Практическое задание № 2. Жалованная грамота дворянству, 21 апреля 1785г.// Хрестоматия по истории России

Жалованная грамота дворянству, 21 апреля 1785г.// Хрестоматия по истории России... С.214-217.

Вопросы к тексту:

1. На какие категории можно разделить права дворян?

2. Какие из прав, упоминаемых в документе, дворяне уже имели ранее? Выпишите привилегии дворянства.

3. Какие функции были у Дворянских собраний?

4. Все ли дворяне могли избираться на выборные должности в Дворянском собрании?

5. Какие обязанности были у дворян, судя по документу?

6. Как изменилось положение дворянства после этой грамоты Екатерины II?

Контрольные вопросы к теме:

  1. Что такое Просвещение и просвещенный абсолютизм?
  2. Каковы особенности русского Просвещения?
  3. Каковы особенности сословной политики Екатерины II?
  4. Каково отношение Екатерины II к крепостному праву?
  5. Повлияло ли восстание Е. Пугачева на политику Екатерины II?
  6. Закончилась ли модернизация России к концу XVIII в.?

Методические рекомендации:

Конец XVII в. - конец XVIII в. в Европе – это эпоха Просвещения и просвещенного абсолютизма, связанная с развитием и усилением нового класса – класса буржуазии. Обратите внимание на то, что Просвещение и “просвещенный абсолютизм” суть явления разные, на особенности “просвещенного абсолютизма” в разных странах Европы. Проследите за тем, как идеи Просвещения изменили мировоззрение европейского человека, повлияли на политику монархов, на становление либерализма. Необходимо также выявить связь между идеологией Просвещения, “просвещенным абсолютизмом” и событиями Великой Французской революцией, посмотреть, как изменилась политика европейских монархов после революции во Франции.

В России эпоха Просвещения занимает, в основном, вторую половину XVIII в., а большой вклад в русское Просвещение принадлежит Екатерине II. Ее реформы продолжили модернизацию России. Екатерины II, как и Петр I, брала за образец развитие западноевропейских государств, используя идеологию просветителей в деле преобразования России. Определите особенности русского Просвещения и “просвещенного абсолютизма”, подумайте – какой класс в России был носителем идеологии Просвещения и почему.

При подготовке к занятию следует обратить внимание на двойственность политики Екатерины II: либеральные устремления, ярче всего выразившиеся в её “Наказе”, сочетались с усилением крепостничества и ещё большей централизацией власти в её царствование. С чем, на ваш взгляд, это связано?

Особое внимание нужно обратить на второй период царствования Екатерины II (после крестьянской войны Емельяна Пугачева). В этот период она уже целиком была ориентирована на дворянство, в котором видела опору трона.

На этот период приходятся её основные реформы по усилению аппарата власти на местах и закреплению прав и привилегий дворянства, но в то же время - это период расцвета русской культуры, важный этап в формировании русского национального самосознания. Подумайте – насколько в период царствования Екатерины II России удалось продвинуться по пути модернизации, насколько политика императрицы в этом смысле была успешной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: