Сущность и задачи высшего профессионального образования

Согласно Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века, опубликованной ЮНЕСКО, высшее образование, история которого насчитывает несколько столетий, убедительно продемонстрировало свою жизнеспособность и свою способность к изменениям, к содействию преобразованиям и прогрессу в обществе. Согласно формальному определению, содержащемуся в ряде государственных документов Российской Федерации, высшее профессиональное образование (ВПО) – это образование на базе среднего (полного) общего или среднего профессионального образования, осуществляемое в высшем учебном заведении по основным профессиональным образовательным программам (соответствующим установленному стандарту), завершающиеся итоговой аттестацией и выдачей выпускнику документа о ВПО.

Это понимание вполне согласуется с теми определениями, которые предлагаются на международном уровне. Например, в документах ЮНЕСКО высшее образование рассматривается как совокупность учебных курсов подготовки и переподготовки специалистов (после получения ими среднего профессионального образования). Названные курсы организуются университетами или другими учреждениями, которые признаны в качестве учебных заведений высшего образования компетентными органами.

В современном мире роль высшего образования возрастает. С одной стороны, это выражается в численном росте (например, численность студентов в мире с 1960 по 1995г. увеличилась более чем в шесть раз: с 13 млн. до 82 млн. чел.). А с другой, – в расширении функций и задач высшего образования, в повышении его статуса и престижа.

Упомянутая декларация ЮНЕСКО определяет задачи высшего образования (напрямую связывая их реализацию с развитием и совершенствованием общества) следующим образом:

1) обеспечить подготовку высококвалифицированных специалистов и ответственных граждан, способных удовлетворять не только свои личные, но и социальные потребности во всех сферах человеческой деятельности путем предоставления им возможности приобретать соответствующую квалификацию (включая профессиональную подготовку), сочетающую знания и навыки высокого уровня: использовать для такой подготовки курсы и учебные программы, постоянно адаптируемые к современным и будущим потребностям общества;

2) предоставить возможность получения высшего образования и последующего обучения на протяжении всей жизни; обеспечить учащимся оптимальные возможности выбора и придать гибкий характер началу и прекращению получения высшего образования в рамках этой системы; предоставить возможность для индивидуального развития и социальной мобильности с целью воспитания в духе гражданственности и подготовки к активному участию в жизни общества, к расширению мировоззрения в условиях глобализации, а также с целью создания эндогенного (имеется в виду: духовного) потенциала и укрепления прав человека, поддерживающего развитие демократии и всеобщего мира в духе справедливости;

3) развивать и распространять знания путем исследовательской деятельности и, в качестве одной из услуг, предоставляемых обществу, обеспечить это общество необходимыми знаниями, чтобы содействовать его культурному, социальному и экономическому развитию, поощряя и развивая исследования в сфере естественных наук, технологии, социальных и гуманитарных наук, а также развивая творческую деятельность в сфере искусства;

4) содействовать пониманию, интерпретации, сохранению, расширению, развитию и распространению национальных и региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и разнообразия в сфере культуры;

5) защищать и укреплять общественные ценности, воспитывая молодежь в духе приверженности к тем ценностям, которые составляют основу демократического общества, критически, но непредвзято анализируя стратегические направления и перспективы развития гуманизма;

6) развивать и совершенствовать образование на всех его уровнях, в том числе, подготавливая преподавателей.

В Типовом положении о государственном высшем учреждении высшего профессионального образования аналогичный перечень выглядит следующим образом:

1) удовлетворять потребности личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и (или) послевузовского профессионального образования;

2) развивать науки и искусства посредством научных исследований и творческой деятельности научно-педагогических работников и обучающихся, использовать полученные результаты в исследовательском процессе;

3) содействовать подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников с высшим образованием и научно-педагогических работников высшей квалификации;

4) формировать у обучающихся гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии;

5) сохранять и приумножать нравственные, культурные и научные ценности общества;

6) распространять знания среди населения, повышать его образовательный и культурный уровень.

Таким образом, высшее образование имеет особое значение, отличающее его от других уровней образования. Во-первых, вуз – образовательное учреждение, которое оказывает самые образовательные услуги, связанные с подготовкой и переподготовкой высококвалифицированных работников. Во-вторых, высшее образование традиционно в гораздо большей степени, нежели любое другое профессиональное образование, связано с личностным ростом человека, становлением его индивидуальности. Это обусловлено наличием в учебной нагрузке большего процента самостоятельной работы, а также особенностями студенческого возраста. На этом этапе жизненного пути происходит оформление мировоззрения, личных ценностей, взглядов, отрабатываются жизненные и профессиональные интересы. В этом плане высшее образование несколько шире рамок образования сугубо профессионального. В-третьих, вузы - это сфера организации и осуществления научных исследований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: