Оценки знаний у студентов дневной формы обучения

Рейтинговая система предназначена для повышения объективности оценки знаний студента и рассчитана на применение в течение семестра с целью определения итоговой оценки по предмету.

Сущность рейтинговой оценки заключается в накоплении студентом рейтинговых баллов и выставление оценки на основании их итоговой суммы. Баллы выставляются преподавателем, который работает с группой, в соответствии с поведением и учебной активностью студента.

Дисциплина поведения определяется как посещаемость учебных занятий (за каждое семинарское занятие начисляется 2 бала), за опоздание на занятие (более чем на 10 минут) снимается один балл.

Нарушение учебной дисциплины (создание помех, затрудняющих преподавателю ведение занятия – продолжительные разговоры, неадекватные реплики, вызывающее поведение и т.п.) штрафуется 1 баллом за нарушение.

Учебная активность определяется по следующим образом:

· Пассивное слушание

Восприятие информации от преподавателя и ведение конспекта без проявления активности в усвоении знаний.

· Активное слушание

Восприятие информации от преподавателя, ведение конспекта и проявление активности усвоении знаний – вопросы, примеры, эксперименты и другие действия, расширяющие полученную информацию.

· Ответы на вопросы преподавателя по теме занятия (плановый опрос по вопросам к занятию): «удовлетворительно»-«хорошо»-«отлично»

Рекомендуется на каждом семинарском занятии проводить 10-15-минутный опрос с неизвестной системой выбора отвечающего по теме занятия с выставлением 4-х бальной оценки («неудовлетворительно»-«удовлетворительно»-«хорошо»-«отлично») или по системе: несколько вопросов (3-4 для каждого) с оценкой «ответил / не ответил».

· Участие в дискуссии на тему занятия (формирование и отстаивание собственной позиции)

В процессе опроса или обсуждения материала могут быть целенаправленно или ситуативно организованы дискуссии как последовательное высказывание и обоснование студентами альтернативных позиций по теме занятия.

· Выполнение дополнительного самостоятельного задания

Для закрепления полученных знаний преподавателю рекомендуется разработать систему дополнительных заданий, самостоятельно выполняемых студентом в внеаудиторное время. Выполнение задания фиксируется в конспекте (или специальной тетради) и проверяется преподавателем по заявке студента.

· Подготовка реферата по теме занятия

Для закрепления полученных знаний преподавателю рекомендуется разработать тематику рефератов по изучаемой дисциплине. Реферат оформляется отдельной работой в установленные преподавателем сроки, согласно требованиям кафедры, и носит теоретико-исследовательский характер. Преподавателю рекомендуется организовать защиту рефератов в форме собеседования по теме реферата.

· Подготовка устного выступления и выступление по теме занятия

Обсуждаемый на семинаре материал рекомендуется для предварительной подготовки конкретными студентами, когда на занятии студент делает основное выступление по данному вопросу (5-7 минут), задает направление дискуссии и ведет ее под руководством преподавателя. Рекомендуется в процессе изучения дисциплины дать возможность подготовить и выступить каждому студенту.

· Оценка за письменный контрольный срез (система оценки по 10-балльной шкале)

В процессе изучения дисциплины преподавателю рекомендуется провести, как минимум, один письменный контрольный срез знаний. Форма его проведения может быть разная:

1. письменные ответы на устные вопросы преподавателя;

2. использование разработанного теста;

3. творческие задания, где следует применить изученный материал.

Студенты должны быть предупреждены о проведении такого среза знаний. На усмотрение преподавателя для этой работы может быть отведено от половины до целого занятия в зависимости от объема заданий.

· Выступление на студенческой научной конференции по тематике изучаемой дисциплины

По результатам самостоятельной работы по дисциплине студент может подготовить выступление на студенческую научную конференцию. Лучшие работы проходят различные этапы студенческих научных мероприятий и могут быть по усмотрению кафедры и преподавателя быть зачтены как выполнение курсовой работы по изучаемой дисциплине.


Рейтинговые баллы за виды учебной активности

Название критерия Объяснение критерия Кол-во баллов
  Пассивное слушание присутствие на лекции  
  Активное слушание наличие вопросов по теме занятия, углубляющих понимание материала  
  Ответы на вопросы преподавателя по теме занятия (плановый опрос по теме занятия) («неудовлетворительно»-«удовлетворительно»-«хорошо»-«отлично») 0 – 3
  Участие в дискуссии на тему занятия формулирование и отстаивание собственной позиции  
  Выполнение дополнительного самостоятельного задания выдаются на занятии для закрепления материала или для отработки пропущенных занятий  
  Подготовка реферата по теме занятия Письменное рассмотрение вопросов занятия (может использоваться в качестве отработки пропущенного занятия) 3 - 5
  Подготовка устного выступления и выступление по теме занятия Раскрытие вопроса по теме занятия на 10-15 минут 6 - 8
  Оценка за письменный контрольный срез 1 балл за каждый правильный ответ из 10 вопросов или другая система оценки по 10-балльной шкале 0 – 10
  Выступление на студенческой научной конференции по тематике изучаемой дисциплины за каждое выступление  

Пример д ля дисциплины «Основы педагогики и психологии» (46 часов лекционных и 24 семинарских занятий):

максимальное количество баллов, набранных студентом за 12 семинарских занятий и дополнительные виды работ, может быть:

Вид учебной активности Балл
Присутствие на всех занятиях  
Активное слушание на всех семинарских занятиях  
Плановый опрос (2 раза в семестр)  
Участие в дискуссии на всех семинарах  
Подготовка рефератов ко всем семинарам  
Подготовка устного выступления (2 раза)  
Оценка за контрольный срез  
Выступление на студенческой конференции  
Итого  

а минимальное количество баллов

Вид учебной активности Балл
Присутствие на 50% занятий  
Плановый опрос (2 раза в семестр)  
Подготовка рефератов к пропущенным семинарам  
Подготовка устного выступления (1 раз)  
Оценка за контрольный срез  
Итого  

Таким образом, студент, который:

· набрал меньше 50 баллов, не допускается к сдаче зачета;

· набрал от 50 до 120 баллов получает зачет после дополнительного собеседования с преподавателем;

· набрал 120 баллов и более получает зачет без дополнительного собеседования с преподавателем.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: