Макроэкономическое равновесие

3.2.1. Концепция общего экономического равновесия.

3.2.2. Совокупный спрос и его изменение.

3.2.3. Совокупное предложение и его факторы.

3.2.4. Макроэкономическое равновесие в модели AD–AS.

3.2.1. Концепция общего экономического равновесия

Цель экономической политики любого государства – достижение макроэкономического равновесия.

Общее равновесие – равновесное состояние всей рыночной системы, под которым понимается установление равенства спроса и предложения на всех взаимосвязанных рынках.

Знание механизмов, обеспечивающих равновесие, дает возможность целенаправленно влиять на макроэкономические пропорции для достижения оптимального состояния экономики в целом.


Макроэкономическое равновесие – установление пропорциональности и сбалансированности между взаимосвязанными экономическими процессами:

доходами и расходами;

совокупным предложением и совокупным спросом;

товарной массой и ее денежным эквивалентом;

сбережениями и инвестициями.

Сбалансированное состояние экономики – рост нормальными (в соответствии с возможностями) для данной страны темпами, обеспечивающими:

высокую занятость населения;

отсутствие заметного роста цен;

сбалансированный государственный бюджет;

стабильный рост фондовых индексов;

стабильность валютного курса и др.


Устойчивое (стабильное) равновесие – отсутствие тенденций к изменению, либо наличие механизмов, возвращающих экономическую систему в состояние равновесия за счет внутренних ресурсов.

Неустойчивое равновесие – экономика, выведенная из равновесного состояния, не может вернуться самостоятельно в прежнее состояние.

Отсутствие равновесия означает, что какие-то сферы экономики не сбалансированы.

Проявления неравновесия: инфляция, безработица, цикличность экономики, нарушение платежного баланса, уменьшение объема национального продукта, снижение реальных доходов населения.

Причины неравновесия:

несогласованность отдельных сфер экономики;

динамизм развития.

Этапы развития проблемы макроэкономического равновесия

1. Модель общего равновесия Вальраса: суммарная ценность производства всех товаров всегда в точности равна совокупному спросу на них, т. е. совокупный спрос равен совокупному предложению, а совокупные доходы равны совокупным расходам. Недостатки: упрощенная модель, ставит на первое место спрос, не рассматривает равновесие в динамике. Характерна для рынка совершенной конкуренции.

2. Закон Сэя (франц. экономист XIX в.). Классический подход: предложение товаров создает свой совокупный спрос, т.е. произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доходы в виде зарплаты и прибыли достаточные для покупки этой продукции. Недостатки: не учитывает, что доходы могут идти не только на потребление, но и на сбережения; предложение определяет спрос.

3. Неоклассическая модель ADAS (А. Маршалл, Дж.Кейнс) – равновесие на товарном рынке.

4. Модель ISLM (Дж. Хикс) – объединяет реальный сектор экономики (инвестиции–сбережения) и денежный (ликвидность–деньги) – общее равновесие на товарном и денежном рынке.

3.2.2. Совокупный спрос и его изменение

В макроэкономике не множество, а один совокупный производитель, один совокупный потребитель и один национальный рынок.

Совокупный спрос AD (aggregate demand) – это стоимость всех товаров и услуг, которые намерены купить домохозяйства, фирмы, государство при различном уровне цен – совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства.

Совокупный спрос – суммарный спрос всех хозяйствующих субъектов страны или спрос на всех рынках страны, выражение совокупных расходов страны (рис. 39): AD = С + I + G + NX,

где С – потребительские расходы домохозяйств (50% ВВП);

I – инвестиционные расходы фирм (15-20% ВВП);

G – государственные расходы (30%);

NX – чистый экспорт – разница между экспортом и импортом.

Yреальный объем ВВП или совокупный доход;

Руровень цен – не абсолютный показатель, а дефлятор – показатель среднего уровня цен всей совокупности товаров и услуг;

AD –кривая совокупного спроса.

Рис. 39. Изменения совокупного спроса

Ценовые факторы совокупного спроса:

эффект богатства (реальных кассовых остатков) – по мере роста цен уменьшается реальная стоимость денежного богатства, снижаются потребительские расходы С;

эффект процентной ставки – зависимость уровня цен, % ставки и спроса населения на потребительские товары. Увеличение уровня цен повышает спрос на деньги, растет процентная ставка. Деньги становятся более дорогими, плата за кредит увеличивается. Снижается инвестиционный и потребительский спрос I и C;

эффект импортных закупок – обратная зависимость между уровнем цен в стране и чистым экспортом NX. При росте цен на товары внутри страны импортные товары становятся относительно дешевле.

Неценовые (экзогенные) факторы совокупного спроса

Потребительские расходы C зависят от денежной массы, потребительских ожиданий, благосостояния населения, величины задолженности и налоговых ставок.

Инвестиционные расходы I зависят от уровня процентных ставок, ожидаемой прибыли от инвестиций, налогов на фирмы и развития технологий.

Государственные расходы G пропорциональны доходам от налогообложения, функционирования предприятий государственного сектора, займов.

Чистый экспорт NX зависит от колебания валютных курсов и национального дохода стран-партнеров.

Неценовые факторы приводят к сдвигу кривой AD.

3.2.3. Совокупное предложение и его факторы

Совокупное предложение AS (aggregate supply) – объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. Это реальный объем национального производства при различных уровнях цен. Кривая совокупного предложения AS это зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства.

1кейнсианский отрезок: состояние неполной занятости, невозможно увеличение производства за счет роста цен

2промежуточный;

3классический - долгосрочный период: полная загрузка мощностей и занятость рабочей силы. Рост уровня цен не может обеспечить рост совокупного предложения.

Рис. 40. Обобщенная кривая совокупного предложения

Неценовые факторы совокупного предложения:

1) изменение цен на факторы производства;

2) изменения в производительности, обусловленные: объемом применяемого капитала в расчете на одного работника; технологией; качеством рабочей силы (уровень образования и обучения);

3) организация производства;

4) изменение правовых норм: налоги с фирм и субсидии; государственное регулирование.

Неценовые факторы приводят к сдвигу кривой предложения AS.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: