3.2.1. Концепция общего экономического равновесия.
3.2.2. Совокупный спрос и его изменение.
3.2.3. Совокупное предложение и его факторы.
3.2.4. Макроэкономическое равновесие в модели AD–AS.
3.2.1. Концепция общего экономического равновесия
Цель экономической политики любого государства – достижение макроэкономического равновесия.
Общее равновесие – равновесное состояние всей рыночной системы, под которым понимается установление равенства спроса и предложения на всех взаимосвязанных рынках.
Знание механизмов, обеспечивающих равновесие, дает возможность целенаправленно влиять на макроэкономические пропорции для достижения оптимального состояния экономики в целом.
Макроэкономическое равновесие – установление пропорциональности и сбалансированности между взаимосвязанными экономическими процессами:
доходами и расходами;
совокупным предложением и совокупным спросом;
товарной массой и ее денежным эквивалентом;
сбережениями и инвестициями.
Сбалансированное состояние экономики – рост нормальными (в соответствии с возможностями) для данной страны темпами, обеспечивающими:
|
|
высокую занятость населения;
отсутствие заметного роста цен;
сбалансированный государственный бюджет;
стабильный рост фондовых индексов;
стабильность валютного курса и др.
Устойчивое (стабильное) равновесие – отсутствие тенденций к изменению, либо наличие механизмов, возвращающих экономическую систему в состояние равновесия за счет внутренних ресурсов.
Неустойчивое равновесие – экономика, выведенная из равновесного состояния, не может вернуться самостоятельно в прежнее состояние.
Отсутствие равновесия означает, что какие-то сферы экономики не сбалансированы.
Проявления неравновесия: инфляция, безработица, цикличность экономики, нарушение платежного баланса, уменьшение объема национального продукта, снижение реальных доходов населения.
Причины неравновесия:
несогласованность отдельных сфер экономики;
динамизм развития.
Этапы развития проблемы макроэкономического равновесия
1. Модель общего равновесия Вальраса: суммарная ценность производства всех товаров всегда в точности равна совокупному спросу на них, т. е. совокупный спрос равен совокупному предложению, а совокупные доходы равны совокупным расходам. Недостатки: упрощенная модель, ставит на первое место спрос, не рассматривает равновесие в динамике. Характерна для рынка совершенной конкуренции.
2. Закон Сэя (франц. экономист XIX в.). Классический подход: предложение товаров создает свой совокупный спрос, т.е. произведенный объем продукции автоматически обеспечивает доходы в виде зарплаты и прибыли достаточные для покупки этой продукции. Недостатки: не учитывает, что доходы могут идти не только на потребление, но и на сбережения; предложение определяет спрос.
|
|
3. Неоклассическая модель AD – AS (А. Маршалл, Дж.Кейнс) – равновесие на товарном рынке.
4. Модель IS – LM (Дж. Хикс) – объединяет реальный сектор экономики (инвестиции–сбережения) и денежный (ликвидность–деньги) – общее равновесие на товарном и денежном рынке.
3.2.2. Совокупный спрос и его изменение
В макроэкономике не множество, а один совокупный производитель, один совокупный потребитель и один национальный рынок.
Совокупный спрос AD (aggregate demand) – это стоимость всех товаров и услуг, которые намерены купить домохозяйства, фирмы, государство при различном уровне цен – совокупный платежеспособный спрос в масштабе национального хозяйства.
Совокупный спрос – суммарный спрос всех хозяйствующих субъектов страны или спрос на всех рынках страны, выражение совокупных расходов страны (рис. 39): AD = С + I + G + NX,
где С – потребительские расходы домохозяйств (50% ВВП);
I – инвестиционные расходы фирм (15-20% ВВП);
G – государственные расходы (30%);
NX – чистый экспорт – разница между экспортом и импортом.
Y – реальный объем ВВП или совокупный доход;
Р – уровень цен – не абсолютный показатель, а дефлятор – показатель среднего уровня цен всей совокупности товаров и услуг;
AD –кривая совокупного спроса.
Рис. 39. Изменения совокупного спроса
Ценовые факторы совокупного спроса:
эффект богатства (реальных кассовых остатков) – по мере роста цен уменьшается реальная стоимость денежного богатства, снижаются потребительские расходы С;
эффект процентной ставки – зависимость уровня цен, % ставки и спроса населения на потребительские товары. Увеличение уровня цен повышает спрос на деньги, растет процентная ставка. Деньги становятся более дорогими, плата за кредит увеличивается. Снижается инвестиционный и потребительский спрос I и C;
эффект импортных закупок – обратная зависимость между уровнем цен в стране и чистым экспортом NX. При росте цен на товары внутри страны импортные товары становятся относительно дешевле.
Неценовые (экзогенные) факторы совокупного спроса
Потребительские расходы C зависят от денежной массы, потребительских ожиданий, благосостояния населения, величины задолженности и налоговых ставок.
Инвестиционные расходы I зависят от уровня процентных ставок, ожидаемой прибыли от инвестиций, налогов на фирмы и развития технологий.
Государственные расходы G пропорциональны доходам от налогообложения, функционирования предприятий государственного сектора, займов.
Чистый экспорт NX зависит от колебания валютных курсов и национального дохода стран-партнеров.
Неценовые факторы приводят к сдвигу кривой AD.
3.2.3. Совокупное предложение и его факторы
Совокупное предложение AS (aggregate supply) – объем выпуска, который готовы предложить фирмы при каждом данном уровне цен в стране. Это реальный объем национального производства при различных уровнях цен. Кривая совокупного предложения AS – это зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства.
1 – кейнсианский отрезок: состояние неполной занятости, невозможно увеличение производства за счет роста цен
2 – промежуточный;
3 – классический - долгосрочный период: полная загрузка мощностей и занятость рабочей силы. Рост уровня цен не может обеспечить рост совокупного предложения.
Рис. 40. Обобщенная кривая совокупного предложения
Неценовые факторы совокупного предложения:
1) изменение цен на факторы производства;
2) изменения в производительности, обусловленные: объемом применяемого капитала в расчете на одного работника; технологией; качеством рабочей силы (уровень образования и обучения);
|
|
3) организация производства;
4) изменение правовых норм: налоги с фирм и субсидии; государственное регулирование.
Неценовые факторы приводят к сдвигу кривой предложения AS.