Обучение детей умению задавать простые вопросы и отвечать на них. Формирование разговорной речи в беседе

В работе педагог использует положительные эмоции в качестве стимула речевого общения, сочетание речевой активности с различными видами деятельности (игра, труд, рисование, лепка, конструирование). Для освоения разго­ворно-диалогической речи необходимо научить детей выслушивать вопросы, реплики собеседника, соотносить с ними свои ответы и высказывания. Педагог следит за грамматическим оформлением ответов, реплик, проводит работу над интонацией, выразительностью речи.

Диалог, разговор следует строить вокруг интересных предметов, по поводу яркого события. Наиболее доступ­ная форма усвоения диалога - игра.

Дидактические игры: «Гуси - гуси», «Светофор», «Зай­цы», «Телефон», «Кто умеет?», «Ты куда?», «Давайте зна­комиться».

Инсценированные диалоги: «В магазине», «На приеме у врача», «На почте», «Разговор по телефону», «Пригла­шение в гости».

Чтение шуток и прибауток по ролям. Выяснение смыс­ла.

- Ты конфеты съел?

- Нет, не я.

- А вкусные были?

- Очень.

- Ты что делаешь?

- Ничего!

- А ты что?

- Да ему помогаю.

- Тит, поди молотить!

- Живот болит.

- Тит, поди кашу есть!

- А где моя большая ложка?

Приемы обучения

Ведущий прием - вопрос. Вопросы поискового и про­блемного характера требуют умозаключений о связях меж­ду объектами: Почему? Зачем? Из-за чего? Чем похожи? Для чего? Как узнать?

Вопросы стимулирующего характера: Про каких же ребят можно сказать - это друзья?

Простые, репродуктивные вопросы: Где? Сколько? Кто?

Последовательность предъявления вопросов в беседе: сначала репродуктивные для оживления памяти и опыта детей, затем 1 - 2 поисковых вопроса, в заключение -1-2 обобщающих вопроса.

Построение беседы

Начало беседы. Цель - вызвать, оживить в памяти де­тей впечатления. Используются вопросы-напоминания, загадки, стихи, картины, фотографии, предметы.

Основная часть беседы. Выделяются микротемы, эта­пы. Например, в беседе «О здоровье» выделены этапы:

1. Свежий воздух (в помещении, на прогулках).

2. Утренняя зарядка.

3. Чистота рук.

4. Закаливание.

Конец беседы. Эта часть кратка, эмоциональна, прак­тически действенна, может содержать пожелания детям к их дальнейшим наблюдениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: