Способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти

Законность как термин имеет несколько смыслов. Ее можно трактовать как:

1. Режим, то есть установленный государственный порядок, в соответствии с которым все правоотношения и деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, общественных институтов и граждан осуществляется в рамках закона.

2. Метод, то есть совокупность способов, приемов, средств, юридических норм и гарантий, с помощью которых управленческая деятельность вводится в русло законов, направляется на исполнение законов в установленных законом формах и признанными законами действиями.

3. Принцип жизнедеятельности для всех – следование закону, правилу «выгодно поступать по закону, и невыгодно – вопреки ему».

Используемые уполномоченными законом государственными органами и гражданами для обеспечения законности формы, приёмы и методы образуют определённую систему элементы которой обладают рядом общих признаков. В то же время таким методам и формам присуща своя специфика, обусловленная кругом решаемых задач, объёмом полномочий как органа так и отдельных должностных лиц. Конечной же целью всех действий (деятельности) по обеспечению законности является приведение возникающих административных отношений в правовые (нормативные) рамки. Чаще всего в основу систематизации способов обеспечения законности положена зависимость от субъекта контролирующего воздействия.

Рассмотрим несколько подходов к проблеме обеспечения занятости.

К способам обеспечения законности Лунёвым А.Е. относились:

1.Контрольно-надзорная деятельность Советов народных депутатов;

2.Деятельность органов прокурорского надзора;

3.Судебный контроль;

4.Арбитражный контроль;

5.Партийный контроль;

6.Государственный контроль;

7.Внутриведомственный контроль;

8.Общественный контроль.

Студеникина М.С. выделяет как способы обеспечения законности:

1. Контроль представительных органов;

2. Контроль органов государственного управления;

3. Контроль суда;

4. Контроль прокуратуры.

Манохин В.М. относит к способам обеспечения законности:

1. Контрольная деятельность органов государственной власти;

2. Контрольная деятельность исполнительно-распорядительных органов;

3. Прокурорский надзор;

4. Судебный контроль.

Шориной Е.В. выделяется:

1) Государственный контроль;

2) Контроль общественных организаций, трудовых коллективов;

3) Контроль гражданина непосредственно.

Кармолицкий А.А. в монографии Административно правовое регулирование надведомственных полномочий государственных инспекций приводя деление способов различных авторов выделяет общее для всех явление государственный контроль. Далее он приводит классификацию государственного контроля на виды в зависимости от субъектов его осуществляющих, а также от объёма и характера полномочий этих субъектов выделяя:

Контроль осуществляемый органами государственной власти.

Контроль осуществляемый органами управления общей компетенции

Контроль осуществляемый органами межотраслевой компетенции

Контроль осуществляемый органами отраслевой компетенции

Контроль осуществляемый финансовыми и представительными органами

Народный контроль

Административный надзор.

На современном этапе целесообразно, в первую очередь, подразделять способы обеспечения законности на контроль и надзор.

Контроль в свою очередь подразделяется на контроль государственный и общественный. Государственный контроль в зависимости от уровней его осуществления включает:

1. Контроль внутриведомственный

2. Контроль внешний (вневедомственный)

3. Контроль межведомственный (взаимный контроль ветвей власти)

Общественный контроль заключается в:

1. Контроле граждан непосредственно и через свои объединения

2. Деятельности средств массовой информации

3. Выборах во все органы власти.

Надзор в зависимости от систем его осуществляющих предположим разделить на:

1. Судебный контроль (надзор)

2. Надзор органов прокуратуры

3. Административный надзор (контроль)

Надзорно-контрольные функции обеспечения законности можно рассматривать с учётом следующих общих признаков, и через:

1. Наличие специальных правовых актов, регламентирующих порядок осуществления той или иной деятельности субъектами права;

2. Наличие системы специально уполномоченных законом органов, осуществляющих контроль за реализацией специфических правовых норм;

3. Наличие специальных методов деятельности уполномоченных органов;

4. Наличие специфических актов, издаваемых уполномоченными органами различных по характеру и юридической силе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: