Принцип разделения властей и его роль в организации и деятельности органов государства

Органы государственной власти делятся также на различные виды по принципу разделения властей. Это наиболее рациональный, важный принцип организации и деятельности органов власти, отражающий де­мократизм государства.

В своем классическом виде принцип разделения властей сводится к тому, что задачи единой государственной власти должны осуществляться различны­ми органами, независимо друг от друга. В Конституции РФ указывается, что государственная власть осуществляется на основе разделения властей на зако­нодательную, исполнительную и судебную. Государственная власть в Российс­кой Федерации осуществляет Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство и суды Российской Федерации. Распределение законодательствования, исполнения законов и осуществления правосудия между тремя разными видами органов вла­сти - не только естественная предпосылка разделения властей. Это и механизм обеспечения демократии, исключения чрезмерной концентрации, монополи­зации власти одним человеком, одним органом государства.

Принцип разделения властей реализован в той или иной форме, с разной последовательностью, во многих государствах. Так в США этот принцип осуществлен довольно последовательно и успешно. В США ме­ханизм государственной власти представлен Парламентом, Президентом и судебными органами.

Имеет свои особенности разделение властей и в Российской Феде­рации. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется в особенности положения Президента РФ в системе органов власти, смешанной (президентско-парламентской) форме правления.

В субъектах РФ также существует разделение властей.

Разделение властей представляет собой гораздо больше, чем про­сто обеспечение разделения государственных органов. Оно не сводится к механическому разделению труда, функций и полномочий между различ­ными органами государственной власти. Разделение властей должно со­провождаться системой сдержек и противовесов. Каждому органу власти (законодательному, исполнительному, судебному) предоставлено законом право контролировать работу других. Так, по Конституции РФ, исполни­тельная власть может воздействовать на сферу законодательных полномо­чий Парламента. Парламент, утверждая бюджет, контролирует деятельность исполнительных органов, может обратиться в Конституционный суд с просьбой рассмотреть правовые акты исполнительной власти на предмет их соответствия Конституции. Президент имеет право не подписать зако­ны, принятые Государственной Думой (наложить вето).

Конституция РФ не только закрепляет принцип разделения властей, и предоставляет самостоятельность каждой из ветвей власти. В нормах Кон­ституции предусмотрены также и гарантии единства системы государственной власти. К их числу относятся:

1. Верховенство Конституции на территории России.

2. Отнесение к ведению РФ полномочий по закреплению общих принципов организации и деятельности органов власти в государстве.

3. Образование в Российском государстве единой системы испол­нительных и судебных органов.

4.Наличие в нормах Конституции согласительных процедур, с по­мощью которых разрешаются разногласия между органами власти Феде­рации и её субъектов.

Итак, разделение властей выражается в разграничении компетен­ции, взаимном контроле, в системе сдержек и противовесов и направлено на то, чтобы препятствовать возможным злоупотреблениям властью. Раз­деление властей является способом организации и деятельности правово­го государства и реализации правовых законов. Это означает, что в меха­низме государства отсутствует орган, в котором бы концентрировалась вся полнота государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная.

Законодательная власть - это представительная власть, представ­ленная, как правило, выборными коллегиальными органами, основная функция которых - принятие законов. Но это не означает, что законода­тельные органы кроме приятия закона не осуществляют никаких других полномочий. Не менее существенной функцией законодательной власти является финансовая функция. Ежегодно представительные органы утвер­ждают государственный бюджет страны, контролируют работу исполни­тельной власти, участвуют во внешнеполитическом процессе, решают вопросы обороны, осуществляют определенные судебные функции (мо­гут привлекать Президента, членов Правительства к ответственности).

Исполнительная власть. В отличие от законодательной власти ис­полнительная (административная) власть имеет по своей сути вторичный, производный характер. Администрация всегда находится в подчиненном положении, над ней есть некто, кому принадлежит власть.

Исполнительная власть носит подзаконный характер. Все действия и акты соответствующих органов основываются на законе, не должны ему противоречить, и направлены на организацию исполнения закона. Отсюда их название - исполнительные органы. Одним из существенных признаков исполнительной власти является то, что исполнительная власть, её органы действуют непрерывно на всей территории государства. Этим они отлича­ются от законодательных и судебных органов.

Другой признак состоите том, что исполнительная власть опирает­ся на людские, материальные, финансовые и иные ресурсы, использует чиновников, административно-вооруженные формирования - армию, милицию, органы безопасности. "Силовой" характер исполнительной вла­сти составляет объективную основу для возможной узурпации всей пол­ноты государственной власти исполнительными органами. Поэтому не­обходим действенный контроль за деятельностью исполнительных орга­нов со стороны законодательной и судебной власти.

Исполнительная власть реализуется государством через Правитель­ство (Президента) и его органы на местах. Правительство призвано обес­печить охрану существующего общественного порядка, осуществление экономических, социальных и иных функций в сфере государственного управления.

Исполнительная власть на местах осуществляется назначаемыми центром местными органами исполнительной власти (местной админист­рации), либо выборными органами и должностными лицами местного самоуправления.

Органами исполнительной власти РФ является Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федераль­ные службы, государственные комитеты РФ, федеральные агентства и т.п.). В субъектах РФ органами исполнительной власти могут выступать Прави­тельства, администрации и министерства. В местном самоуправлении ис­полнительными органами являются - администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и т.д.

Судебная власть - это власть, призванная от имени государства осу­ществлять правосудие. Она представляет собой единую общегосударствен­ную систему судебных органов. Правосудие - это такой вид (форма) госу­дарственной деятельности, которая осуществляется только судебными орга­нами. Особая роль суда определяется тем, что он - арбитр в споре о праве, отвечает на вопрос - нарушен или нет закон. В решении судебного органа может устанавливаться факт нарушения каким-либо действием закона, за что правонарушитель несет ответственность перед государством. В дру­гом случае суд может отменить юридический акт, который принят в нару­шение действующего законодательства.

Существенная особенность судебной власти состоит в особой про­цедуре ее осуществления. Ее суть выражается, образно говоря, в том, что­бы держать весы, равные для обеих сторон, для того, чтобы взвесить (оценить) права и обязанности каждой и вынести справедливое решение.

Отсюда такие признаки судебной власти, как состязательность, глас­ность, независимость, коллегиальность.

Важным принципом деятельности судов являются законность и не­зависимость судей, и подчинение их только российской Конституции и законам. Это является главным условием существования самостоятель­ной судебной власти, способной защитить права и свободы человека. Не­зависимость судей обеспечивается предусмотренной законом процеду­рой осуществления правосудия, запретом на вмешательство в осуществ­ление правосудия, установленным законом порядком приостановления и прекращения полномочий судов и судей.

Согласно Конституции РФ, судьи несменяемы. Это означает стабиль­ное сохранение судьей занимаемой должности. С несменяемостью тесно связана неприкосновенность судей. Судья может быть привлечен к уголовной ответственности только в порядке, установленном законом. Неприкос­новенность судей - одна из существенных гарантий их независимости.

Важной гарантией независимости судей является финансирование их только из федерального бюджета.

Разбирательство дел во всех судах является открытым. Открытое (гласное, публичное) разбирательство - важный принцип судопроизвод­ства. Закрытое слушание дел допускается в случаях, установленных зако­ном. При этом судопроизводство осуществляется на основе состязатель­ности и равноправия сторон. Это значит, что все равны перед законом и судом, независимо от пола, расы, национального происхождения, вероис­поведания, имущественного и должностного положения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: