Тексты подбираются простые, доступные, соответствующие опыту детей. До чтения текста проводится словарная работа:
- толкование значений слов;
- хоровое и индивидуальное проговаривание трудных слов;
- работа с синонимами, антонимами;
- составление словосочетаний.
Чтению текста предшествует короткая вводная беседа, подводящая детей к содержанию произведения. Установка на пересказ дается после первого чтения. После прослушивания задаются вопросы по содержанию. Затем идет повторное чтение.
Приемы работы:
I) Взрослый пересказывает, а дети добавляют подходящие слова.
2) Ребенок пересказывает, а взрослый во время пауз направляет его мысль вопросами.
3) Ребенок пересказывает, а взрослый выставляет картинки по содержанию.
4) Пересказ «по цепочке», коллективный пересказ.
5) Пересказ в лицах.
Виды пересказа
1)Выборочный пересказ.
Задача: выделить из рассказа только отдельные эпизоды.
2) Краткий пересказ.
Задача: сохраняя последовательность, выделить только основное, существенное.
|
|
3) Творческий пересказ.
Задача: продолжение рассказа с добавлением придуманных фактов.
Приемы обучения пересказу
- образец чтения произведения,
- вопросы,
- объяснения, указания,
- упражнения,
- обращение к личному опыту детей,
- показ наглядного материала,
- подсказ слова или фразы,
- совместный пересказ педагога и ребенка,
- отраженный пересказ,
- пересказ по частям,
- пересказ по ролям,
- игра-драматизация,
- инсценировка,
- хоровое проговаривание,
- оценка речи детей.