Системные свойства организации

С точки зрения системного подхода организацию можно определить, как систему, состоящую из подсистем (или элементов), предназначенную для выполнения функций и достижения поставленной цели (целей) [3].

В общем случае в системе выделяется четыре подсистемы (см. рис. 7): управляемая, управляющая, обеспечивающая и целевая.

Целевая подсистема выполняет функции ресурсосбережения, повышение качества выпускаемой продукции, развитие производства, расширение рынков сбыта.

Обеспечивающая подсистема выполняет функции: методического, ресурсного, информационного обеспечения.

Внешнее окружение

Рис. 7. Основные подсистемы организации

Системный подход – одна из основополагающих концепций теории организации и современного менеджмента. Она заключается в изучении свойств любой организации как системы – единого целого, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимозависящих элементов.

Причиной появления организации является исходная потребность существования системы или, как говорят, наличие причинного системообразующего фактора.

Системообразующий фактор – ожидаемый эффект (полезный результат), определяющий структуру, особенности и принципы функционирования любой организации [4].

Системный подход в теории организации базируется на следующих принципах:

1. Исследуемая организационная система рассматривается как часть (подсистема) более общей системы.

2. Большая система (надсистема) по отношению к исследуемой системе рассматривается в качестве внешней среды.

3. Исследуемая система представляется совокупностью взаимосвязанных подсистем (элементов).

4. Организационная система имеет особые свойства, которые могут отсутствовать у образующих ее элементов.

5. Системный подход также позволяет рассматривать организацию как открытую систему, которая активно взаимодействует с внешней средой (надсистемой).

Модель такой организации представлена на рис. 8.

Рис. 8. Структура открытой системы

Под полезными воздействиями b(t) следует понимать все внешние воздействия, необходимые для выполнения поставленной цели (поставки энергии, материалов, финансов, рабочей силы, информации и т.д.).

Возмущающие воздействия w(t) внешнего окружения неподконтрольные менеджменту организации (колебания на рынке, форс-мажорные обстоятельства, случайные явления в природе и обществе и др.).

Выходы системы y(t) это производимая продукция, услуги, социальная ответственность и т.п.

Сравнение свойств открытых систем со свойствами различных организаций позволяет сказать, что теория систем является важнейшим инструментом исследования организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: