С психологическими явлениями мы имеем дело фактически с рождения, ведь мы сами являемся и носителями психики, и участниками психологического взаимодействия, хотя о научных понятиях и теориях, возможно, узнаем только сейчас. Поэтому психологию иногда называют «знакомой незнакомкой».
«Психо» - душа, «логия» - знание, т.е. «наука о душе», однако понятие «душа» постепенно было заменено понятием «психика». Первый трактат «О душе» был написан Аристотелем, но как наука психология ведет отсчет от первой лаборатории экспериментальной психологии, созданной Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в 1879 году.
Психология – наука о закономерностях формирования и развития психики. Познавательная, регулирующая и коммуникативная функции психики. Психика – продукт деятельности мозга, невещественное, но материальное образование. Психические явления - результат активности психики, «следы» деятельности психики в нашей жизни, которые можно изучить (табл. 1).
Психические процессы - формы субъективного отражения объективной действительности. Психические свойства личности - устойчивые индивидуальные особенности психики (потребности, установки, мотивы, способности, характер, темперамент). Психические состояния - характеристика динамики психической активности. Внутренние и внешние разделяются по причине, которая вызывает состояние.
Таблица 1
Психические явления | ||||||
Процессы | Свойства | Состояния | ||||
Познавательные | Эмоциональные | Волевые | Потребности, установки Темперамент Характер Задатки, способности Ценностная ориентация | Индивидуальные | Групповые | |
Ощущение Восприятие Память Представление Мышление Воображение | Внешние | Внутренние | Внешние | Внутренние | ||
Психология тесно связана с другими науками: биологическими, философскими, естественными, математическими и др. Прикладное значение психологических знаний и умений проявляется в непосредственном использовании психологических знаний в нашей жизни.
Отрасли психологии: общая, детская, социальная, дифференциальная, военная, инженерная, медицинская психология, психология развития, спорта, искусства и др. Если к названию человеческой деятельности добавить слово «психология» или «психологическая», то получим очередную отрасль психологии.
Задачи психологии можно условно разделить на две группы: изучение (диагностика) и воздействие. Конкретизируется задача в определенной деятельности путем ответа на вопросы: «что?», «у кого?», «как?» и «зачем?».
Цель, объект | Психофизиологические | Позавательные | Эмоциональные | Волевые | Психофизиологические | Психические | Социальные | Индивидуальные | Групповые | ||||||
Что? | Процессы | Свойства | Состояния | ||||||||||||
Как? | |||||||||||||||
Методы исследования (воздействия) | |||||||||||||||
Когда? | До | В течение | После | ||||||||||||
Условия | Предпосылки | Накануне | Срез | Динамика | Сразу | Последствия | |||||||||
Рис. 1. Схема задач психологии (для диагностики)
Например: «Изучение особенностей развития механической памяти у детей младшего школьного возраста с мощью бланковых методик для оценки готовности к усвоению нового материала» или «Формирование учебной мотивации у студентов 1-го курса путем организации психологических тренингов для повышения их активности в самостоятельной работе». Таким образом, при правильном формулировании задачи определяется стратегия дальнейших действий.