Философские и социологические взгляды

Русских просветителей второй половины 18в.

В трудах просветителей подвергались острой критике многие стороны тогдашней феодально – крепостнической действительности. Мечтая о социальных преобразованиях в России, они главные надежды возлагали на просвещение, на гуманизм дворянства и «философа на троне». Они аппелировали к разуму правящего класса, призывая разработать «хорошее законодательство», установить «разумное правление», соблюдать добродетель, человеколюбие, справедливость и т. п. Они мечтали о просвещенном государе, который взялся бы осуществить просветительские идеи. Назначение философии Дмитрий Сергеевич Аничков, Семен Ефимович Десницкий, Иван Андреевич Третьяков, Яков Павлович Козельский, Пафнутий Сергеевич Батурин видели в том, чтобы она была самостоятельной наукой, «наукой наук», которая дает «одни только генеральные познания о вещах и делах человеческих» (Я. П. Козельский. Избранные произведения. М., 1952, с.428.). Философские воззрения Козельского, Батурина, Аничкова и некоторых других просветителей на природу и ее законы, на человека и человеческое знание были в основном материалистическими, хотя нередко облекались в форму деизма. Некоторые признавали бессмертие души. Природа, выйдя из рук творца, развивается по своим собственным законам. Они признавали гелиоцентрическую теорию, идеи о бесчисленном множестве миров во Вселенной, атомическую теорию строения вещества, закон сохранения вещества. Некоторые просветители(Козельский, Аничков и др.) ставили под сомнение телеологическое учение Лейбница о предустановленной гармонии и отрицали вольфианское идеалистическое учение о «совершенстве мира», принципы «нравоучительной философии». Они доказывали, что в мире все происходит сообразно естественным законам, вытекающей из взаимной связи вещей. В своих произведениях Аничков, Козельский, Батурин решали с позиций сенсуализма вопросы познания. Отвергая теорию Декарта и Лейбница о врожденных идеях, они считали главным источником познания чувства. «Чувства наши, - заявлял Аничков, - по справедливости почитаются вратами, через которые виды, от внешних вещей отвлеченные, входят в нашу душу, откуда потом происходит всякое познание». (Там же, с. 143). Аничков и Козельский отмечали три ступени человеческого познания: а) чувственное восприятие, б) выработку душой понятия о воспринятом предмете и в) рассуждения. Чувства, воображения, отвлечения могут и вводить в заблуждение. Чтобы избежать этого, надо обращаться к опыту, наблюдениям, отличать фантазию и вымысел от действительности.

В анонимных произведениях «Зерцало безбожия» и «О мире, начале его и древности» появление религиозных верований объяснялось невежеством первобытных людей, их страхом перед грозными и непонятными силами природы. Просветители выступали против вмешательства церкви в дела в дела науки, школы, светской власти. В «Зерцале безбожия», а также в произведении «О мире, начале его и древности прямо отвергались учение церкви о сотворении мира Богом и божественное провидение, высмеивалось учение богословов о божественных атрибутах, отрицалось бытие Бога и утверждалось, что мир существует вечно, сам по себе, он развивается по своим законам.

В своих трудах просветители ставили вопрос о естественном праве и общественном договоре. Поленов, Фонвизин, Новиков и др. делали из теории естественного права антифеодальные выводы, выступали в защиту крепостных, ратовали за просвещение народа, за разумное законодательство. Просветители считали, что человечество прошло четыре стадии развития: звероловства и сбора готовых продуктов природы, скотоводческая, земледельческая, коммерческая. Частная собственность существовала не вечно, вначале она появилась на движимое, а затем и на недвижимое имущество. Те, кто сосредотачивал богатство в своих руках, становились затем правителями. Частную собственность просветители считали священной и неприкосновенной. Десницкий, исследуя вопрос о происхождении семьи, отмечал, что единобрачие существовало не вечно, ибо на самых ранних стадиях господствовали групповые брачные отношения, которые сменились многоженством, а многоженство на более поздней стадии – парным браком. Появление «единобрачного супружества» мыслитель объясняет не физиологическими причинами, а возраставшими хозяйственными потребностями. Третьяков объяснял наличие в обществе богатых и бедных существованием частной собственности и разделением труда.

Самобытным украинским мыслителем в 18в. был Григорий Савич Сковорода. Сковорода отрицательно относился к крепостническим порядкам, горячо сочувствовал угнетенному народу, прославлял труд, осуждал праздность и мораль господствующих классов, призывал к просвещению, нравственному самосовершенствованию, высказывался за совместные действия украинского народа с русским («Наркисс», «дружеский разговор о душевном мире», «Израильский змий»). Сковорода был дуалистом. Он признавал объективный характер природы и ее законов, наличие бесконечного множества миров во Вселенной, был сторонником гелиоцентрической теории Коперника. Сковорода верил в безграничную возможность познания мира, критиковал средневековую схоластику и некоторые стороны официальной религии. Вместе с тем он признавал Бога в качестве творца мира, отождествляя его иногда с природой, говори о «духовной натуре» как о проявлении божественной сущности. Окружающий мир он делил на «обитательный мир» - мир человека и «мир символический» («тайнообразный», или библейский).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: