Пока в России мало известен и почти не используется зарубежный опыт профориентационной работы и целенаправленного обеспечения лучшего будущего молодежи за счет:
- максимально раннего выбора школьниками и студентами будущей специальности, привлекательной должности и дальнейшей карьеры в целях создания у них сильной мотивации к углубленному изучению предметов, нужных им для успешного трудоустройства;
- целевой подготовки школьников и студентов к трудоустройству на лучшие должности с реальной проверкой их способностей и интереса к разным работам, отработкой необходимых для успеха практических навыков и правильным использованием потенциала их семей.
В результате у многих выпускников возникают при трудоустройстве большие трудности и им не удается получить привлекательную и лучше оплачиваемую работу, особенно в реальном секторе экономики, где работодатели требуют наличия опыта и стажа работы. Ведь фактически при поиске работы любым выпускником вуза возможны два основных варианта:
1 – искать любую работу, недостаточно представляя ее специфику и не имея необходимых практических навыков и успешного опыта подобной деятельности (работодатели в этом случае обычно отказывают или предлагают не слишком привлекательную работу с минимальной зарплатой, причем и возможности сильно улучшить ситуацию в будущем невелики);
2 – рассылать свои правильно подготовленные резюме фирмам, подбирающим работников на более привлекательные и лучше оплачиваемые должности с хорошими условиями труда, возможность успешной работы на которых и соответствие требованиям работодателей были целенаправленно подготовлены в студенческие годы с использованием мирового опыта (в этом случае шансы успешного трудоустройства сразу после окончания вуза гораздо выше, как и уровень зарплаты, что создает лучшие возможности для успеха и достойной жизни).
Практика показывает, что в условиях рыночной экономики правильный выбор первых мест работы выпускниками вузов и их хорошее трудоустройство очень важны, так как в дальнейшем работодатели обычно предлагают им выполнять такую же работу и ориентируются на достигнутый уровень зарплаты, поэтому ошибки могут надолго ухудшить их жизнь.
Именно поэтому наиболее привлекательны для молодежи знаменитые инновационные университеты ведущих зарубежных стран (их в каждой стране обычно не более четырех), которые не только позволяют всем желающим выбирать значительную часть изучаемых ими предметов и проводят их обучение по целевым индивидуальным бизнес-программам, учитывающим интересы каждого студента, но и реально помогают многим выпускникам в лучшем трудоустройстве и повышении их доходов с применением эффективных законных методов.
Министерство образования и науки Российской Федерации поставило перед федеральными вузами задачу вести инновационное обучение студентов и обеспечить их работу в созданных при вузах инновационных фирмах, что можно использовать для их массовой подготовки к трудоустройству на более привлекательные для молодежи должности. При отсутствии бюджетного финансирования на эти цели выполнение этой важной задачи и повышение качества подготовки специалистов для системы образования и реального сектора экономики можно обеспечить за счет использования опыта знаменитых зарубежных инновационных университетов и разработки и реализации индивидуальных целевых учебно-тренировочных бизнес-программ для студентов любых специальностей и форм обучения, позволяющих:
- лучше учитывать желания, интересы и способности студентов в процессе обучения;
- предоставить студентам возможность быстро и без больших затрат и рисков проверить свои способности и интерес к различным видам деятельности и получить опыт работы;
- повысить интерес студентов к учебе и научно-исследовательской работе с использованием законов рыночной экономики и лучших методов, отработанных в мировой практике.