Структура диалектики. Основные принципы и категории диалектики

Диалектика включает в себя следующие принципы:

· всеобщей связи;

· системности;

· развития (историзма);

· причинности:

· принципы восхождения от абстрактного к конкретному;

· принцип совпадения исторического и логического.

1 – 4 - всеобщие принципы, действующие и в действительности и в познании, 5,6 - принципы субъективной диалектики.

Принцип всеобщей связи означает целостность мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность и взаимозависимость всех его компонентов.

Виды связей:

· внешняя и внутренняя;

· непосредственные и опосредованные;

· генетические и функциональные;

· пространственные и временные;

· закономерные и случайные.

Принцип системности означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядочены. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке, благодаря этому, окружающий мир имеет внутреннюю целостность.

Принцип развития в диалектике носит универсальный характер. Развитие понимается как саморазвитие материи на основе взаимодействия внутренних противоположностей свойственных любой вещи или явлению. Диалектическое развитие включает в себя как прогресс, так и элементы регресса. Развитие одновременно является и историей становления предмета, явления либо мира в целом. Историзм подразумевает вечность, неуничтожимость как самой истории, так и мира, а так же развитие понимается как развитие во времени, которое длится всегда.

Принцип причинности – это наличие таких связей, где одна связь порождает другую. Предметы и явления мира всегда имеют либо внутреннюю, либо внешнюю причину. Причина в свою очередь порождает следствие. По вопросу о причинности в философии существует три подхода:

- детерминизм – философский подход, согласно которому все явления и предметы мира (их формирование, существование, развитие) предопределены необходимыми связями. Крайнее проявление детерминизма - фатализм – абсолютизация необходимости и отрицание случайности (т.е. жёсткая детерминация).

- индетерминизм – отрицающий какие – либо необходимые связи, какую – либо предопределённость предмета и явлений мира. Всё в мире происходит случайно, спонтанно. Крайнее проявление – волюнтаризм – полное игнорирование необходимости в действиях людей.

Умеренный детерминизм предполагает диалектическое понимание взаимодействия предопределённости и случайности, при которой необходимость прокладывать себе дорогу через цепь случайностей.

Принцип восхождения от абстрактного к конкретному. Этот принцип разкрывает закономерноти движения познающей мысли от простых, бедных, абстрактных определений к более сложным, подробным определениям, раскрывающим богатсвто свойств и характеристик предмета, его взаимосвязей.

Принцип совпадения исторического и логического. В познании мысль повторяет основные моменты исторического развития иследуемого предмета.

Основными категориями диалектики являются: единичное, особенное, общее; содержание, структура, форма; причина и следствие; сущность и явление; необходимость и случайность.

Единичное (отдельное, индивидуальное) – категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и во времени вещей и событий, присущие им специфические неповторимые особенности, составляющие их уникальную качественную и количественную определенность. В качестве единичного может выступать отдельный предмет, группа предметов, либо его части. Единичное всегда существует в связи с общим, всеобщим.

Общее (всеобщее) – категория, выражающая принцип бытия всех единичных вещей, явлений, процессов; закономерная форма их взаимосвязи в составе целого. Общее выражает определенные схожие свойства или отношения, характерные для данного класса явлений или предметов. Общее может существовать только на основе единичного, в связи с единичным. Взаимосвязь единичного и общего раскрывает категория особенное.

Особенное – категория, выражающая реальный предмет как целое в единстве и соотнесении его противоположных моментов – единичного и общего. Особенное выражает общее в его реальном, единичном воплощении, а единичное – в его единстве с общим. Особенное выступает как реализованное общее.

Содержание – категория, выражающая определяющую сторону целого, предмета или явления, которая представляет собой единство всех составных элементов объекта, его свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций.

Форма – категория, выражающая способ существования содержания, внутреннюю организацию содержания. Различают также внешнюю и внутреннюю форму. Содержание и форма обладают относительным единством, в котором содержание является определяющей, подвижной, динамичной стороной целого, а форма обладает большей устойчивостью. В процессе развития изменение содержания приходит в несоответствие, противоречие со старой формой. Данное несоответствие разрешается «сбрасыванием» старой формы и формированием новой, соответствующей уже измененному содержанию. Отношение формы и содержания более полно раскрывается категорией структура.

Структура – категория, выражающая один из способов определения понятия формы. Термин дословно означает строение, расположение, порядок, совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе. Структура сохраняет основные свойства при различных внешних и внутренних изменениях.

Причина и следствие – категории, отражающие одну их форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной (causa) понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечет за собой другое явление, называемое следствием. При одних и тех же условиях одна и та же причина влечет одно и то же следствие. Причину не следует отождествлять с поводом – внешним проявлением причины. Поводы – это процессы, способствующие появлению причин. Причинно-следственные связи отражают реально существующие связи и взаимодействия вещей и процессов объективного мира. Причинно-следственные связи имеют генетический характер, т. е. они однонаправлены, осуществляются от причины к следствию. Причина не может быть своим собственным следствием, хотя может являться следствием предшествующей ей причины. Следствие не может быть причиной самого себя, но может стать причиной последующего следствия. Составляют сердцевину принципа детерминизма (см. выше).

Необходимость и случайность – философские категории, которые конкретизируют представление о характере зависимости явления, выражают различные аспекты, типы связей, степень детерминированности явления. Необходимость фиксирует всеобщие закономерные, внутренние, устойчивые, повторяющиеся связи в предметах и их отношениях, раскрывающие их сущностные характеристики. Случайность отражает внешние, несущественные, неустойчивые, единичные связи и отношения предмета. Случайность является формой проявления необходимости. Случайность несет в себе проявление необходимости, а необходимость проявляется через цепь случайностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: