Эволюция понятия эффективности

«Необходимо перестроить всю систему управления с ориентацией на качество - качество прежде всего,» - так писал известный специалист по менеджменту Т. Дж. Питерс в предисловии к книге Дж. Харрингтона «Управление качеством в американских корпорациях»[214]. «В системах управления вопрос о надежности - это вопрос первостепенного значения,» - провозглашал не менее известный в своей области Дж. Тейлор[215]. «Главной заботой управляющего должна быть эффективность,» - считал один из основоположников менеджмента Г. Эмерсон[216] и продолжают считать многие управляющие сегодня.

Что же является главным «идолом» управления - эффективность, надежность, качество? Как они взаимосвязаны друг с другом? Претерпевало ли их содержание исторические изменения и, если да, то в чем их суть? На эти вопросы мы попытаемся ответить в этом разделе.

Проблема эффективности в управлении стала самостоятельно обсуждаться исторически первой. По сути дела, первые теории менеджмента формируются в процессе рефлексии над проблемой эффективного использования рабочей силы и техники в промышленном производстве. Так, основополагающая работа одного из «отцов» менеджмента Г. Эмерсона, вышедшая в свет в 1912 г., носила название «Двенадцать принципов эффективности»[217].

Проблематика надежности начинает разрабатываться позднее, начиная с конца 40-х - начала 50-х годов двадцатого столетия, причем в основном представителями направления, связанного с управлением техническими системами. А еще позднее, где-то с начала 70-х годов ХХ столетия приобретает собственное звучание и проблема качества, преимущественно в работах по менеджменту.

В значительной части публикаций по управлению отмечалась существенная взаимосвязь эффективности, надежности и качества, вскрытие которой не входило, к сожалению, в задачи теоретических исследований специалистов по управлению. Это обусловило тот факт, что понятиям надежность, эффективность и качество придавали совершенно различные значения, смешивали их между собой, а иногда и просто отождествляли.

Выясним сначала содержание понятия «эффективность», его философско-методологическое и социально-философское значение. Мы начнем с эффективности потому, что, с одной стороны, именно эффективность была первым «идолом» управления, а с другой стороны, понятие эффективности, прагматическое по своей сути, в последнее время признается рядом философов «одним из важнейших, если не основным, для деятельностного подхода»[218].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: