Раздел 7. Россия во второй половине XIX в.: особенности модернизации

Основные вопросы:

1. Основные тенденции мирового развития во второй половине XIX века. Вторая промышленная революция и ее значение.

2. Реформы 60-70-х гг. XIX века и их сущность.

3. Соотношение экономических и политических реформ в правительственной политике Александра III.

4. С.Ю.Витте и его программа модернизации страны.

5. Общественное движение в России во второй половине XIX века.

Литература:

1. Хрестоматия по истории России... С.292-340.

2. Боханов А. Император Александр III. М., 2007.

2. Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М.,1984.

3. Зайончковский П.А. Отмена крепостного права в России. М., 1968. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.historichka.ru/materials/zaionchkovskii/

4. Крестьянская реформа 1861 года в России / Составитель, автор предисловия и вступительной статьи В.А. Томсинов. М., 2012.

5. Миронов Б.Н. Благосостояние населения и революции в имперской России. XVIII - начало XX века. М., 2010.

6. Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи (XVIII - начало XX в.) Генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. В 2 –х томах. СПб., 2003.

7. Тот Ю.В.Реформа уездной полиции в правительственной политике России в XIX веке. СПб., 2002.

Практическое задание №1.

Из манифеста 19 февраля 1861 г. “О Всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей”// Хрестоматия по истории России...С. 292-294.

Вопросы к тексту:

1. Кто в манифесте объявляется инициатором освобождения крестьян?

2. Что крестьяне выкупают: личную свободу или землю?

3. Какие крестьяне называются временнообязанными?

4. Когда прекращается временнообязанное состояние крестьян?

5. Каковы функции губернского по крестьянским делам присутствия, мировых посредников?

6. Каковы, на Ваш взгляд, достоинства и недостатки Манифеста?

Практическое задание № 2.

Положение о губернских и уездных земских учреждениях // Хрестоматия по истории России...С. 297-299.

Вопросы к тексту:

1. Нарисуйте схему устройства земских учреждений.

2. Каковы функции земств?

3. Существовал ли контроль со стороны власти за земскими учреждениями?

4. Все ли категории населения России имели право выбирать и быть избранными в земские учреждения?

5. С какой целью были созданы в России земства?

6. Какие последствия имело учреждение земств в России?

7. В какое еще время функционировали в России органы местного самоуправления?

8. Почему власть опасалась земства и с момента их возникновения пыталась ограничить их полномочия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: