Обобщенно-объектные концепции и теории менеджмента

Перейдем теперь к краткому обзору концепций менеджмента. Подобная задача будет осложнена тем, что число их в настоящее время настолько велико, что позволило одному из крупных теоретиков менеджмента Г.Кунцу охарактеризовать ситуацию как "борьбу в джунглях"[79]. Еще в 1964 г. на общеамериканской Конференции по проблемам теории менеджмента крупнейшие авторитеты в этой области поставили задачу "создать единую теорию менеджмента", которая могла бы объяснить явления в управленческой практике и в то же время согласовать между собой разнообразные, нередко противоречивые концепции. Призывы к созданию новой (общей) теории менеджмента звучали неоднократно не только в рамках национальных конференций, но и международных конгрессов и симпозиумов, но эта задача до сих пор не решена и навряд ли следует ожидать ее решения в будущем - практика менеджмента изменяется гораздо быстрее, чем рождаются новые теории, призванные объяснить все ее многообразие. История развития теорий менеджмента показывает, что каждая новая теория, выделяя определенные аспекты и частично снимая обозначившиеся противоречия, рано или поздно породит новые противоречия, для снятия которых потребуется модификация теории или создание новой.

Несмотря на обилие как зарубежных так и отечественных работ, посвященных исследованиям различных концепций менеджмента, приходится с сожалением констатировать, что до сих пор нет сколько-нибудь единой типологии и классификации существующих направлений, школ, подходов. Так, Г. Кунц рассматривает 9 подходов к менеджменту[80]; в книге[81] их представлено 7; У. Гринвуд[82] выделяет 7, но совершенно иных направлений; у Д.М. Гвишиани[83] их 5 и т.д.

Выделяя те или иные подходы, авторы не удосуживаются ввести какие-либо основания для подобного деления, поэтому, например, Г. Кунц рассматривает подходы с точки зрения принятия решений и математический, что является достаточно абсурдным, т.к. они выделены по разным основаниям. Принятие решений относится к процедурам управления, а математический характеризует содержание основного операционального аппарата исследования.

Можно разделить все концепции менеджмента на два направления: одно из них преимущественно связано с субъективной (в том числе и с субъектной) стороной управления, а другое - с объективной (в том числе и с объектной). Естественно, что как в рамках первого направления есть определенные моменты объективации, так и во втором - субъективации, но выделенные аспекты являются доминирующими.

В концепциях первого направления рассматриваются в основном вопросы мотивации, целеполагания, координации интересов (нахождения компромиссов); в концепциях второго - планирования, контроля, регулирования, координации действий. В последнее время значительно возросло значение таких процедурных вопросов, как принятие решений и коммуникация, поэтому их можно рассматривать как общие концепции не только менеджмента, но и управления в целом.

Мы будем исходить из разделения всех концепций менеджмента на два направления: рационалистическое и эмпирическое. Эмпирические концепции использовали в основном ситуационный, бихевиористский и сравнительный подходы. В рационалистических концепциях им в определенном смысле противостояли системный, структурный (организационного поведения) и функциональный подходы. Естественно, что границы самих направлений, подходов, школ менеджмента весьма условны, поскольку, развиваясь, они используют значительные заимствования, модифицируются, "размываются" и трансформируются в нео- и пост- направления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: