Философия русского зарубежья

В эмиграции возникло особое философское направление, получившее название философия русского зарубежья. Его представителями были Павел Сергеевич Мережковский, Бердяев, Лев Исаакович Шестов, Питирим Александрович Сорокин. Мережковский разрабатывал проблемы отношений человека и Бога. По нему, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: языческий; приобщения к христианству; полной внутренней гармонии человека, слияния с христианством. Идеал человека у мыслителя – христианин, гармоничная и добродетельная личность, живущая с такими же личностями в религиозном безгосударственном объединении. Философия Л. Шестова близка к экзистенциализму, ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Человек и его жизнь уникальны, не зависят от внешних обстоятельств. Человек имеет право добиваться своих прав и интересов, «герой» же имеет право противопоставлять себя обществу. Главными темами философии П. Сорокина были проблемы человека и общества, теории стратификации и социальной мобильности. Стратификация – разделение общества на социальные группы (по уровню дохода, профессии, национальности, влиянию) – страты. Важнейшим условием устойчивости общества является социальная мобильность населения – возможность перехода из одной страты в другую. История, по Сорокину, есть процесс смены ценностей. Историческая действительность есть иерархия в разной мере интегрированных культурных и социальных систем, ценностей, «чистых культурных систем», носителями которых являются индивиды и институты. Исторический процесс есть циклическая флуктуация типов культур – специфических целостностей, имеющая в основе ряд главных философских посылок (представление о реальности, методах ее познания). Он выделяет три основных типа культуры: чувственный (sensate) – в нем преобладает непосредственное, чувственное восприятие действительности; идеациональный (ideational), в котором преобладает рациональное мышление; идеалистический (idealistic) – здесь господствует интуитивный вид познания. Каждая система «истин» воплощается в праве, искусстве, философии, науке, религии и структуре общественных отношений, радикальное преобразование и смена которых происходят в результате войн, кризисов, революций. Кризис современной «чувственной» культуры, по мнению философа, и большая угроза для человечества в проявляется в развитии материализма, росте бездуховности, в неограниченном развитии науки и техники, не сдерживаемых нравственными императивами. Он видел выход из создавшегося положения в будущей победе религиозной «идеалистической» культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: