Педагогика высшей школы

Л.И. Гурье дает следующее определение педагогики высшей школы:

«Педагогика высшей школы – область знания, выражающего основные научные идеи, дающие целостное представление о закономерностях и существенных связях в учебно-познавательной, научной, воспитательной, профессиональной подготовке и всестороннем развитии студентов».

В первую очередь, нужно отметить, что педагогика высшей школы – это отрасль, раздел общей педагогики, а точнее будет сказать, профессиональной педагогики, изучающей закономерности, осуществляющей теоретическое обоснование, разрабатывающей принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности. Предметом изучения педагогики высшей школы является лишь один этап в профессиональном становлении – процесс обучения и воспитания специалистов с высшем профессиональным образованием.

Таким образом, будем понимать под педагогикой высшей школы – отрасль (раздел) общей (профессиональной) педагогики, изучающую основные составляющие (закономерности, принципы, формы, методы, технологии, содержание) образовательного процесса в вузе, а также особенности и условия (требования к процессу взаимодействия преподавателя и студента, требования к личности преподавателя и студента и др.) эффективного осуществления профессиональной подготовки будущего специалиста.

Приведем задачи профессиональной педагогики, которые можно отнести к задачам педагогики высшей школы как общее к частному. В них входят:

1. Разработка теоретико-методологических основ профессионального образования и методик проведения исследований в профессиональной педагогике.

2. Обоснование сущности, аспектов и функций профессионального образования.

3. Изучение истории развития профессионального образования и педагогической мысли.

4. Анализ современного состояния и прогнозирование развития профессионального образования в нашей стране и за рубежом.

5. Выявление закономерностей профессионального обучения, воспитания и развития личности.

6. Обоснование образовательных стандартов и содержания профессионального образования.

7. Разработка новых принципов, методов, систем и технологий профессионального образования.

8. Определение принципов, методов и способов управления профессионально-педагогическими системами, мониторинга профессионально-образовательного процесса и профессионального развития обучающихся.

Кроме этого можно выделить задачи педагогики вышей школы в практической области:

1. Формирование у преподавателей высшей школы умений и навыков методически обоснованного проведения всех видов учебной, научной и воспитательной работы.

2. Установление связи между обучением, профессиональной подготовленностью и формированием у студентов устойчивых навыков проведения исследовательской работы на основе этой связи.

3. Преобразование учебного процесса в процесс развития самостоятельного, творческого мышления.

4. Формирование, развитие, проявление педагогического мастерства с целью мобилизации студентов на разнообразные творческие действия.

5. Анализ социально-педагогического фактора, законов и особенностей формирования у студентов педагогических знаний, умений, навыков, педагогического сознания.

6. Вооружение педагогов психологическими знаниями.

7. Использование содержания педагогики высшей школы в качестве программы действий по организации и проведению многообразных видов педагогической деятельности.

К категориальному аппарату педагогики высшей школы, помимо общепедагогических, можно отнести профессионально-педагогические категории, такие как:

Профессиональное образование – процесс и результат профессионального развития личности посредством научно-организованного профессионального обучения и воспитания.

Профессиональное обучение – процесс и результат овладения обучающимися профессиональными знаниями, умениями и навыками.

Профессиональное воспитание – процесс и результат формирования профессионально важных качеств (различают общие и специальные ПВК).

Профессиональное развитие – развитие личности как субъекта профессиональной деятельности.

Профессиональное становление – результат профессионального развития: разряд, категория, класс, должность, степень, звание и др.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ

1. В последнее время некоторые ученые говорят о том, что термин «педагогика» не отвечает современному предмету и содержанию данной науки. Предлагают заменить этот термин на «андрагогику». Объясните, чем вызваны такие высказывания. Как вы относитесь к подобным предложениям? Обоснуйте свою позицию.

2. Проанализируйте взаимосвязь педагогики (в широком смысле) со сферой вашей будущей профессиональной деятельности. Какие педагогические умения и навыки понадобятся в вашей работе (организаторские, коммуникативные, оценочные и т.п.)?

3. В вузовской и академической научной среде распространены следующие умозаключения:

А) Педагогика не наука, а собрание мудрых советов опытных практиков. Поэтому заниматься ею серьезным людям не резон.

Б) Обучение в высшей школе есть лишь грамотное изложение учебного материала. Как он будет усвоен – дело студентов, а результат покажет экзамен, который студент будет сдавать до тех пор, пока все не усвоит хотя бы на «удовлетворительно». Разработка активизирующих форм учебной работы, специальных форм организации познавательной деятельности студентов, способствующих закреплению и прочному усвоению знания, систем поддержки слабоуспевающих, тренингов и т.п.- все это школярство, недостойное вуза и занятых высокими научными проблемами академиков и профессоров, которые самим фактом своих физических, химических, математических открытий – преподаватели от Бога, и студент должен слушать их, открыв рот, не шелохнувшись, поражаясь эрудиции и красноречию «науковещателей».

В) Педагогика не наука, так как предмет ее исследования отсутствует: она лишь дублирует результаты и выводы психологии, философии, физиологии, медицины, социологии и др. наук.

Выразите свое отношение к этим суждением и аргументируйте его.

4. Определите различие между методологической культурой ученого и практического работника образования.

5. Определите различие между особенностями осуществления образовательного процесса в среднем общеобразовательном и высшем профессиональном учебных заведениях и на этой основе выделите специфику знаний в области педагогики высшей школы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: