Транспортный налог. По мнению заявителя, п. 3 ст

По мнению заявителя, п. 3 ст. 361 НК РФ (в ред. до 01.01.2010) и Закон Краснодарского края о транспортном налоге противоречат Конституции РФ, поскольку необоснованно ограничивают право на применение льготы по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя автомобиля, что ставит в неравное положение физических лиц - инвалидов I и II групп, обладающих правом на такую льготу. Кроме того, неопределенность и неясность п. 3 ст. 361 НК РФ не позволили законодателю Краснодарского края включать в закон о транспортном налоге положение об установлении дифференцированных ставок данного налога в зависимости от категории транспортного средства и срока его полезного использования.

Как указал Конституционный Суд РФ, отказывая заявителю в принятии его жалобы к рассмотрению, поставленные заявителем вопросы отнесены к прерогативе законодателя <1>.

--------------------------------

<1> Определение Конституционного Суда РФ от 25 ноября 2010 г. N 1550-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Семенова Ясона Георгиевича на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации и Законом Краснодарского края "О транспортном налоге на территории Краснодарского края". Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс" (www.consultant.ru).

13.3. Состав и правовое значение местных налогов

Местные налоги - это налоги, зачисляемые в доход местных органов государственной власти и государственного управления.

Ставки местных налогов устанавливаются представительными органами государственной власти, а налоговые суммы поступают в доходы местных органов государственной власти и расходуются ими. В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации.

Земельный налог является местным налогом. Все средства от него поступают в бюджет того города, района, сельской администрации, на территории которых находится земельный участок.

Земельный налог уплачивают организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется оценщиком в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и не могут превышать:

1) 0,3% в отношении земельных участков:

- отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства;

- занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или предоставленных для жилищного строительства;

- предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

2) 1,5% в отношении прочих земельных участков.

Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Налог на имущество физических лиц, так же как и земельный налог, является местным налогом, поступает в бюджеты муниципальных образований.

Налог на имущество физических лиц уплачивают физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.

Объекты налогообложения:

- жилой дом;

- квартира;

- комната;

- дача;

- гараж;

- иное строение, помещение и сооружение;

- доля в праве общей собственности на имущество.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется как инвентаризационная стоимость имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Инвентаризационная стоимость определяется органами технического учета и технической инвентаризации. Оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующим законодательством.

Техническая инвентаризация объектов капитального строительства может проводиться на основании заявления заинтересованных лиц.

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в следующих пределах:

Суммарная инвентаризационная стоимость объектов налогообложения, руб. Ставка налога, в процентах
До 300000 (включительно) До 0,1 (включительно)
Свыше 300000 до 500000 (включительно) Свыше 0,1 до 0,3 (включительно)
Свыше 500000 Свыше 0,3 до 2,0 (включительно)

Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.

Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.

С 1 января 2011 г. налог на имущество физических лиц уплачивается физическими лицами один раз в год, не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.

13.4. Правовое регулирование формирования

бюджетов всех уровней

Бюджетная система строится на следующих основополагающих принципах:

принцип единства бюджетной системы РФ. Этот принцип подразумевает единство правовой базы, денежной системы, порядка формирования и осуществления бюджетного процесса, форм бюджетной документации (в том числе статистической отчетности), принципов бюджетного процесса и санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также соблюдение единого порядка финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;

принцип разграничения доходов и расходов между всеми уровнями бюджетной системы РФ. В соответствии с данным принципом соответствующие виды доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов закрепляются за органами государственной власти страны, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления;

принцип самостоятельности бюджетов всех уровней. Означает закрепление прав и обязанностей субъектов РФ по формированию доходов, направлению расходов и составлению регулирующих статей всех уровней бюджетов;

принцип полноты бюджета требует полного отражения в бюджетах всех уровней всех доходов и расходов, их достоверного обоснования (особенно это касается величины расходов) и выявления возможностей дополнительного привлечения средств;

принцип сбалансированности бюджетов означает соответствие суммарного объема доходов расходам и поступлениям из источников финансирования их дефицита;

принцип реальности бюджета предполагает отражение действительных величин доходов и расходов государства, а также эффективности и экономности использования бюджетных средств;

принцип достоверности бюджетов всех уровней означает тесную связь с методами и отдельными показателями статистического анализа.

Принцип гласности (прозрачности) бюджета подразумевает обязательность предварительного обсуждения бюджетных статей на открытых заседаниях парламента, опубликование бюджета в открытой печати после утверждения с регулярными сообщениями о ходе его выполнения по месяцам, кварталам и в целом за бюджетный период. Этот принцип тесно связан с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств.

Бюджетная система Российской Федерации состоит из трех уровней:

- федеральный бюджет;

- региональный (бюджет субъектов Федерации);

- местный бюджет.

Бюджеты всех уровней должны быть четко сбалансированы. Для достижения сбалансированности необходимо устанавливать предельные размеры их дефицита.

Каждое звено бюджетной системы решает свои конкретные задачи социально-экономического развития соответствующего уровня.

Организация эффективной бюджетной системы страны основывается на принципе самостоятельности федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, участия всех территорий в формировании доходов и финансировании расходов федерального и региональных бюджетов.

В соответствии с вышеизложенным можно сформулировать основные принципы организации эффективной бюджетной системы:

- создание трехуровневой системы бюджетных отношений и четкое разграничение функции бюджетов различных уровней в соответствии с их компетенцией;

- равенство, но не тождество бюджетных прав субъектов управления;

- самостоятельность каждого из бюджетов и достаточно высокая автономия их формирования и контроль за их исполнением;

- равенство региональных, федеральных и местных интересов, их тесная увязка между собой на базе четкого разграничения источников доходов, направлений расходов между всеми звеньями бюджетной системы;

- прозрачность межбюджетных отношений, основанных на единой методологии расчета бюджетных статей и единых критериях социально-статистического анализа.

Основным источником покрытия дефицита бюджетов всех уровней выступают внутренние и внешние заимствования.

Основные внутренние заимствования включают: кредиты, полученные Правительством РФ от денежно-кредитных учреждений и прочих кредитных организаций; государственные займы, осуществляемые в форме выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных ценных бумаг от имени правительства, и средства, полученные от их продажи на внутренних рынках; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды.

Внешние заимствования при финансировании дефицита бюджета включают: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешних рынках, часто в форме облигаций различных субъектов РФ, размещаемых на внешних рынках и номинированных в иностранной валюте; кредиты правительств иностранных государств и международных финансовых организаций (например, Международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР)).

Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость бюджетов всех уровней и включает в себя:

- классификацию доходов бюджетов РФ;

- функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;

- экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;

- классификацию источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;

- классификацию внутренних долгов как по РФ в целом, так и по отдельным субъектам страны;

- классификацию видов государственного внешнего долга и структуризацию величины внешних активов РФ;

- ведомственную классификацию расходов федерального бюджета. Расходы бюджетов всех уровней делятся на расходы, включаемые в бюджет текущих расходов и в бюджет развития. Необходимо отметить, что в бюджет развития входят ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и прочие затраты, связанные с реструктуризацией экономики и расширением производства. Средства, включенные в бюджет развития, не могут быть использованы на иные цели.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: