Вопросы к итоговому занятию по разделу «Гигиена и экология»

1. Предмет, содержание и задачи гигиены, связь с другими дисциплинами.

2. Взаимодействие организма и окружающей среды. Влияние социальных и природных факторов на здоровье населения.

3. Характеристика содержания основных разделов гигиенической науки и основных методов исследований, применяемых в гигиене.

4. Понятие температурно-влажностного режима, факторы, его формирующие.

5. Влияние на организм температурно-влажностного режима. Физиологические механизмы, обеспечивающие тепловую стабильность организма.

6. Показатели температурного режима в помещении, методика их определения.

7. Влажность воздуха, методика определения относительной влажности воздуха.

8. Гигиеническое значение подвижности воздуха.

9. Методы и приборы для определения показателей температурно-влажностного режима и подвижности воздуха (термометры, термограф, психрометр, гигрограф, кататермометр, анемометры).

10. Физиолого-гигиеническое значение естественного освещения.

11. Гигиеническое значение солнечной радиации.

12. Виды естественного освещения.

13. Факторы, влияющие на условия естественного освещения, их гигиеническая оценка.

14. Гигиенические требования, отражающие количественные и качественные характеристики естественного освещения.

15. Гигиеническое нормирование и методика оценки естественного освещения.

16. Инсоляционный режим помещений, показатели его оценки.

17. Организация рационального освещения полей зрения при естественном освещении.

18. Физиолого-гигиеническое значение искусственного освещения.

19. Факторы, влияющие на условия искусственного освещения, их гигиеническая оценка.

20. Виды и системы искусственного освещения, их сравнительная гигиеническая оценка.

21. Гигиеническая оценка различных типов осветительной арматуры.

22. Гигиенические требования, отражающие количественные и качественные характеристики искусственного освещения.

23. Гигиеническое нормирование и методика оценки искусственного освещения.

24. Организация рационального освещения полей зрения.

25. Физиолого-гигиеническое значение воды.

26. Роль воды в распространении инфекционных и неинфекционных заболеваний.

27. Факторы, которые влияют на качество воды (вид источника водоснабжения, характер загрязнения водоема, самоочищающая способность водоисточника, геохимические особенности местности, эпидемиологическая обстановка).

28. Гигиеническое значение органолептических показателей качества воды. Методики их определения.

29. Значение бактериологических показателей для оценки качества воды.

30. Химические показатели загрязнения воды.

31. Показатели солевого состава воды, их гигиеническое значение.

32. Требования к качеству питьвой воды при централизованном и децентрализванном водоснабжении.

33. Методы улучшения качества воды (очистка (осветление и обесцвечивание), обеззараживание, специальные методы обработки).

34. Источники поступления фтора в организм человека, их сравнительная гигиеническая характеристика. Уровень оптимального поступления фтора в организм.

35. Понятие о биогеохимических провинциях (естественных, искусственных). Содержание фтора в воде различных водоисточников.

36. Влияние на организм избыточного и недостаточного содержания фтора в воде, оценка тяжести поражения флюорозом и распространенности кариеса.

37. Обоснование оптимального содержания фтора в питьевой воде.

38. Профилактика эндемического флюороза и кариеса, оценка противокариозного действия фтора.

39. Понятие о рациональном питании, требования к рациону питания.

40. Гигиенические требования к построению пищевого рациона человека (к сбалансованости и адекватности питания).

41. Режим питания, его гигиеническое значение. Требования к режиму питания различных групп населения.

42. Принципы физиологического нормирования питания.

43. Методы изучения и оценки адекватности питания населения.

44. Методика составления меню-раскладки и расчета по ней калорийности и содержания основных нутриентов (пищевых веществ).

45. Оценка количественного и качественного состава пищевого рациона в соответствии с суточными энерготратами.

46. Значение витаминов для организма.

47. Потребность организма человека в витаминах, факторы, влияющие на потребность организма в витаминах.

48. Понятие витаминной обеспеченности организма человека. Методы определения и оценки С-витаминной обеспеченности организма.

49. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы, причины их возникновения, меры профилактики.

50. Источники поступления витаминов в организм.

51. Методы определения витамина С в настоях. Принцип метода Тильманса.

52. Меры оптимизации поступления витамина С в организм.

53. Понятие о пищевых отравлениях, их классификация.

54. Пищевые отравления бактериальной природы – токсикоинфекции и токсикозы, принципиальная разница между ними, условия, необходимые для их возникновения.

55. Пищевые токсикоинфекции, возбудители, источники и пути поступления их в пищевые продукты.

56. Пищевые бактериальные токсикозы (ботулизм, стафилококковые интоксикации), источники и пути поступления возбудителей в продукты питания.

57. Роль аэрогенных и гнойничковых заболеваний работников пищеблока в возникновении пищевых стафилококковых отравлений.

58. Профилактика пищевых отравлений бактериальной природы.

59. Микотоксикозы и их профилактика.

60. Пищевые отравления немикробной природы, значение пищевых цепочек в поступлении токсических веществ из различных объектов окружающей среды в организм человека.

61. Система мер профилактики пищевых отравлений немикробной природы.

62. Этапы расследования пищевых отравлений, их содержание и порядок оформления медицинской документации.

63. Гигиеническая характеристика основных методов медицинского применения источников ионизирующей радиации в стоматологии.

64. Гигиеническая характеристика закрытых и открытых источников ионизирующих излучений.

65. Понятие о радиационной безопасности, ее принципах. Критерии оценки радиационной безопасности (НРБУ-97). Понятие о пределе дозы, допустимых и контрольных уровнях.

66. Принципы защиты при работах с закрытыми и открытыми источниками ионизирующих излучений.

67. Организационно-законодательные, технологические, инженерно-технические, планировочные, санитарно-гигиенические мероприятия обеспечения радиационной безопасности при работах с закрытыми и открытыми источниками ионизирующих излучений.

68. Индивидуальные меры и средства защиты от ионизирующих излучений.

69. Цели, методы и средства радиационного контроля при работах с источниками ионизирующих излучений.

70. Задачи и организация медицинского контроля при работах с источниками ионизирующих излучений.

71. Участие врача в выборе участка для размещения лечебно-профилактических учреждений.

72. Гигиенические требования к земельному участку и размещению больницы в плане населённого пункта. Методика гигиенической оценки ситуационного плана.

73. Порядок рассмотрения генерального плана.

74. Функциональное зонирование территории лечебных учреждений.

75. Гигиенические требования к набору помещений и их взаимному расположению в терапевтическом, хирургическом, инфекционном и детском отделениях многопрофильной больницы.

76. Требования к площади, микроклимату, освещению, газовому составу воздуха, микробной обсемененности помещений длительного пребывания больных (палата общего типа, бокс, полубокс, боксированная палата).

77. Основные требования к графикам движения больных, персонала, лекарственных средств, имущества на территории и в отделениях лечебного учреждения.

78. Гигиенические требования к размещению, набору помещений и оборудованию стоматологических поликлиник, кабинетов, отделений.

79. Требования к санитарному режиму помещений стоматологических учреждений.

80. Гигиеническая оценка трудовой деятельности врача-стоматолога и зубных техников и факторов труда, определяющих условия труда.

81. Система мер профилактики внутрибольничных инфекций.

82. Производственные вредности и профессиональные заболевания медперсонала стоматологических отделений и поликлиник.

83. Профилактика профессиональной патологии врачей-стоматологов и зубных техников.

84. Понятие о производственном шуме и вибрации, показатели, их характеризующие. Гигиеническая характеристика производственного шума и вибрации.

85. Специфическое и неспецифическое влияние шума и вибрации на организм человека. Шумовая и вибрационная патология.

86. Принципы гигиенической оценки производственного шума и вибрации.

87. Меры профилактики профессиональной нейросенсорной тугоухости и вибрационной болезни.

88. Здоровье школьника как социально-биологическая категория.

89. Факторы, влияющие на уровень здоровья детей и подростков (положительные и отрицательные).

90. Критерии распределения школьников по группам здоровья.

91. Понятие о физическом развитии школьников. Критерии определения гармоничности физического развития школьников по шкалам регрессии.

92. Понятие о биологическом возрасте. Критерии определения. Гигиеническое значение.

93. Понятие о «школьной зрелости». Критерии определения. Гигиеническое значение.

94. Методика определения группы здоровья школьника. Прикладное значение. Группы физического воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: