Практическое задание № 2

Берг-привилегия, 10 декабря 1709 г., Указ о покупке к заводам деревень, 1721 г., Указ о расширении посевов льна и конопли, 13 декабря 1715 г., Указ об уборке хлеба косами, 11 мая 1721 г.//Хрестоматия по истории России...С.166-169.

Вопросы к текстам:

1. Прочтите тексты и на их основании сделайте заключение об экономической политике Петра I.

2. Определите ее положительные и отрицательные стороны.

Контрольные вопросы к теме:

  1. Что такое модернизация? Когда и где она впервые началась?
  2. Каковы особенности модернизации России?
  3. Причины и предпосылки реформ Петра I?
  4. Как изменилось геополитическое положение России после Северной войны?
  5. Почему Петр I не отменил в России крепостное право?
  6. Зачем Петр I создал в России сословие государственных крестьян?
  7. Насколько реформы Петра I продвинули Россию по пути модернизации?

Методические рекомендации:

Эпоха Нового времени много изменила в историческом развитии Западной Европы - там уже с конца XV века идет процесс модернизации: перехода от аграрного традиционного общества к индустриальному рациональному. Характерные черты традиционного и индустриального обществ можно свести к следующему:

  Черты аграрного общества   Черты индустриального общества
1. Большинство населения живет в деревне и занято в с/х, промышленные товары немногочисленны. 1. Большинство населения живет в городе и занято в промышленности.
2. Эффективность с/х – невелика, излишки – незначительны. Спрос на промышленные изделия – незначителен. 2.Производительность с/х высока. Объем неаграрной продукции превосходит объем аграрного производства.
3. Люди живут мелкими общинами, в которых определяющим является натуральное хозяйство. Рынок играет небольшую роль. Городская жизнь – скорее исключение, чем правило. 3. Происходит урбанизация, господствует крупномасштабное производство, формируются общенациональные и международные рынки.
4. Общественный строй – феодализм, общество – сословное. 4. Общественный строй – капитализм, общество – классовое.
5. Образ правления – традиционный, основан на повседневной практике, традиции, которая считается неприкосновенной и священной. 5. Образ правления имеет рациональную основу – законы.
6. Большая часть населения – неграмотна, знания передаются устно. 6. Большая часть населения – грамотна, знания передаются письменно.
7. Большое значение имеют традиции, общество религиозно. 7. Традиции имеют меньшее значение, общество светское.

Этот процесс в Западной Европе шел естественным образом, практически без вмешательства государства. Он привел к возрастанию экономической мощи западноевропейских государств, они обогнали по экономическому развитию остальной мир и стали создавать колониальные империи, подчиняя себе так или иначе традиционные общества.

В этих условиях отставание в темпах развития могло бы обернуться для России потерей самостоятельности. Поэтому Россия эпохи Петра I вынуждена была пойти по пути “ догоняющего развития” – вступить на путь модернизации, не имея для этого достаточных предпосылок. Эталоном на этом пути становятся западноевропейские модели развития. Естественно, модернизация в России протекала не естественным образом, а под контролем государства.

Ваша задача заключается в том, чтобы, проанализировав все реформы Петра I и его внешнюю политику, понять, как далеко он продвинулся по пути модернизации, что ему удалось изменить в традиционном обществе России, а что – нет.

При изучении второго вопроса необходимо обратить внимание на предпосылки Петровских преобразований, которые сложились во время Алексея Михайловича и предшественников Петра I. Ещё раз следует вспомнить о прекращении созывов Земских соборов, падении значения Боярской Думы, церкви, что привело к усилению власти монарха.

Таким образом, путь к абсолютизму был открыт ещё предшественниками Петра I, а сам абсолютизм и крепостное право стали предпосылками модернизации России. Подумайте, в чем заключалась опасность такого положения вещей.

Далее следует рассмотреть концепцию внешней политики Петра I, историю Северной войны, т.к. во многом именно война подтолкнула Петра I к внутренним преобразованиям. Хотя нужно осторожно отнестись к утверждению В.О. Ключевского о бесплановости преобразований Петра I, вызванных, по его мнению, только военной необходимостью. Здесь следует учесть точки зрения и других историков (например, С.М. Соловьева) на эту проблему.

При рассмотрении внутренних реформ Петра I следует не только проанализировать его финансовую, административную, церковную и другие реформы, но и представлять себе, что все эти реформы объединяет идея рационализации общества. Так как наиболее глубоко она проявились в организации управления государством, то административные реформы необходимо рассмотреть более подробно.

Особое внимание следует обратить на положение сословий при Петре I, оценить положение дворянства.

Подумайте, какие черты традиционного общества в России укрепились в период царствования Петра I, мог ли Петр I отменить крепостное право в России.

При анализе историографических концепций Петровских преобразований необходимо понимать, что споры о них ещё не закончены. Исследователи делятся, по крайней мере, на две большие группы: тех, кто положительно оценивает преобразования Петра I (одним из первых дал восторженную характеристику реформ Петра I С.М. Соловьев); и тех, кто весьма сдержанно смотрит на его реформы, видит в них больше отрицательных сторон, чем положительных. Например, Е.В. Анисимов считает время Петра I - временем основания тоталитарного государства, внедрения в массовое сознание культа сильной личности, военизации гражданской жизни и сознания, оформления стереотипов имперского мышления. Он считает реформы Петра I при всей их внешней революционности консервативными по сути, укрепляющими традиционное общество в России. Подумайте, кто из историков более доказателен, сформулируйте собственное мнение по данному вопросу.

В целом, Петровские преобразования положили начало серии радикальных реформ, проводимых государством сверху и направленных на модернизацию российского общества. Они ещё более усилили роль государства в жизни страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: