Понятие экологического сопровождения хозяйственной деятельности

В последнее время в России появился еще один термин, в рамках которого делается попытка объединить все выше перечисленные эколого-экспертные мероприятия, учитывающие экологический фактор на всех этапах хозяйственной деятельности. Это предложено называть «экологическим сопровождением хозяйственной деятельности» (ЭСХД).

Как уже было отмечено, из всего многообразия представленных понятий в рамках данного учебного пособия самыми используемыми и юридически закрепленными являются ЭЭ и ОВОС. Именно эти два ключевых понятия все еще часто воспринимаются как синонимы, т. к. отражают процедуру получения и совокупность оценок (количественных и качественных), основанных на одних и тех же научно-методических подходах, использующих достижения одних и тех же фундаментальных и прикладных наук. Однако практика и соответствующее законотворчество постепенно «разводят» эти термины по различным этапам ЭСХД. Поэтому встает вопрос об их иерархической соподчиненностью в системе эколого-ориентированных социальных отношений. Чаще всего в процессе ЭСХД выделяют два основных этапа (рис. 1):

1. Комплексная оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) разрабатывается, как правило, в рамках проекта (иногда – как отдельный параллельный этап, если отсутствуют в проекте глубокое и всестороннее экологическое обоснования предлагаемых решений). Она состоит из совокупности покомпонентных оценок (по видам объектов воздействия на атмосферу, воды, почвы, биоту, человека и т. д.), сводимых к итоговой обобщенной оценке.

2. Экологическая экспертиза (ЭЭ), которая понимается как контрольная процедура, нацеленная на проверку и возможную дополнительную оценку изложенной в ОВОС аргументации экологической безопасности (экологическую обоснованность) проекта, а также иного вида предполагаемой или уже осуществляемой деятельности. Экологическая экспертиза бывает двух видов: государственная (ГЭЭ) и общественная (ОЭЭ). Иногда еще одним видом коммерческой экологической экспертизы (КЭЭ) действующих объектов или территорий считают их экологический аудит (ЭА), осуществляемый в России пока в рамках экологического контроля (все чаще – мониторинга), и не имеющий достаточной нормативно-правовой определенности (см. далее).

Проведение ОВОС
Обосновывающая документация
Экологическая экспертиза
ОЭЭ
ГЭЭ
Заключение
Материалы ОВОС
Заключение
отрицательное
Утверждение обосновывающей документации
положительное
Реализация деятельности
Экологический аудит

Рис. 1. Экологическое сопровождение хозяйственной деятельности

На первом этапе ‑ ОВОС несет элементы исследования, выбора альтернатив предлагаемого решения и его экологического обоснования, а также научного прогноза предлагаемой деятельности. Традиционно она относится к начальному этапу ЭСХД, хотя ее методология в дальнейшем используется и при более поздних проектных и послепроектных стадиях экологической экспертизы, аудита и экологического контроля.

На втором этапе необходимо остановиться более подробно. Традиционно для СССР и России она понималась только как контрольная проверка обоснованности намерений и предлагаемых решений, т. е. предпроектных и проектных стадий развития народного хозяйства. При этом послепроектная стадия проверок действующих хозяйственных объектов обычно не относится к ЭЭ и рассматривается уже как экологический контроль. Экологическому контролю часто предписываются, не только «мониторинговые» (сбор информации) или управленческие (принятие санкций на основе полученной информации), но и экспертные функции (анализ собранной информации и подготовка управленческого решения). Поэтому органам экологического контроля (инспекциям, надзорным подразделениям и т.д.), реже –службам мониторинга ОС приходится кроме своих прямых функций выполнять экспертные функции. В результате возникло разрозненность различных «экспертиз», которые не были обеспеченны ни требуемой информацией, ни кадрами соответствующей квалификации. Это сказалось отрицательно на качестве принимаемых управленческих решений по перестройке хозяйства, их экологической обоснованности.

Таким образом, под термином «экологическая экспертиза» необходимо понимать только государственная и общественная экспертиза, а оценку воздействия (ОВОС) и другие, законодательно пока не закрепленные виды ЭСХД (ЭО, ЭА и др.) рассматривать как отдельные понятия.

2.2. Нормативно-правовые основы ОВОС и экологической экспертизы

В настоящее время систему российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС составляют: статьи 41 (п. 3) и 42 Конституции РФ, целевой федеральный закон «Об экологической экспертизе» и ряд статей (ст. 35-39) базового закона РФ «Об охране окружающей природной среды», являющегося фактически основами российского экологического законодательства. Помимо федеральных законов действует ряд конкретизирующих их постановлений Правительства, а также несколько дополняющих указов Президента РФ. На основе Конституции и указанных законов федерального уровня представительными и исполнительными органами власти и управления субъектов федерации, а также органами местного самоуправления постепенно разрабатываются проекты и принимаются на своем уровне соответствующие законы, другие правовые акты и административные нормативно-правовые документы соответствующего уровня. Однако данный процесс находится пока в самом начале своего развития.

Оба выше указанных закона регулируют в основном государственную ЭЭ, в меньшей степени – общественную ЭЭ и практически не касаются ОВОС.

Закон «Об охране окружающей природной среды» содержит специальный раздел (разд. V), посвященный в основном государственной ЭЭ. Например, ее цели и принципы изложены в статье 35, регламент объектов – в статье 37, а ответственности за невыполнение требований ГЭЭ – в статье 38. Специальная статья закона посвящена общественной ЭЭ (ст. 39), которая практически не регламентируется им, хотя и ставится в зависимость от государственной экспертизы. Помимо указанных статей закона, напрямую посвященных ЭЭ, в нем присутствует еще несколько, косвенно относящихся к данной области. Это статьи раздела IV о нормировании качества окружающей среды (ст. 25–34), а также статьи разделов VI и VII (ст. 40–57), посвященные экологическим требованиям, учитываемым в ходе ЭЭ.

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» развивает нормы предыдущего, более подробно регулирует отношения в области ЭЭ и уже целиком посвящен этому вопросу. В законе впервые дается определение экологической экспертизы вообще, а не только государственной (ст. 1), более подробно раскрываются принципы (ст. 3) и указываются виды ЭЭ (ст. 4).

Глава II закрепляет полномочия Президента, Федерального Собрания и Правительства РФ, других органов государственной власти и местного самоуправления (ст. 5). Также в этой главе отражены вопросы деятельности субъектов РФ (ст. 6) и полномочия органов местного самоуправления в области ЭЭ (ст. 9). Кроме того, данная глава, впервые упоминает понятие «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы», распределяет их полномочия, права и обязанности между федеральным (ст. 7) и территориальным (ст. 8) уровнями.

Глава III закона полностью посвящена государственной экологической экспертизе. В ней конкретизируются объекты ГЭЭ федерального уровня (ст. 11) и уровня субъектов федерации (ст. 12), а также дается юридическое определение понятия «специально уполномоченные государственные органы в области экологической экспертизы» (ст. 13). В статье 14 закрепляется общий порядок проведения ГЭЭ, в статье 15 определяется статус и обязанности экспертной комиссии, в статье 18 отражена юридическая сила заключений экспертной комиссии и государственной экологической экспертизы.

Глава IV закона «Об экологической экспертизе» регламентирует общественную ЭЭ (ст. 20), ее объекты (ст. 21), порядок (ст. 22) и условия (ст. 23) проведения, правила регистрации ОЭЭ (ст. 24), статус заключения (ст. 25) и права граждан, а так же общественных организаций в этой области (ст. 19).

В специальной главе (гл. V) закреплены права (ст. 26) и обязанности (ст. 27) заказчиков документации, подлежащей ЭЭ.

В общих чертах главой VI определен порядок финансирования ГЭЭ (ст. 28) и ОЭЭ (ст. 29).

Важнейшую роль в механизме реализации закона играет глава VII, закрепившая соответствующие виды нарушений (ст. 30) и виды ответственности за нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе: уголовную (ст. 31), административную (ст. 32), материальную (ст. 33) и гражданско-правовую (ст. 34). В общем виде описывается порядок разрешения споров в области ЭЭ (ст. 35). В статье 36 закрепляется принцип верховности международного законодательства в области ЭЭ над российским национальным, а в статье 38 содержатся нормы о приведении в соответствии с данным законом всех правовых актов Президента, Правительства, ведомств и субъектов федерации, а также органов местного самоуправления по вопросам ЭЭ.

Вышеуказанные федеральные законы формируют основы законодательства в области ЭЭ, но они требуют наличия конкретизирующих и дополняющих их подзаконных правовых актов Правительства РФ, ведомств, субъектов федерации и органов местного самоуправления. К данной нормативно-правовой документации в области ЭЭ и ОВОС (имеющей общефедеральную юридическую силу) относятся следующие подзаконные нормативно-правовые акты:

Постановления Правительства РФ ‑ «Об утверждении Положения о порядке проведения ГЭЭ», «Об утверждении норм оплаты труда членов экспертных советов (комиссий) и внешних экспертов», «Об оплате труда внештатных экспертов ГЭЭ», «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства», «Об утверждении Положения о государственной экологической экспертизе», «Об утверждении Временного положения о финансировании и кредитовании капитального строительства на территории РФ», «Об утверждении Положения о порядке подготовки, рассмотрения и проведения государственной экспертизы технико-экономических и коммерческих предложений и обоснований целесообразности, эффективности и возможности участия российских организаций в строительстве объектов за границей на основе межправительственных соглашений об экономическом и техническом сотрудничестве», «Об органах, осуществляющих государственную экспертизу запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о представляемых в пользование участках недр», «О порядке разработки, согласования, государственной экологической экспертизы, утверждения и реализации схем комплексного использования и охраны водных ресурсов» и др.;

В числе указов Президента РФ заслуживают внимание два указа – «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» и «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию». Первый документ в числе основных стратегических направлений деятельности по обеспечению экологически безопасного устойчивого развития приоритетным называет «экологически обоснованное размещение производительных сил» (что подразумевает проведение ОВОС и экологической экспертизы).

Во втором документе содержатся косвенные указания на необходимость развития ЭЭ и ОВОС, где говорится, что «оценка хозяйственной емкости экосистем и определение допустимого на них антропогенного воздействия» относится к основным направлениям перехода России к устойчивому развитию. Государственное управление процессом перехода страны к устойчивому развитию предполагает «разработку системы программных и прогнозных документов» (являющихся по сути ОВОС, подлежащих ГЭЭ), а механизмы разработки и принятия решений должны учитывать последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах (для чего и предназначено проведение ОВОС).

Нормативными документами специально уполномоченных государственных органов в области ЭЭ – Госкомэкологии (Минприроды) РФ и его территориальных органов являются приказы: «Об утверждении Инструкции по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности», «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в РФ», «О комплексной системе оценки и нормирования качества окружающей среды», «Об утверждении формы заключения ГЭЭ», «Об утверждении Руководства по проведению ОВОС при разработке обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований (ТЭО) и/или проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации или ликвидации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов», «Об утверждении Требований к материалам, предъявляемым на ГЭЭ для отнесения отдельных участков РФ к зонам чрезвычайной экологической ситуации или экологического бедствия», «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по организации и проведению ГЭЭ федерального уровня», «Об утверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых к использованию при проведении ГЭЭ, а также при составлении экологического обоснования хозяйственной и иной деятельности»; письма и разъяснения: «О государственной экологической экспертизе», «О ГЭЭ предприятий с иностранными инвестициями», «Об обязанности использования процедуры и результатов ОВОС при разработке предплановой, предпроектной и проектной документации»; другие документы: «Об учете экологического фактора при приватизации государственных и муниципальных предприятий, организаций», Руководство по экологической экспертизе предпроектной и проектной документации;

Нормативными документами и материалами других ведомств, имеющих отношение к ЭЭ являются:

– документы строительных ведомств: «Об утверждении Инструкции о порядке разработки, согласования, утверждения и состав обоснования инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений», Инструкция о порядке проведения экспертизы проектов строительства (реконструкции) зданий и сооружений, «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации», Методика оценки воздействия промышленных предприятий на окружающую среду по техногенным факторам, Руководство по составлению раздела «Охрана природы и улучшение окружающей среды градостроительными средствами в проектах планировки и застройки городов, поселков и сельских населенных пунктов», Природоохранные нормы и правила проектирования;

– документы Минздрава: Санитарные правила проектирования, строительства и эксплуатации полигонов захоронения неутилизируемых промышленных отходов, Гигиеническая оценка утилизации твердых и концентрированных жидких отходов химических производств на предприятиях других отраслей промышленности;

– документы Госгидромета: Рекомендации по составлению сводного тома «Охрана атмосферы и предельно допустимые выбросы (ПДВ)» города (населенного пункта) и его макет, Инструкция о порядке рассмотрения, согласования и экспертизы воздухоохранных мероприятий и выдачи разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу по проектным решениям, Сборник законодательных, нормативных и методических документов для экспертизы воздухоохранных мероприятий, Методика обоснования экологических нормативов выбросов от стационарных источников, Типовая инструкция по организации системы контроля промышленных выбросов в атмосферу в отраслях промышленности;

– документы Госатомнадзора ‑ Основные положения подготовки, рассмотрения и принятия решений по изменениям проектной, конструкторской, технологической и эксплуатационной документации, влияющим на обеспечение ядерной и радиационной безопасности, Положение по организации и проведению экспертизы проектных и других материалов и документации, обосновывающих безопасность ядерно- и радиационноопасных объектов и производств;

– документы Госгортехнадзора и др. ведомств: Положение о порядке выдачи специальных разрешений на виды деятельности, связанные с повышенной опасностью промышленных производств (объектов) и работ, а также с обеспечением безопасности при пользовании недрами, Инструкция о порядке переоформления лицензий на пользование недрами;

К нормативным документам и материалам субъектов федерации в области ЭЭ относятся региональные правовые акты, которые формируются в соответствии с федеральным законодательством. В большинстве субъектов федерации специально уполномоченные государственные органы в области ЭЭ утверждают на территориальном и ведомственном уровнях соответствующие Положения об организации и проведении ГЭЭ, реже ‑ Регламенты ГЭЭ, еще реже ‑ документы по ОВОС.

Международные документы часто являются источниками российского законодательства в области экологической экспертизы и ОВОС. Это нормативные акты международных организаций (ЕЭК, ЮНЭП ИКАО, МАГАТЭ, МОТ и др.), а также международные договоры (конвенции), ратифицированные или подписанные Россией. Существуют и рекомендательные материалы, которые в России не применяются, но используются при подготовке национальных документов в области ЭЭ и ОВОС.

Одним из важнейших международных документов в изучаемой области является «Международная конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте». В 1991 году СССР учредил данный документ, а Россия же подтвердила свое участие в ней, хотя пока так и не ратифицировала ее. В Конвенции впервые определяются на международном уровне обязанности официальных лиц и права общественности в тех ситуациях, когда на территории одной страны планируется осуществление деятельности, которая может оказать неблагоприятное воздействие на среду обитания и население другой страны.

Вторым, не менее важным для России, претендующей на вступление в Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), международным документом в области ЭЭ и ОВОС, является «Директива ЕЭС № 337/85 об оценке воздействия некоторых государственных и частных проектов на окружающую среду». Директива закрепила основные принципы ЭЭ и ОВОС, необходимость информирования общественности и активного ее участия на всех стадиях проведения ЭЭ, обязательность проведения консультаций между заинтересованными ведомствами, публикации результатов экспертизы.

Определенный интерес при изучении ОВОС представляет трехтомный Технический документ Всемирного Банка – Международного банка реконструкции и развития (МБРР) «Справочное пособие по экологической оценке», описывающий процесс экологической экспертизы. В данном документе рассматриваются глобальные, отраслевые и социально-культурные проблемы, применение при экологическом анализе метода «затраты-выгоды», способы стимулирования природоохранных институтов, участие общественности, а также конкретные инструкции к различным видам хозяйственной деятельности.

Технические документы. Последней группой документов и материалов, также не входящих в число правовых, но учитываемых при проведении ЭЭ и ОВОС, являются Государственные стандарты, нормы, правила и порядки, перечни и классификаторы (ГОСТы, ОСТы, СНиПы, СП, СанПиНы, СН, ОСП, ОНТП, НРБ, ПБТРВ, НВН и др.), а также руководства, методики, методические и др. рекомендации, справочные и иные пособия (РД, РДС, ОНД, МУ, МР и т.д.). Это нормативно-технические документы, содержащие конкретные количественные нормативы, показатели и критерии для проверки предлагаемых решений на соответствие этим экологическим требованиям.

Система государственных стандартов в области охраны окружающей среды представляет собой свод правил, норм и характеристик, направленных на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг по охране окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии, единства измерений, экономии всех видов ресурсов, безопасности хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций.

Государственные стандарты разрабатываются на продукцию, работы и услуги, имеющие межотраслевое значение. Содержание требований стандартов, области их распространения, сферы их действия и даты их введения определяются государственными органами управления, которые их принимают.

В соответствии с природоохранительным законодательством Российской Федерации нормирование качества окружающей природной среды производится с целью установления предельно допустимых норм воздействия, которые гарантируют экологическую безопасность населения, сохранение генофонда, а также обеспечивают рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов. При этом под воздействием понимается антропогенная деятельность, связанная с реализацией экономических, рекреационных, культурных интересов и вносящая изменения в природную среду (физические, химические, биологические).

Экологическое нормирование предполагает учет так называемой допустимой нагрузки на экосистему. Допустимой считается такая нагрузка, под воздействием которой отклонение от нормального состояния системы не превышает естественных изменений и, следовательно, не вызывает нежелательных последствий у живых организмов и не ведет к ухудшению качества среды. Как экологическое, так и санитарно-гигиеническое нормирование основаны на знании последствий, оказываемых влиянием разнообразных факторов воздействия на живые организмы.

Одним из важных понятий в токсикологии и в нормировании является понятие вредного вещества. В специальной литературе принято называть вредными все вещества, воздействие которых на биологические системы может привести к отрицательным последствиям. Кроме того, как правило, все ксенобиотики (чужеродные для живых организмов, искусственно синтезированные вещества) рассматривают как вредные.

Установление нормативов качества окружающей среды и продуктов питания основывается на концепции пороговости воздействия. Порог вредного действия – это минимальная доза вещества, при воздействии которой в организме возникают изменения, выходящие за пределы физиологических и приспособительных реакций, или скрытая (временно компенсированная) патология. Таким образом, пороговая доза вещества вызывает у биологического организма отклик, который не может быть скомпенсирован за счет механизмов поддержания внутреннего равновесия организма.

Нормативы, ограничивающие вредное воздействие, устанавливаются и утверждаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и совершенствуются по мере развития науки и техники с учетом международных стандартов.

Предельно допустимые концентрации (ПДК) – нормативы, устанавливающие концентрации вредного вещества в единице объема, массы или поверхности, которые при воздействии за определенный промежуток времени практически не влияют на здоровье человека и не вызывают неблагоприятных последствий у его потомства.

Таким образом, санитарно-гигиеническое нормирование охватывает все среды, различные пути поступления вредных веществ в организм. Однако, в нормативах не всегда отражается комбинированное действие вредных веществ и не всегда учитывается эффект комплексного поступления вредных веществ в организм различными путями. Существуют лишь ограниченные перечни веществ, обладающих эффектом суммации при их одновременном содержании.

Анализ того, как изменяются с течением времени значения предельно допустимых концентраций, свидетельствует об их относительности, вернее об относительности наших знаний о безопасности или опасности тех или иных веществ. Например, в пятидесятые годы ДДТ считался одним из безопаснейших для человека инсектицидов и широко рекламировался для использования в быту. Однако, развитие науки и накопленные знания свидетельствуют об обратном. Для веществ, о действии которых не накоплено достаточной информации, могут устанавливаться временно допустимые концентрации (ВДК), либо ориентировочно безопасные уровни воздействия (ОБУВ). Данные нормативы получены чаще всего расчетным путем и рекомендованные для использования сроком на 2–3 года.

Санитарно-гигиенические и экологические нормативы определяют качество окружающей среды по отношению к здоровью человека и состоянию экосистем, но не указывают на источник воздействия и не регулируют его деятельность. Требования, предъявляемые собственно к источникам воздействия, отражают научно-технические нормативы. К научно-техническим нормативам относятся нормативы выбросов и сбросов вредных веществ (ПДВ и ПДС), а также технологические, строительные, градостроительные нормы и правила, содержащие требования по охране окружающей природной среды. В основу установления научно-технических нормативов положен следующий принцип: при условии соблюдения этих нормативов предприятиями региона содержание любой примеси в воде, воздухе и почве должно удовлетворять требованиям санитарно-гигиенического нормирования.

В основу нормативов качества окружающей среды положены три показателя, учитывающие:

– медицинский уровень – угрозу здоровью человека;

– технологический – способность к техническому и экономическому обеспечению выполнения установленных нормативов;

– научно-технический – наличие и возможность средств контроля установленных норм.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

– предельно допустимые или временно согласованные нормы выбросов в атмосферу вредных веществ (ПДВ, ВСВ);

– предельно допустимые или временно согласованные нормы сбросов в водоемы (ПДС, ВСС);

– предельно допустимые нагрузки отходов производств на земли и почвы (ПДН) и др.;

– предельно допустимые нормы и лимиты по изъятию и воспроизводству природных ресурсов, исходя из необходимости поддержания равновесия в природной среде;

– предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе, воде, почвах (ПДК), ориентировочно безопасные уровни воздействия на людей (ОБУВ) или предельно допустимые дозы воздействия вредных веществ на людей (ПДД);

– нормы предельно допустимого количества микроорганизмов и других биологических факторов в атмосфере, воде и почвах;

– нормы предельно допустимых или ориентировочно допустимых уровней (ПДУ, ОДУ), предельно допустимых доз (ПДД) для шума, вибраций, электрических и электромагнитных полей и иных физических факторов, которые могут оказывать влияние на здоровье людей и их работоспособность;

– нормы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания, устанавливающие минимально допустимые дозы (МДД), которые безвредны для человека по каждому используемому химическому веществу и при их суммарном воздействии;

– нормы предельно допустимого уровня или предельно допустимой дозы безопасного содержания радиоактивных веществ в окружающей среде и продуктах питания, а также ПДУ и ПДД радиационного облучения людей.

– нормативы на санитарно-защитные зоны и полосы.

2.3. Научно-методические основы ОВОС и экологической экспертизы

Теории проведения экологической экспертизы и ОВОС находится в России на стадии разработки. Однако ее основы составляют: цели, задачи (основные функции), принципы, типизация объектов и субъектов. Главное – это комплексность в подходах, применение на различных стадиях подготовки и принятия управленческого решения соответствующих узаконенных процедур, в том числе государственной и общественной экспертиз (для намерений и проектных решений), ОВОС (для всех стадий деятельности), а также экоаудита (для действующих объектов), задачи которого во многом перекрываются с функциями сегодняшнего экологического контроля.

Цели.

Цели ЭЭ и ОВОС в общем виде принципиально совпадают. Они заключаются в предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта ЭЭ, а также, в обеспечении реализации конституционных прав граждан России на информацию, благоприятную природную среду и экологическую безопасность.

Зарубежное и международное природоохранные законодательства рассматривают цель экологической экспертизы еще несколько шире. Например, в соответствии с Директивой ЕЭС №337/85 ЭЭ считается «воплощением предупредительной экологической политики», которая подразумевает:

– оценку экологического воздействия проектов хозяйственного развития на окружающую среду;

­– активное участие общественности на всех стадиях проведения ЭЭ и принятия решения об окончательной реализации этих проектов, широкое информирование о результатах ЭЭ;

– проведение консультаций между заинтересованными ведомствами и другими юридическими лицами, а также публикацию конечных результатов переговоров и консультаций.

Цели ОВОС более подробно определены в приказе Госкомэкологии 2000 г. № 372 ст. 16: «Под оценкой воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду понимается процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».

При этом ОВОС, в отличие от ГЭЭ, проверяющая соответствие уже подготовленного решения экологическим требованиям, нацелена, прежде всего, на выявление недостатков проекта и принятие необходимых мер по улучшению экологических показателей. Цель ОЭЭ состоит в реализации прав граждан на достоверную экологическую информацию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: