Глоссарий. Модернизация, Личностно-ориентированая парадигма, Подход, Компетенция, Компетентность, Образовательная компетенция

Модернизация, Личностно-ориентированая парадигма, Подход, Компетенция, Компетентность, Образовательная компетенция, Ключевые компетенции, Общепредметные (базовые) компетенции, Предметные (специальные) компетенции, Компетентностный подход.

ТЕМА 3: Система кредитного обучения.

В начале XXI века человечество стало свидетелем развития глобального общества, одной из главных особенностей которого является возрастающая мобильность людей. В настоящее время более 1,5 млн. студентов обучается за границей, и их число неуклонно растет. Кроме того, благодаря новым информационным технологиям стало возможно виртуальное распространение образования (дистанционное обучение).

Распространение образования на международном уровне, создание единого европейского пространства высшего образования направлено на облегчение решения этой важной задачи, и оно может быть осуществлено при поддержке взаимного признания высшими учебными заведениями и правительствами всех стран учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней, полученных в разных странах.

В основных задачах, сформулированных в Болонской Декларации, особое значение придается таким инструментам осуществления заявленных целей, как европейская система зачетного перевода (ECTS) и общеевропейское Приложение к дипломам. Внедрение и применение этих инструментов, как на национальном, так и на международном уровнях, является необходимым условием и одновременно эффективным способом формирования открытого общеевропейского образовательного пространства.

К моменту подписания Болонской Декларации более десятка стран уже имели кредитные системы различных типов. В Великобритании обе вновь принятые структуры квалификаций базируются, в основном, на описании достижений студентов, а не их учебной нагрузки, как в ECTS. В Шотландии, однако, была сохранена система SCOTCATS как общая кредитная система для непрерывного образования, хотя в других частях Великобритании кредиты стали играть меньшую, и скорее неявную, роль

Многие страны, имеющие кредитные системы, приняли меры по обеспечению их совместимости с ECTS или по замене их последней. В Ирландии и Фландрии национальные системы, введенные в высшее образование в 1995 году, соответствуют ECTS, и их дальнейшее расширение не должно вызывать трудностей.

Некоторые страны, где системы кредитов основаны на учебной нагрузке студентов, проверяют их совместимость с ECTS. Норвегия (20 кредитов в год), Исландия (30 кредитов в год), страны Балтийского моря, использующие единую систему кредитов (40 кредитов в год в Финляндии, Швеции, Эстонии, Латвии и Литве) достигают совместимости с ECTS за счет использования простого коэффициента преобразования. Голландскую систему, которая основана на 42 кредитах в пересчете на эквивалентное число недель обучения, сложнее преобразовать в ECTS, в связи с чем наблюдается рост интереса к ECTS. В ближайшем будущем будут изменены испанская кредитная система на основе контактных часов и система накопления кредитов, применяемая в португальских университетах. В Венгрии декрет 1998 года, который требовал введения какой-либо кредитной системы в вузах к 2002 году, в 2000 году был дополнен новым декретом, который ввел национальную кредитную систему, полностью соответствующую ECTS.

Серьезный интерес к ECTS, характерный для европейского высшего образования, свидетельствует о единстве мнений по целям и принципам этой системы. По мере распространения ECTS в некоторых странах растет озабоченность тем, что несоответствия при ее внедрении могут уменьшить или подорвать ее потенциал как некоторого общего знаменателя. Некоторые страны приняли свои меры по контролю над процессом. В Венгрии одновременно с принятием национальной кредитной системы, основанной на ECTS, был создан Национальный кредитный совет, который отвечает за координирование введения кредитов типа ECTS во всех вузах страны. В Германии опасения по поводу несогласованности на операционном уровне заставили Конференцию министров образования (КМК) принять национальную структуру, которая должна обеспечить единообразие в реализации ECTS. Слаженность действий на национальном уровне – эта задача поставлена многими планами по развитию ECTS, которые приняты правительствами или конференциями ректоров.

На уровне учебных заведений заметно уменьшились опасения, что введение ECTS лишит университеты возможности разрабатывать логически продуманные и прогрессивные учебные программы или вынудит их автоматически засчитывать кредиты из всех других высших учебных заведений. В то же время, в связи с тем, что подтверждена автономия университетов в этих вопросах, возникает потребность в более прозрачной методике передачи кредитов. Некоторые страны допускают, что существует риск случайного или необоснованного признания кредитов. Принимающее высшее учебное заведение засчитывает кредиты, но в «соответствии с предопределенными критериями и процедурами». Этот руководящий принцип установлен в законе о реформах в Италии и во французской общине Бельгии.

Итак, для того, чтобы помочь студентам обучаться за рубежом, Европейская комиссия в 1997 году разработала систему кредитов ECTS, которая должная была обеспечить способ измерения и сравнения результатов обучения при переходе от одного вуза в другой. Она должна была помочь сотрудничеству вузов в облегчении доступа к зарубежным учебным планам и обеспечении академического признания. Эта система могла быть также использована в рамках одного вуза или между вузами одной страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow