Участники проекта - это люди, которые под началом руководителя проекта вырабатывают соглашения относительно целей и ограничений проекта, формируют стратегии и расписания и утверждают бюджет проекта. Выявление участников проекта -задача руководителя.
Основные участники:
1. Руководитель проекта
2. Проектная команда
3. Спонсор проекта (инвестор, заказчик)
4. Руководство фирмы
5. Клиент
Принципы подбора участников:
1. Кто играет в моей команде?
2. Как мы будем вести счет в игре?
3. Что получит победитель? Каждый проект уникален!
Выработка правил - обязательная задача руководителя!
К проекту необходимо привлечь руководителей:
на работу которых повлияют результаты выполнения проекта; представляющие других заинтересованных лиц (клиентов); которому подчиняется руководитель проекта; который обладает правом «вето».
Тема 9. Управление командой проекта.
Главная цель -формирование команды для самостоятельного управления и преодоления проблем. В активной стадии процесса формирования команды выделяются четыре основные цели:
|
|
• изменение набора целей или приоритетов;
• анализ и распределение способа работы;
• анализ норм, способа принятия решений, коммуникаций;
• определение взаимосвязей между людьми, выполняющих работу.
Команда проекта - это группа сотрудников, непосредственно работающих над осуществлением проекта и подчиненных руководителю последнего. Создается на период реализации проекта и после его завершения распускается.
Состав проектной команды формируется и утверждается в начале выполнения проекта. Количество людей в команде определяется объемом работ, предусмотренным проектом.
Суть команды — все члены команды поддерживают миссию проекта.
Наличие у ее членов комбинации взаимодополняющих навыков, которые составляют три категории:
• технические и/или функциональные, т. е. профессиональные, навыки; навыки по решению проблем и принятию решений;
навыки межличностного общения (принятие риска, полезная критика, активное слушание и т. д.).
Принципы формирования команды:
1. Ведущие участники проекта — заказчик и подрядчик (кроме них, могут быть и другие участники) создают собственные группы, которые возглавляют руководители проекта, соответственно, от заказчика и подрядчика. Эти руководители подчиняются единому руководителю проекта. В зависимости от организационной формы реализации проекта, руководитель от заказчика или от подрядчика может являться руководителем всего проекта.
2. Для управления проектом создается единая команда во главе с руководителем проекта. В команду входят полномочные представители всех участников проекта для осуществления функций согласно принятому распределению зон ответственности.
|
|
Вторые принципы формирования команды:
1. Специфика проекта определяет формальную структуру команды, которая утверждается руководством; ролевой состав; перечень знаний, умений и навыков, которыми должны владеть члены команды; сроки, этапы, виды работ по проекту.
2. Организационно-культурная среда команды проекта делится на внешнюю и внутреннюю. Внешняя включает в себя окружение проекта во всех аспектах. Внутренняя среда, или организационная культура самой команды, включает такие характеристики, как принятые и разделенные всеми участниками нормы команды; способы распределения власти; сплоченность и связанность членов команды; характерные способы организации и протекания командного взаимодействия (командных процессов — координации, коммуникации, деятельности по разрешению конфликтов и принятию решений, налаживанию внешних связей); организация ролевого распределения.
3. Особенности личного стиля взаимодействия ее руководителя или лидера с другими членами команды. Эти характеристики основываются на понятии «тип лидера».
которое понимается как характерные особенности, определяющие всю систему взаимоотношений лидера с подчиненными.
Эффективность команды проекта:
1 Профессиональная эффективность — это нацеленность всей команды на конечный результат, инициатива и творческий подход к решению задач. Высокая производительность и ориентированность на лучший вариант решения, активное и заинтересованное обсуждение возникающих проблем дополняют ее характеристику.
2. Организационно-психологическая эффективность: неформальная атмосфера; задача хорошо понята и принимается; ее члены прислушиваются друг к другу; обсуждают задачи, в которых участвуют все члены; ее выражают как свои идеи, так и чувства;
конфликты и разногласия присутствуют, но выражаются и центрируются вокруг идей и методов, а не личностей;
группа осознает, что делает, решение основывается на согласии, а не на голосовании большинства.
Методы формирования команды:
• Целеполагающий подход (основанный на целях) позволяет членам команды лучше ориентироваться в процессах выбора и реализации общих групповых целей реализации проекта.
• Межличностный подход сфокусирован на улучшении межличностных отношений в команде и основан на том, что межличностная компетентность увеличивает эффективность деятельности команды. Его цель — увеличение группового доверия, поощрение совместной поддержки, а также увеличение внутрикомандных коммуникаций.
• Ролевой подход проведение дискуссии и переговоров среди членов команды относительно их ролей; предполагается, что роли членов команды частично перекрываются. Командное поведение может быть изменено в результате изменения их исполнения, а также индивидуального восприятия ролей.
• Проблемно-ориентированный подход (через решение проблем) предполагает организацию заранее спланированных серий встреч с группой специалистов в рамках команды, имеющих общие организационные отношения и цели. Подход включает в себя последовательное развитие процедур решения командных проблем и затем достижение главной командной задачи.
Работа проектной команды:
сложные задачи разбиваются на промежуточные по знаниям, умениям и
квалификации исполнителей;
руководитель и спонсор проекта привлекают к работе отдельных специалистов;
руководитель проводит переговоры о конкретных формах участия специалистов и
организаций в проекте;
руководитель уточняет план и добивается четкого понимания его всеми членами
проектной группы;
крут обязанностей каждого члена команды документируется.
|
|
Причины невыполнения решений:
• недостаточная четкость формулировки решения;
• решение было сформулировано четко и ясно, но плохо уяснено исполнителем;
• решение было четко сформулировано и понято исполнителем, но отсутствовали необходимые условия и средства для его выполнения;
• решение было четко сформулировано, понято исполнителем, имеющим все необходимые средства для его реализации, однако отсутствовало внутреннее согласие исполнителя с данным вариантом решения Возможно, исполнитель имел свой вариант решения проблемы, более эффективный с его точки зрения.
Практическое задание № 12.
ЗАДАНИЕ: На основе практического задания № 10 (11) распишите обязанности участников проекта по созданию Центра обслуживания абонентов {собственного проекта).
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля.
1 Дайте определение проектной команды, перечислите требования к проектной команде.
2. Как оценить эффективность команды проекта.
3. Назовите методы формирования команды проекта.
4 Сформулируйте основную работу проектной команды.
5. Назовите основные характеристики команды.
6 Определите принципы планирования состава команды.
7. Как определяются количественная и качественная оценки потребностей проекта в персонале.
8. Сформулируйте основные критерии эффективности проектной команды.
Тема 10. Организационное моделирование проекта.
Варианты схем управления проектом: 1 «Основная» система.
Руководитель (менеджер) проекта:
юридическое шеи физическое лицо, имеющее лицензию на профессиональное
управление;
состоит в контрактных отношениях только с заказчиком;
не несет финансовой ответственности за принимаемые решения.
обеспечивает координацию и управление ходом разработки и реализации проекта. Преимущество системы —объективность проект-менеджера. Недостаток — ответственность за результаты проекта целиком возлагается на заказчика.
2. Система «расширенного управления».
Руководитель (менеджер) проекта:
юридическое или физическое лицо, имеющее лицензию на профессиональное управление;
|
|
принимает ответственность за проект в пределах фиксированной (сметной) цены; обеспечивает управление и координацию процессов проекта по соглашениям между ееим, заказчиком и участниками проекта;
управляет проектом, координирует поставки и работы по инжинирингу; ответственность возлагается на менеджера проекта в пределах контрастных условий.
Система «под ключ».
[руководитель (менеджер) проекта — проектно-строительная фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с объявленной стоимостью проекта. Функциональное руководство осуществляет среднее руководящее звено.
рекомендует и предоставляет нужных специалистов в нужный момент;
помогает своевременно принять решения, основанные на фактах, изложенных проектной командой.
3 Система «под ключ».
Руководитель (менеджер) проекта — проектно -строите ль пая фирма, с которой заказчик заключает контракт «под ключ» с объявленной стоимостью проекта.
Ответ на тип организационной структуры проекта может дать содержание работ. Удобно проиллюстрировать иерархию подчиненности с помощью организационной схемы. Например:
Ви ц е-пр езид ен т по
опфациям (спонсор,
X |
инвестор)
X
Начал ши котдела кадров |
Директор проектного отдела
Ру ю год итог ь проекта |
Менеджер проектного отдета
L |
Проектная ю манд а
Рисунок 2. Организационная структура отношений в проекте
Рисунок 3. Радиальная диаграмма. Отношения с главным заказчиком (спонсором, инвестором) проекта.
Практическое задание № 13.
ЗАДАНИЕ: На основе [фактического задания № 12 разработайте организационную модель взаимодействия между участниками команды проекта но созданию Центра обслуживания абонентов (или собственного проекта).
Примерные вопросы для контроля и самоконтроля.
1. Опишите ролевую и функциональную структуры команды.
2. Охарактеризуйте организационную структуру проекта.
3. Как определить место проекта в родительской организации?
4 Охарактеризуйте типы организационных структур проекта. Достоинства и
ограничения каждого типа. 5. Сформулируйте критерии выбора оргструктуры проекта. 6 Опишите внутреннюю организацию проекта.
7. Опишите модель управления проектом.
8. Определите ролевую и функциональную структуры команды
9. Сформулируйте правила составления матрицы ответственности 10 Как составить штатно-должностное расписание проекта?
11. Охарактеризуйте коммуникационные схемы проекта.
Тема П. Матрица ответственности. План коммуникаций.
Матрица ответственности - таблица, содержащая перечень работ и ответственных за каждый вид работы (Табл. 9).
Проясняет роли и властные полномочия каждой из сторон, заинтересованных в выполнении проекта. В матрицу могут быть включены люди, не входящие в состав проектной команды.
Этапы работы с матрицей ответственности:
1. Перечислить основные работы проекта.
2. Перечислить группы участников.
3. Закодировать матрицу ответственности.
• О - ответственный исполнитель;
• П - приемка работ, окончательное утверждение;
• К - оказание консультационных услуг, согласование;
• И - исполнитель;
• 3-ознакомлен.
4. Включить матрицу ответственности в правила проекта.
Таблица 9. Матрица ответственности при выполнении проекта организации учебного курса
«Управление проектами»
В ад работы | Руководит | Проектн | Спонсор | Координ | Начальник |
ель | ыи отдел | аторы | отдела кадров | ||
Оснастить | О | П | О | ||
помещения для | |||||
занятий | |||||
Приобрести права на | О | К | п | К | |
использование | |||||
учебных материалов | |||||
Принять на работу | О | к/п | п | о | |
квалифицированных | |||||
преподавателей | |||||
Составить | О | и | И | ||
расписание учебных | |||||
занятий | |||||
Выявить слушателей | о | о | о | ||
курса |
Таблица 10.
План коммуникаций. | ||||
Участники проекта | Какая им нужна информация | Периодичность подачи | Способ подачи | Ответ |
Спонсор | Затраты (в обобщенном виде), расписание проекта, обеспечение качества | Ежемесячно | Письменный отчет и совещание | В течение трех дней |
Проблемы и предлагаемые меры | Еженедельно | Совещание | В течение 1 дня | |
Руководитель проекта | Затраты (в обобщенном виде), расписание проекта, обеспечение качества | Ежемесячно | Письменный отчет и совещание | В течение трех дней |
Проблемы и предлагаемые меры, необходимая помощь | Еженедельно | Совещание | В течение 1 дня | |
Представитель фирмы клиента | Затраты (в обобщенном виде), расписание проекта, обеспечение качества | Ежемесячно | Письменный отчет и совещание | В течение трех дней |
Проблемы и предлагаемые меры, необходимая помощь | Еженедельно | Совещание | В течение 1дня | |
Меры, которые должны быть приняты клиентом | I же не дельно | Совещание | В течение 1 дня | |
Координационная информация, на основе которой клиенты принимают меры | 2 раза в неделю | Совещание | В течение 1дня |
Практическое задание № 14. «Разработка матрицы ответственности проекта».
ЗАДАНИЕ: заполните шаблон матрицы ответственности проекта и план коммуникаций, учитывая разработанную целевую структуру проекта по созданию Центра обслуживания абонентов (задание № 4). Закодируйте матрицу предусмотренным и буквенными обозначениям и, представленным и в теоретической части:
Таблица 11. Матрица ответственности проекта по созданию Центра обслуживания клиентов
Директор по логистике |
Виды работ |
Вице-президе |
Me недже р по обучению |
Куратор Директор |
Гл. инженер |