(на примере освоения движениям)
Каждое совершаемое или осваиваемое действие имеет несколько характеристик:
· форма – образ действия в сознании человека: материальная, внешнеречевая и внутреннеречевая;
· обобщенность – степень осознания основополагающего принципа действия, его универсального механизма, способность модифицировать действие для применения;
· развернутость – степень осознавания отдельных компонентов и операций действия;
· усвоенность – степень владения действием, способность к его выполнению в разных условиях.
Таблица 7
Особенности характеристик действия
| Название х-ки | обобщенность | развернутость | усвоенность |
| этап | |||
| Начальное обучение | большая | малая | малая |
| Углубленное обучение | малая | большая | средняя |
| Совершенствование | средняя | малая | большая |
В целом, последовательность обучения в большинстве случаев включает в себя несколько этапов, которые представлены в таблице 8.
Таблица 8
Этапы формирования двигательного действия
| № | Название этапа | Методы |
| Ознакомление с общей структурой и алгоритмом движения | демонстрация, объяснение | |
| Изучение отдельных элементов движения | разделение движения на отдельные элементы и освоение их | |
| Целостное выполнение под внешним контролем | целостное выполнение в медленном темпе под внешние команды | |
| Целостное выполнение под внутренним контролем | самостоятельное выполнение | |
| Объединение логического и перцептивного представлений в идеомоторный образ | многократное повторение в вариативных условиях |






