Обучение - двусторонний целенаправленный процесс, в котором активно участвует педагог и обучаемый, дает возможность формировать и совершенствовать компетентность определенного содержания.
Слово «метод» (от греч. Methodos – исследование) означает способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Можно сказать, что в самом общем значении метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.
В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.
1. Традиционная классификация (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе), при которой в качестве основного критерия рассматривается источник получения информации. Согласно данной классификации, выделяют пять групп методов обучения:
· практический (опыты, упражнения);
· наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся);
· словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);
· работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование);
· видеометод (просмотр, обучение, контроль).
2. Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.). Критерий – последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам:
· приобретение знаний;
· формирование умений и навыков;
· применение знаний;
· формирование творческой деятельности;
· закрепление и контроль знаний, умений, навыков.
3. Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):
· поисковые;
· объяснительно-иллюстративные;
· репродуктивные;
· проблемного изложения;
· эвристические (частно-поисковые);
· исследовательские.
Кроме того выделяют инновационные методы:
· игровые методы обучения (инсценирование, генерации идей и др.);
· методы тренинга;
· методы программированного обучения;
· методы компьютеризированного обучения;
· методы гипнозедии (обучение в гипнотическом сне);
· ситуационный метод;
· методы обучающего контроля и др.
4. Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического познания. Методы подразделяются по основным этапам постижения истины:"живое созерцание", абстрактное мышление (осмысление, обобщение, анализ) и практика. В соответствии с этим выделяются следующие группы методов:
· организации наблюдения, накопления эмпирического материала;
· обобщающей теоретической обработки фактических данных;
· практической проверки правильности выводов и обобщений, выявления истины, соответствия содержания и формы, явления и сущности.
5. Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. В этом случае методы подразделяются на группы в зависимости от специфики предмета изучения, особенностей формы мышления и способов проникновения в истину. Для познания реальной действительности необходимо понятийное и образное мышление в единстве. С этой точки зрения все методы обучения подразделяются на группы:
· научного познания реальной действительности;
· освоения искусства;
· практического применения знаний.
Для достижения успеха в обучении и воспитании профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать специфику преподаваемых дисциплин и применять соответствующие методы.
Широкое распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским, в которой выделены три большие группы методов:
· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
· методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Первая группа включает следующие методы:
· перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);
· словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);
· наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.);
· практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);
· логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);
· гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);
· самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).
Ко второй группе методов стимулирования и мотивации учения относятся:
· методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);
· методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).
К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельностью.