Третий этап развития теорий менеджмента – «системный»

Системный этап начинается с середины 50-х годов ХХ века.

Социальными предпосылками для появления теорий менеджмента, относящихся к этому этапу, были еще последствия Второй мировой войны. Однако окончательно перешли к этому этапу в следствии укрупнения монополий и учреждений, наблюдающееся с 1950-х годов. Появляются организации нового типа – транснациональные корпорации (ТНК). Гигантские по размеру организации по определению У. Скотта стали теоретическими аномалиями, перешагнувшими возможности классической модели и требующими новых теоретических подходов[91].

В гигантских организациях между исполнителем и центром насчитывается более 4-х уровней управленческой иерархии, что создает проблемы "социальной дистанции", которая "имеет тенденцию низводить человека в статус животного"[92]. В условиях классической модели бюрократии, по мнению сторонников нового подхода, у членов организации вырабатывается психология авторитаризма, деспотизма, карьеризма, приспособленчества. Создается особый тип работника - "человек организации", который чем меньше рискует, тем устойчивее его положение. С точки зрения эффективности управления это приводит, в частности, к тому, что всякая информация, идущая снизу вверх, очищается на нижних ступенях иерархии управления от неприятной для руководства истины. Тем самым нарушается нормальный информационный обмен, что приводит к несвоевременной и неадекватной реакции на некоторые отклонения.

Теоретической предпосылкой возникновения теорий организаций этого периода стало мощное развитие, так называемых, теорий систем (как общих, так и прикладных).

К этому периоду относятся концепции «организационного поведения» (Скотт У., Саммерс Г., Беркман Г., Блейк Р., Моутон Дж.)[93], «человеческих ресурсов» (Левин К), «организационного развития» (Чэпил Э., Сэйлс Л., Беннис У., Белл Ч.)[94]. В этот период осуществляются теоретические разработки проблем организации в рамках ситуационного подхода к управлению (Друкер П., Чандлер А.)[95], системного подхода (Марч Дж., Саймон Г., Бернс Т., Катц Ф., Янг С. – исследовали общие вопросы организации; Акофф Р., Черчмен Ч., Старр М. – специализировались на проблеме принятия решений в организации)[96], сравнительного подхода (Хайдебранд У., Гринвуд У.)[97], институционального подхода (Д.Норт)[98] и в рамках многих других теорий и концепций.

Несмотря на все многообразие концепций и теорий менеджмента этого периода и, подчас, резкое несогласие представителей разных школ и направлений друг с другом, для теорий менеджмента третьего этапа характерны следующие общие теоретические принципы.

1. Изжиты крайности двух предыдущих периодов. В организации одинаково важны обе составляющие – и люди, и организационные формы. Организация рассматривается как система (состав, структура, функции).

2. Люди в организации рассматриваются коллективно (но не как «семья», что было характерно для второго этапа).

3. Отвергнут принцип единственной цели в организации. Признается множественность целей в организации.

4. Отвергнут принцип единства цели и руководства. Признается, что цели в организации могут быть не только у руководства, но и у каждого работника.

5. Наряду с централизованными организационными структурами появляются децентрализованные. Вертикальные связи в организации существенно дополняются горизонтальными.

6. Признается необходимость широкой специализации. На практике это выливается в движение за освоение «смежных» профессий.

7. Принципы контроля. Принципы внешнего хронометрирования и стандартизации существенно дополняются принципом профессиональной ответственности. Использование хронометрирования снижается, а стандартизации – возрастает.

8. Психологическая и экономическая мотивация существенно дополняется социальной мотивацией, причем социальная мотивация признается наиболее эффективной на продолжительном отрезке времени.

9. Организация по-прежнему рассматривается как замкнутая система.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: