Эффективность управленческого решения – это ресурсная результативность, полученная по итогам разработки и реализации управленческого решения в организации. В качестве ресурсов могут быть финансы, материалы, здоровье персонала, организация труда и др.
Аналогично классификации общей эффективности, эффективность управленческих решений разделяется на организационную, экономическую, социальную, технологическую, психологическую, правовую, экологическую, этическую и политическую.
Организационная эффективность управленческих решений – это факт достижения организационных целей меньшим числом работников и за меньшее время. Организационные цели связаны с реализацией таких потребностей человека, как обеспечение его здорового образа жизни и безопасности, обеспечение качества управления, стабильности, порядка.
Экономическая эффективность управленческих решений – это соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретных управленческих решений, и затрат на их разработку и реализацию.
Социальная эффективность управленческих решений рассматривается как факт достижения социальных целей для большего количества людей и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами. Социальные цели реализуют такие потребности человека, как информация, знания, творческий труд, самовыражение, общение, отдых и т.п.
Технологическая эффективность управленческих решений – факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время и с меньшими финансовыми затратами.
Психологическая эффективность управленческих решений – факт достижения психологических целей для большего числа работников или населения за более короткое время и с меньшими финансовыми затратами. Психологические цели реализуют такие потребности человека, как любовь к себе и окружению, свободное время и т.п.
Правовая эффективность управленческих решений оценивается степенью достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников и с меньшими финансовыми затратами. Правовые цели реализуют потребности человека в безопасности и порядке.
Экологическая эффективность управленческих решений – это факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников и с меньшими финансовыми затратами. Экологические цели реализуют потребности человека в безопасности, здоровье, в организации устойчивого развития и т.д.
Этическая эффективность управленческих решений – факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. Этические цели реализуют потребности и интересы человека в соблюдении нравственных норм поведения окружающими людьми.
Политическая эффективность управленческих решений – это факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников и с меньшими финансовыми затратами. Политические цели реализуют потребности человека в вере, патриотизме, самопроявлении и самовыражении, управлении.
Эффективность управленческих решений разделяется по уровням ее разработки, охвату людей и организаций. Выделяют эффективность управленческих решений на уровне производства и управления организацией, группы организаций, отрасли, региона, страны.
В деятельности организации необходимым условием эффективного функционирования является баланс интересов всех участников бизнеса: собственников, менеджеров, персонала, контрагентов и др. При общей заинтересованности каждый из них имеет свой интерес, который необходимо уважать и учитывать другим его участникам.
Управление эффективностью управленческих решений осуществляется через систему количественных и качественных оценок на базе реальных показателей, норм и стандартов эффективности выпускаемой продукции и деятельности самой организации.
К таким показателям, нормам и стандартам относятся:
- обобщенная деятельность организации;
- степень удовлетворения потребностей и интересов персонала;
- состояние внешних коммуникаций;
- деятельность организации на конкретном рынке;
- управленческая, обслуживающая и производственная деятельность;
- результаты непосредственного производства;
- производство отдельных видов продукции (услуг, информации и знаний);
- использование материальных и интеллектуальных ресурсов;
- результаты паблик-рилейшнз организации и т.п.