Практическое задание № 4. Из записок Л.А. Тихомирова о практике терроризма в народническом движении конца 70-х начала 80-х годов XIX в

Из записок Л.А. Тихомирова о практике терроризма в народническом движении конца 70-х начала 80-х годов XIX в. // Хрестоматия по истории России... С.322.

Вопросы к тексту:

1. Как Л.А. Тихомиров определяет цель и задачи терроризма?

2. Почему Л.А. Тихомиров называет терроризм «партизанской войной»?

3. Почему, с его точки зрения, народники прибегли к такому методу борьбы?

Практическое задание № 5.

Из воспоминаний В.П. Мещерского о процессе над В. Засулич // Хрестоматия по истории России... С.312-313.

Вопросы к тексту:

1. Как В.П. Мещерский оценивает оправдание В. Засулич?

2. Почему, с точки зрения В.П. Мещерского, суд оправдал В. Засулич?

3. Как он оценивает действия власти в ходе процесса над В. Засулич?

4. Оказало ли влияние общественное мнение на ход процесса?

Практическое задание № 6.

Из положения о земских участковых начальниках//Хрестоматия по истории России... С.309-311.

Вопросы к тексту:

  1. Кто мог быть назначен на должность земского участкового начальника?
  2. Какие функции принадлежали земскому участковому начальнику?
  3. Какие наказания мог налагать земский участковый начальник?
  4. В чем смысл учреждения данного института?

Контрольные вопросы к теме:

  1. Причины и предпосылки реформ 1860-1870-х гг.?
  2. В чем заключались особенности подготовки реформ 1860-1870-х гг.?
  3. Какие изменения произошли в сословном строе России в пореформенное время?
  4. Как реформы 1860-1870-х гг. повлияли на развитие в России капитализма, гражданского общества?
  5. В чем Вы видите причину появления народнического движения?
  6. Почему Александр III решил ограничить реформы Александра II?
  7. Можно ли считать правительственную политику Александра III консервативной?
  8. Закончилась ли модернизация России к концу XIX в.?

Методические рекомендации:

Вторую половину XIX в. в развитии Западной Европы можно разделить на два периода. Первый период: 1848-1870 гг. В это время, несмотря на поражение буржуазной революции 1848 года, европейские правительства пытались решить те задачи, которые выдвинула революция (проведение буржуазных реформ, объединение Германии и др.). Второй период: 1870-1914 гг. В это время произошли фундаментальные изменения, которые заложили основы современного западного общества. Они были связаны со Второй промышленной революцией.

При подготовке к семинару по этой теме следует не только усвоить суть происходящих в мире изменений, но и проследить, как они отразились на состоянии экономики, политики, внешней политики европейских стран и России. Особое внимание нужно уделить США, которые после Гражданской войны стали оказывать значительное влияние на мировую историю.

В 1855 г. Россия вступает в качественно новый этап своего развития. Ряд причин, и, прежде всего, поражение в Крымской войне, заставило правительство пойти на реформы. На короткий промежуток времени общество и власть забыли старую вражду и стали вместе в атмосфере гласности готовить программу преобразований (преодоление экономической отсталости, укрепление правопорядка, создание системы местного самоуправления).

При подготовке к семинару следует обратить внимание на то, что стержень этого занятия - сопоставление эпох Александра II и Александра III. Необходимо не только изучить фактический материал, связанный с подготовкой реформ Александра II, их реализацией, содержанием внутриполитического курса Александра III, но и ответить на вопросы: в чем причина отступления от курса реформ в политике Александра III, как сочетались реформаторство и консервативные устремления во внутриполитическом курсе русского самодержавия во второй половине XIX века.

При этом нужно помнить, что картина внутренней жизни империи была далеко не однозначной. В окружении Александра II и Александра III действовали одновременно как консервативные, и даже реакционные, так и либеральные силы.

Либеральная бюрократия времени Александра II, подготовившая модернизацию общества, в конечном итоге, сохранила сильную власть самодержавия. Феодальная же природа этой власти диктовала необходимость опоры на консервативные круги. Таким образом, непоследовательность реформ Александра II была заложены в самом характере самодержавной власти, вынужденной проводить буржуазные реформы.

Все это сказалось и в политике Александра III, в которой преобладают консервативные черты. Однако и Александр III не мог обойтись без либеральных лидеров (Н.Х. Бунге, И.А. Вышнеградский, С.Ю. Витте). В его политическом курсе сочетались, как попытки приостановить действия реформ (консервация общинных порядков в деревне, ограничение прав земств) так и продолжение курса модернизации, прежде всего, в промышленности.

Особое внимание при подготовке к занятию следует обратить на оживление общественной жизни пореформенной России, на формирование гражданского общества. В этот период возникает земский либерализм, на базе которого сложатся впоследствии буржуазно-либеральные партии (кадеты и октябристы), народнические организации, русский марксизм. Все эти силы составили оппозицию самодержавию. Эпоха сотрудничества с властью сменяется эпохой неприятия абсолютизма и борьбы с ним.

После изучения материалов семинарского занятия – ответьте на вопрос: как далеко продвинулась Россия по пути модернизации к концу XIX в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: