектов собственности. Права собственности на традиционные объекты дополняются правами собственности на информацию, ценные бумаги и т. п. В рамках организационных отношений выделяется собственность на процесс производства, что закрепляет коммерческую тайну.В своих правах признана интеллектуальная собственность, собственность «на имя» (брэнд) и собственность на научно-технический опыт. Дифференциация прав собственности приводит к появлению собственности на незримые объекты-функции, или полномочия собственности.

Одновременно происходит и усложнение перечня субъектов собственности. Вслед за индивидуальными и групповыми субъектами появляются ассоциированные, комбинированные, смешанные и международные субъекты собственности. Это приводит к появлению новых общественных форм организации собственности (ФПГ, холдингами и стратегическими альянсами).

Социальный аспект реализации собственности предполагает обеспечение единства прав и обязанностей собственника перед обществом, а также плюрализма форм, собственности на современные факторы производства.

Критерии трансформации собственности. Изложенные вышехарактеристики собственности позволяют определить критерии трансформации данных отношений в белорусской экономике:

а) экономический критерий – повышение эффективности национального производства;

б) социальный критерий – повышение жизненного уровня населения, снятие в обществе социальной напряженности, развитие экономических свобод, деотчуждение и возвращение человека в экономику;

в) политический критерий – снятие надстроечных факторов торможения экономического развития страны, обеспечение политической стабилизации общества.

Программа реформирования отношений собственности. Обобщение обширного опыта стран трансформационной группы указывает на основные компоненты программы реформирования отношений собственности в переходный период:

1) разгосударствление (деэтатизация) национальной экономики, включая сокращение государственного вмешательства, выведение предприятий всех форм собственности из-под административного управления, их превращение в реальных субъектов рынка;

2) приватизация экономики,т. е. восстановление в обществе института частной собственностина средства производства;

3) плюрализм частной собственности, т. е. расширение перечня объектов частной собственности;

4) расширение форм реализации частной и государственной собственности, рост многообразия организационно-правовых форм предприятий;

5) признание всех прав собственника экономического ресурса, в том числе признание разнообразия пофакторного дохода;

6) ликвидация товарного голода (экономики дефицита), развитие личной собственности граждан.

Этапы реформирования института собственности. В условиях Беларуси с известной долей условности можно выделить несколько последовательных этапов реформирования системы прав собственности:

1) номенклатурная приватизация (1987–1992 гг.). Бюрократия и технократия делают попытку перейти от номенклатурной обезличенной к индивидуальной госсобственности. Прежде всего, за счет расширения прав предприятия в ценообразовании, распоряжении продукцией и т. п. Кроме того, госпредприятия окружаются кооперативами и арендными предприятиями, что способствует первоначальному накоплению капитала;

2) этап массовой приватизации и создание системы легальной частной собственности (1992–1996 гг.). Принимаются государственные программы приватизации. Создается механизм чековой приватизации. В роли финансовых посредников начинают выступать инвестиционные фонды. Реализация значительных льгот персонала в приватизации приводит к возникновению коллективных предприятий. В Конституции РБ (1994 г.) формами собственности на средства производства признаются частная и государственная собственность;

3) реставрация «власти-собственности»» (1997–2005 гг.). Массовая приватизация останавливается. Накладывается запрет на реализацию акций, приобретенных членами трудового коллектива при акционировании госпредприятий на льготных условиях. Государство усиливает контроль за собственностью. Вводится статус унитарного предприятия. Для усиления контроля за АО, которые были созданы на основе госимущества, вводится «золотая акция»;

4) этап апробирования форм «новой экономики» (примерно с 2005 г.). Дефицит бюджета и дефицит платежного баланса, а также общий дефицит накоплений в условиях нарастания технологической отсталости заставляют активизировать денежную приватизацию госпредприятий. Распродажа некоторых «голубых фишек» иностранцам дополняется проведением соответствующей подготовительной работы по акционированию группы крупных госпредприятий.

Признается важность процесса концентрации и централизации собственности, что отражается через принятие ряда документов, ускоряющих формирование холдингов и т. п. Отменяется «золотая акция», принимается решение о легализации рыночного обмена акций, которые находятся в собственности членов трудового коллектива. В то же время ограничивается использование наемного труда индивидуальными предпринимателями.

Вопросы формирования и использования собственности рассматриваются в Конституции Беларуси, Гражданском кодексе, Инвестиционном кодексе, Кодексе о семье и браке, в профильных законах (хозяйственное общество и т.п.), а также в Декретах и Указах Президента страны. В документах прописаны основные формы собственности, объекты, субъекты и права собственника. Реализация прав собственника на фактор производства и создаваемый доход осуществляется в рамках конкретной организационно-правовой формы хозяйственной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: