Жизнедеятельность общества всегда связана с наличием прочной государственной власти. Власть, во-первых, организует (регулирует) совместную деятельность людей. Во-вторых, власть вправе принуждать граждан следовать воле государства.
Для того, чтобы власть проявила себя, обеспечивала выполнение своих задач (функций), требуется формирование специальной структурной организации - механизма (аппарата) государства. Механизм государства олицетворяет материальную силу государственной власти. Структурными (составными) элементами механизма государства являются органы государства. Для образования государственного органа необходима правовая основа, т.е. издание специального нормативно-правового акта. Обычно система государственных органов (механизм государства) устанавливается Конституцией государства (см.: ст.ст. 11 и 12 Конституции Российской Федерации).
Орган государства является первичной ячейкой, клеточкой государственного механизма. Каждый орган государства входит в механизм государства, составляет часть государственного аппарата.
|
|
Независимо от многообразия форм органов государства, различных форм их деятельности, все они обладают определенными признаками (свойствами). Во-первых, все государственные органы обладают государственно-властными полномочиями, их действия носят властный характер (их веления обязательны для исполнения). Государственно-властные полномочия - обязательная принадлежность каждого органа государства независимо от того, какое место он занимает в системе государственного аппарата и в каких формах осуществляет свою деятельность. Правовые акты, принятые органами государства, обязательны для исполнения, в необходимых случаях обеспечиваются защитой в форме государственного принуждения. Применение государственного принуждения возложено на специально образованные органы, действующие в рамках закона. К числу таких органов относится, прежде всего, суд, а в случаях, предусмотренных законом - и органы милиции, следственные органы, некоторые ведомственные инспекции и др.
Что касается иных государственных органов, то принудительные меры, осуществляемые ими, не выходят, как правило, за рамки дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное наказание распространяется лишь на круг работников данного органа и подчиненных ему государственных организаций.
Вторым важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции. Слово «компетенция» латинского происхождения и имеет два значения:
а) Круг вопросов, в которых данное лицо или лица обладают познаниями («ведают что-то»).
|
|
б) Круг полномочий, состоящих из прав и обязанностей («ведать чем-то»).
Устанавливая компетенцию каждого органа, государство тем самым производит «разделение труда» между ними. Путем установления компетенции государство регулирует отношения:
а) между государством и его органом;
б) между органами власти и иными лицами; они определяются реальными жизненными обстоятельствами, фактами (интересами личности, интересами экономики, политики охраны прав граждан и др.);
в) отношениями между различными органами государства (Российской Федерацией и её субъектами, законодательными и исполнитель ными органами государства, судебными и следственными органами и т.д.).
Компетенция органов государства устанавливается Конституцией, федеральными законами, законами субъектов Федерации, подзаконными актами (указами Президента, постановлениями Правительства, актами исполнительных органов субъектов Федерации).
Поскольку компетенция устанавливается государством, орган государства не должен уклоняться от реализации своей компетенции, но и не может выходить за ее пределы. Акты, изданные с нарушением компетенции, признаются юридически недействительными. Органы государства не вправе передавать свою компетенцию другому органу, кроме случаев, указанных в законе. Вышестоящий орган не должен подменять нижестоящие, поскольку это нарушает и его, и их компетенцию. Органы государства и должностные лица несут юридическую ответственность перед государством и гражданами за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей входящих в компетенцию.
Третий признак органа государства выражается в том, что каждый орган государства действует в установленном государством порядке. Так, например, согласно Конституции Российской Федерации (ст. 114) порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется Федеральным конституционным законом. Федеральными конституционными законами в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 128) устанавливается порядок деятельности Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Четвертый признак (свойство) органа государства состоит в наличии определенной организационной структуры и определенного числа работников. Каждый работник исполняет определенную задачу, находится в определенных взаимоотношениях, имеет определенные полномочия. Структура государственного органа отражает рациональное разделение труда между частями органа в процессе его деятельности.
На основании вышеизложенного можно дать следующее определение органа государства. Орган государства - это коллектив людей, определенным образом организованный, наделенный государственно-властными полномочиями для выполнения возложенных на него задач.
Объединение таких ячеек и образует государственный аппарат. Механизм государственной власти требует всестороннего, системного исследования. Необходимо его составные части рассматривать не только в статике (совокупность органов), но и в динамике (процессе деятельности этих органов, во взаимоотношениях и взаимосвязях между ними).
Ячейки механизма государственной власти (органы власти) можно делить на виды по различным основаниям:
По порядку образования они могут подразделяться на первичные органы (выборные) и производные (от выборного).
По объему полномочий:
а) органы общей компетенции (правительство);
б) органы специальной компетенции (отраслевые).
По способу принятия решения:
а) коллегиальные;
б) единоначальные.