Создание организационной системы управления серьезно затруднено отсутствием стабильно, непротиворечивой системы законодательства. Отсутствие общего правового акта об управлении в РФ предопределило многообразие правовых актов, но в принципе такого акта, который бы исчерпывающим образом регламентировал организацию управления, быть и не может.
Главный критерий, которому должна удовлетворять вся деятельность и структура исполнительной власти, а значит, и ее решения – эффективность. Государственная администрация, ее правовые акты призваны своевременно и с наименьшими затратами добиваться наиболее полезных для граждан, общества и государства результатов, приносить стране пользу, оправдывающую те материальные и нематериальные затраты, которые вызваны ее существованием.
Эффективность правовых актов зависит от многих факторов: их качества, организации исполнения, стабильности обстановки, квалификации кадров и др.
Массив правовых актов можно классифицировать по ряду критериев:
1. По юридической силе:
· Конституция РФ – содержит базовые принципы конституционного строя, права и свободы человека, федеративное устройство, разграничение предметов ведения между РФ и субъектом РФ, институты президентства, Правительства, Федерального собрания, судебной власти, местного самоуправления;
· Законы РФ;
· Постановления палат Федерального Собрания;
· конституции, уставы и законы субъекта РФ – решают важнейшие вопросы структуры органов управления и их статуса на уровне субъекта РФ;
· подзаконные акты Президента РФ и органов исполнительной власти.
2. В зависимости от принципа федерализма: Акты разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ в области организации управления в целом и в конкретных сферах и областях;
3. По содержанию:
общие правовые акты – распространяют свое действие на определенные отношения независимо от того, к какой сфере они относятся,
специализированные – регламентируют вопросы организации управления в определенных отраслях или сфере;
4. По характеру влияния:
косвенно влияющие на организацию системы управления,
непосредственно влияющие на те или иные вопросы организации управления – закрепляют конкретные принципы, содержат конкретные нормы прямого воздействия.
Статус структурных подразделений обычно определяется положениями о них, утверждаемыми данным органом или его уполномоченными должностными лицами.
Положения представляют собой правовые акты, комплексно регламентирующие как основы внутренней организации, так и статус подразделений в целом.