Педагогики и психологии

Психология - наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики. Она включает различные области психологического знания, такие, как общая, педагогическая, возрастная психология, акмеология и другие. Например, общая психология - это отрасль психологической науки, предметом исследования которой являются общие закономерности, тенденции, особенности развития психики в фило- и онтогенезе, а также теоретические методы и принципы психологии, ее основные понятия и категориальный строй.

Положения общей психологии, опирающиеся на данные естествознания, учения о сознании как активном отражении реальности, составляют общетеоретическую основу всех отраслей психологии. Она использует общепсихологические категории, теории и концепции, а также методы психологических исследований. При этом психика рассматривается как системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Основополагающими принципами психологии являются:

- принцип детерминизма, предполагающий закономерную и необходимую зависимость психических явлений от порождающих их факторов;

- принцип единства сознания и деятельности, предусматривающий формирование, развитие и проявление сущности личности в процессе практической деятельности,

- а также принципы развития, активности, взаимодействия внешних воздействий и внутренних условий, психической целостности, интегративности и др.

Требования этих принципов определяют методологическую основу взаимодействия психологии и педагогики. Следовательно, они в значительной степени детерминируют непосредственно принципы педагогики.

Принципы современной психологии и педагогики реализуются в системно-целостном подходе, который ориентирует человека на целостное изучение своих макрохарактеристик как индивида, личности, субъекта труда и индивидуальности. При этом учитывается все многообразие его включенности в социальную деятельность, единство всех условий и факторов духовной сферы, социальной и природной среды. Данный подход предполагает также рассмотрение человека, выполняющего не отдельный (фрагментарный вид деятельности), а совокупный труд профессиональную и иную деятельность, повседневные отношения, личностное развитие.

Педагогика - это наука о педагогических закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения, воспитания и развития конкретного человека, коллектива в интересах успешной деятельности. Предметом педагогики являются закономерности педагогического процесса, условия и факторы эффективного обучения, воспитания и саморазвития социальных субъектов. Иначе говоря, педагогика как особая функция общества представляет собой процесс направленного развития и формирования социального субъекта в условиях его обучения, образования, воспитания.

Теоретической основой психологии и педагогики являются объективные сведения (знания) об объекте и предмете, которые выработаны поколениями представителей данной сферы наукознания. Разработанные в данном контексте теории и концепции раскрывают сущность, особенности, условия и факторы существования и развития объекта; формируют картину действий в рамках основных требований к деятельности по изучению социальных субъектов, их обучению, воспитанию, развитию, психологической подготовке и сопровождению жизнедеятельности.

Методологической основой непосредственно педагогики выступают положения учения о сущности воспитания и его роли в жизни людей и общества; о роли морально-психологического фактора в жизнедеятельности человека и общества; о факторах формирования (социальной среде воспитания, общественно-трудовой деятельности, наследственности и др.); о соотношении человека и техники в современном развитии общества и другие.

Естественнонаучной основой психологии и педагогики, методики обучения и воспитания выступает учение о высшей нервной деятельности, о безусловных и условных рефлексах, о природе сознательного и бессознательного в психике человека. Они определяют закономерный характер и механизмы функционирования психики человека, позволяют на научной основе организовывать обучение, воспитание и подготовку к выполнению возложенных обязанностей.

Научные данные психологии о человеке и различных видах социальных объединений, о всех компонентах их труда и взаимоотношений в рамках группы широко используются в педагогике. В соответствии с педагогическими закономерностями она обеспечивает подготовку, обучение и воспитание, психологическую подготовку, формирование и развитие высоких морально-психологических, интеллектуальных, физических и деловых качеств, профессионального мастерства, необходимых для эффективного труда и удовлетворения собственных потребностей. Она раскрывает наиболее существенные связи и отношения между обучением, воспитанием, развитием и психологической подготовкой социальных субъектов. К числу важнейших категорий педагогики, характеризующих педагогический процесс в социальной среде, относятся: обучение, воспитание, развитие, образование, морально-психологическое обеспечение деятельности, самообразование, самовоспитание и др.

В систему педагогических наук входят такие отрасли, как общая педагогика, педагогика высшей школы, педагогика профессионально-технического и среднего образования, дошкольная педагогика, специальная, военная педагогика и др. Педагогическая наука на основе осмысления мирового и отечественного опыта обеспечивает раскрытие сущности, закономерностей и особенностей педагогического процесса; формирует эффективные концепции воспитания и самовоспитания социальных субъектов с учетом изменений в жизни общества; разрабатывает методические системы подготовки, самосовершенствования человека в реальных измерениях жизни и деятельности; прогнозирует развитие процессов обучения, воспитания и морально-психологического обеспечения жизнедеятельности.

Основные теоретико-методологические положения психологии и педагогики служат ориентацией в выборе специалистами модели, алгоритма и технологии учебно-воспитательной работы с персоналом. Практика обучения, воспитания и развития, подготовки к выполнению должностных функций служит источником знаний для всех этих наук, критерием истинности их выводов и рекомендаций, а также является сферой их исследований. Это позволит объединить усилия психологов и педагогов и разрабатывать научные рекомендации для оптимизации психолого-педагогической практики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: