Бытие и материя

Бытие. Основные формы бытия.

Бытие – фундаментальная категория философии, фиксирующая основу существования, существование как таковое. Проблемы бытия изучает онтология. Это центральные, главные проблемы философии. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь интересовалась онтологической проблематикой. Современное понимание категории «бытие» включает в себя:

- окружающий мир, предметы, явления реально существуют;

- окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

- материя и дух – единые, но, в тоже время противоположные сущности, реально существуют.

Бытие – это реально существующая, стабильная, самостоятельная субстанция, включающая в себя все сущее. Субстанция – самостоятельная сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя, первооснова всего существующего.

По проблеме субстанции в философии существуют три основных подхода:

- монистический (монизм) – считает, что существует только одна первооснова (материя либо дух);

- дуалистический (дуализм) – считает, что существуют две равнозначные первоосновы (дух и материя);

- плюралистический (плюрализм) – считает, что существует множество субстанций.

В бытии принято выделять реальное бытие (то, что существует на самом деле) и потенциальное бытие (то, что может существовать в будущем).

Основными формами бытия являются:

- материальное бытие – существование материальных тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

- идеальное бытие – существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

- человеческое бытие – существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

- социальное бытие – бытие человека в обществе и самого общества.

Можно также выделить два типа бытия – объективное (существующее независимо от воли и желания людей) и субъективное (восприятие бытия субъектом, бытие сознания). По другому их называют ноуменальным и феноменальным бытием.

С категорией бытия тесно связана категория «небытие» - отсутствие существования. Предметы, явления окружающего мира могут находиться как в бытии (быть в наличии), так и в небытии (не существовать, исчезнуть). Бытие включает в себя в качестве момента небытие конкретных явлений, предметов, состояний. Бытие вечно (существование как таковое не может исчезнуть), абсолютно, небытие же – относительно.

Основными уровнями бытия являются:

- бытие неорганической природы (космоса, природных объектов и процессов, физических и химических закономерностей и т. п.);

- бытие живой природы (отдельных организмов, групп, отрядов, семейств, биогеоценозов, биосферы в целом);

- бытие человека и общества.

С категорией бытия (как и с категорией материи) связана проблема единства мира.

Подходы к понятию (категории) "материя".

Материя (от лат. materia – вещество) – одна из основополагающих философских категорий, фиксирующая объективные, предметные аспекты бытия. В философском знании сформировались следующие основные подходы к пониманию категории «материя»:

- материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы – дух, человек, общество – порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

- объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение (объективация) независимого от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

- субъективно-идеалистический подход - материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт (феномен – кажущееся явление, «галлюцинация») субъективного (существующего только в виде сознания человека) духа;

- позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

Принципиально новый подход к пониманию материи дает диалектический материализм, наиболее адекватно выраженный в ленинском определении материи: «…философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них». (В. И. Ленин. Материализм и эмпириокритицизм.) Из данного определения материи следует:

- понятие «материя» - это философская абстракция, обобщающая все многообразие материальных процессов, предметов и явлений действительности с точки зрения их основного свойства – быть объективной реальностью, т. е. существовать независимо от чувств, воли и желания людей;

- такое понимание материи придает ей свойство неисчерпаемости, проявляющейся в многообразных формах, процессах, явлениях;

- материя, с точки зрения данного подхода, несотворима и неуничтожима, вечна;

- она находится в постоянном движении, изменении, развитии;

- данное понимание материи лежит в основе диалектико-материалистического решения вопроса единства мира: «в мире нет ничего, кроме движущейся материи, которая существует в пространстве в пространстве и во времени» (там же) – т. е. весь мир представляет собой различные модификации материи, либо ее свойств.

Развитие пр е дставлений о материи. Уровни организации материи.

Материя (от лат. materia – вещество) – одна из основополагающих философских категорий, фиксирующая объективные, предметные аспекты бытия. В истории философии существовали различные представления о материи. Можно выделить четыре основных понимания материи, отождествляющие ее с субстанцией: субстративное, атрибутивное, субстративно - атрибутивное, абстрактно-философское. Субстративное понимание материи отождествляет ее с первовеществом, первоосновой всего сущего. В русле данного понимания выделяются понимания материи-субстанции как: воды – основы всех вещей (Фалес); огня – основы всего сущего (Гераклит); «апейрона» - бесконечно неопределенной субстанции, а не какого-то конкретного вещества (Анаксимандр); воздуха – первоосновы, из которой путем сгущения и разряжения получаются все вещи; атомов – бесконечно малых, неделимых частиц, из которых состоят все вещи. Атрибутивное понимание материи отождествляет ее со свойствами макротел: протяженностью, высотой шириной, массой и т. д.Субстративно – атрибутивное понимание материи соединяет в себе два вышеуказанных понимания: под материей понимаются макротела, состоящие из мельчайших частиц или первовещества. Новое понимание материи был обусловлен фундаментальной революцией в естествознании конца 19 – начала 20 вв., радикально меняющей представления человека о мироздании и его устройстве. Появилась знаменитая фраза: «Материя исчезла!», подхваченная появившемся философским направлением – эмпириокритицизмом. Эмпириокритицизм субъективно-идеалистически трактовал окружающую реальность, по-существу, отказывая материи в праве на существование. В ходе ленинской критики данного понимания материи, рождается ее определение как объективной реальности, существующей независимо от наших представлений о ней. Данная концепция трактует материю как бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя включает в себя не только все непосредственно наблюдаемые объекты и тела природы, но и все те, которые в принципе могут быть познаны в будущем, на основе совершенствования средств познания.

Современные естественнонаучные представления о структуре материи базируется на следующих представлениях: каждое материальное образование, отдельная вещь представляет собой единство вещества и поля. Главное отличие вещества от поля заключается в том, что вещество обладает массой покоя, механической массой, тогда как электромагнитное гравитационное и другие поля, а также нейтрино массой покоя не обладают. Вещество относительно не проницаемое, скорость движения частиц вещества всегда ниже скорости света, в веществе – значительная концентрация массы и энергии. Поле не имеет массы покоя, легко проницаемо, обладает волновой природой, характеризуется слабой концентрацией массы и энергии, а также скоростью света. Вещество и поле могут взаимно превращаться в друг друга. Вещество как один из важнейших видов материи состоит из молекул и может находиться в пяти различных состояниях: твёрдом, жидком, газообразном, плазменном и нейтронном. Молекулы состоят из атомов, атомы, в свою очередь, состоят из ядра и вращающихся вокруг него электронов. Стабильность ядра поддерживается за счёт быстрого обмена между электронами p-<57>=0<8. -;5:B@>=K 45@60BAO =0 A2>8E >@18B0E, 1;03>40@O?@8BO65=8N?@>B82>?>;>6=KE 70@O4>2 M;5:B@>=0 8?@>B>=0, B0:65 70 AGQB A2>5>1@07=>3> >1<5=0 A O4@>< D>B>=0<8. _064>9 M;5<5=B0@=>9 G0AB8F5 A>>B25BAB2C5B 0=B8G0AB8F0: M;5:B@>=C _?>78B@>=, =59B@>=C _ 0=B8=59B@>= 8 B.?. _ =0AB>OI55 2@5<O 8725AB=> 1>;55 300 M;5<5=B0@=KE G0AB8F, 2:;NG0O 0=B8G0AB8FK, 1>;55 107 E8<8G5A:8E 25I5AB2,:>B>@K5 @07;8G0NBAO?> A2>8< A2>9AB20< 8 A>AB02;ONB 2AQ <=>3>>1@0785 8725AB=>9 =0< <0B5@80;L=>9 459AB28B5;L=>AB8. _7 E8<8G5A:8E M;5<5=B>2 A>AB>OB 2A5 25I5AB20.

Элементами структуры материи являются: неживая природа, живая природа, социум (общество). Уровнями неживой природы являются: субмикроэлементарный (кварки, глюоны, суперструны – мельчайшие единицы материи, меньшие, чем атом); ядерный (ядро атома); атомарный (атомы); молекулярный (молекулы); уровень единичных вещей; уровень макротел; уровень планет; уровень планетных систем; уровень галактик; уровень систем галактик; уровень метагалактик; уровень Вселенной, мира в целом.

К уровням живой природы относятся: доклеточный (ДНК, РНК, белки); клеточный (клетка); уровень многоклеточных организмов; уровень видов; уровень популяций; биоценозы; уровень биосферы в целом.

У уровням социума относятся: индивид; семья; группа; коллективы разных уровней; социальные группы(классы, страты); этносы; нации; расы; отдельные общества; государства; союзы государств; человечество в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: