Естественно-научная философия. Советская философия

Естественно-научная философия была представлена в творчестве ученых-естествоиспытателей: Ивана Михайловича Сеченова, Дмитрия Ивановича Менделеева, Клима Аркадьевича Тимирязева Ильи Ильича, Мечникова Николая Осиповича, Ковалевского. Ее основными направлениями были материалистическое и социально-политическое.

Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук – биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строения атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели изучали механизмы познания, были сторонниками материалистического понимания сознания.

Представители социально-политического направления (Мечников, Ковалевский) рассматривали общество как единое целое, имеющее многофакторную природу. Они изучали факторы, воздействующие на общество (географические, климатические, экономические т. д.). Развитие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

Начиная с 20-х гг. и вплоть до начала 90-х гг. 20 в. легальная русская философия (как и вся философия СССР) развивалась, главным образом, как советская философия. В целом советская философия имела ярко выраженный материалистический характер и развивалась в рамках марксистской философии (диалектического и исторического материализма). Большое влияние на советскую философию оказало творчество В. И, Ленина, который пытался развить учение марксизма применительно к условиям России. Можно выделить три этапа развития советской философии:

-1917 – 30-е гг. – время дискуссий при давлении марксизма-ленинизма;

- 30 – 50-е гг. – период идеологизации философии, ее обслуживание официальной власти; определяющее влияние на нее позиции И. В. Сталина;

- 50 – 80-е гг. – возрождения самостоятельности советской философии.

Основными направлениями советской философии 60 – 80-х гг. можно отнести следующие: проблема ценностей; проблема нового толкования марксизма-ленинизма, возвращение к «истинному Марксу», «истинному Ленину»; проблема гносеологии; проблема сознания; проблемка идеальности; проблема культуры; проблема философских методов.

Наиболее яркий след в советской философии оставили Николай Иванович Бухарин (проблемы сознания, психики); Алексей Федорович Лосев (проблемы человека, истории); Абрам Моисеевич Деборин (творческое понимание материализма); Лев Николаевич Гумилев (вопрсы истории, этногенеза); Мераб Мамардашвили (проблемы человека, нравственности); Валентин Фердинандович Асмус (широкий круг исследований); Юрий Михайлович Лотман (общество, философия, история, диалог культур).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: