ОбучениЕ

Обучение - двусторонний целенаправленный процесс, в котором активно участвует педагог и обучаемый, дает возможность формировать и совершенствовать компетентность определенного содержания.

Слово «метод» (от греч. Methodos – исследование) означает способ исследования явлений природы, подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины. Можно сказать, что в самом общем значении метод – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

В педагогической практике метод выступает как упорядоченный способ деятельности по достижению учебно-воспитательных целей. При этом способы обучающей деятельности преподавателя (преподавание) и способы учебной деятельности обучающихся (учение) тесно связаны между собой и находятся во взаимодействии.

1. Традиционная классификация (Е.И. Перовский, Е.Я. Голант, Д.О. Лордкипанидзе), при которой в качестве основного критерия рассматривается источник получения информации. Согласно данной классификации, выделяют пять групп методов обучения:

· практический (опыты, упражнения);

· наглядный (иллюстрация, демонстрация, наблюдения обучающихся);

· словесный (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут);

· работа с книгой (чтение, изучение, реферирование, цитирование, беглый просмотр, конспектирование);

· видеометод (просмотр, обучение, контроль).

2. Классификация по назначению методов обучения и характеру дидактической цели (М.А. Данилов, Б.П. Есипов и др.). Критерий – последовательность этапов дидактического процесса. В соответствии с ними методы обучения классифицируют по этапам:

· приобретение знаний;

· формирование умений и навыков;

· применение знаний;

· формирование творческой деятельности;

· закрепление и контроль знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов по характеру познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин):

· поисковые;

· объяснительно-иллюстративные;

· репродуктивные;

· проблемного изложения;

· эвристические (частно-поисковые);

· исследовательские.

Кроме того выделяют инновационные методы:

· игровые методы обучения (инсценирование, генерации идей и др.);

· методы тренинга;

· методы программированного обучения;

· методы компьютеризированного обучения;

· методы гипнозедии (обучение в гипнотическом сне);

· ситуационный метод;

· методы обучающего контроля и др.

4. Классификация по соответствию методов обучения логике общественно-исторического познания. Методы подразделяются по основным этапам постижения истины:"живое созерцание", абстрактное мышление (осмысление, обобщение, анализ) и практика. В соответствии с этим выделяются следующие группы методов:

· организации наблюдения, накопления эмпирического материала;

· обобщающей теоретической обработки фактических данных;

· практической проверки правильности выводов и обобщений, выявления истины, соответствия содержания и формы, явления и сущности.

5. Классификация по соответствию методов обучения специфике изучаемого материала и форм мышления. В этом случае методы подразделяются на группы в зависимости от специфики предмета изучения, особенностей формы мышления и способов проникновения в истину. Для познания реальной действительности необходимо понятийное и образное мышление в единстве. С этой точки зрения все методы обучения подразделяются на группы:

· научного познания реальной действительности;

· освоения искусства;

· практического применения знаний.

Для достижения успеха в обучении и воспитании профессорско-преподавательскому составу необходимо учитывать специфику преподаваемых дисциплин и применять соответствующие методы.

Широкое распространение в дидактике последних лет получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским, в которой выделены три большие группы методов:

· методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

· методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

· методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Первая группа включает следующие методы:

· перцептивные (передача и восприятие учебной информации посредством чувств);

· словесные (лекция, рассказ, беседа и др.);

· наглядные (демонстрация, иллюстрация и др.);

· практические (опыты, упражнения, выполнение заданий);

· логические, т. е. организация и осуществление логических операций (индуктивные, дедуктивные, аналогии и др.);

· гностические (исследовательские, проблемно-поисковые, репродуктивные);

· самоуправление учебными действиями (самостоятельная работа с книгой, приборами и пр.).

Ко второй группе методов стимулирования и мотивации учения относятся:

· методы формирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание проблемных ситуаций и др.);

· методы формирования долга и ответственности в учении (поощрение, одобрение, порицание и др.).

К третьей группе отнесены различные методы устной, письменной и машинной проверки знаний, умений и навыков, а также методы самоконтроля за эффективностью собственной учебно-познавательной деятельностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: