Качества системы средств обучения

Прежде всего, это должна быть открытая система, развитие которой определяется социально-экономическим развитием общества, достиже­ниями в области науки, техники, культуры. Все компоненты системы должны иметь между собой внутренние связи по содержанию, используе­мым методам, отражать особенности учебно-познавательной деятельности, в том числе и самостоятельной, на разных уровнях усвоения материала, овладения способами разных видов деятельности. Система средств обуче­ния должна обладать такими качествами, как необходимость и достаточ­ность для усвоения с их помощью определенного вопроса, раздела, темы программы, учебного курса, обеспечивая при этом вариативность учебного материала, подбора рациональных форм и методов его изучения.

Процедура формирования такой системы в общем виде отражают основные положения теории.

1. Общий компонентный состав системы материальных средств формируется в результате системного анализа деятельности учителя и учащихся, которой присущи как общие черты любой трудовой деятельно­сти, так и специфические, обусловленные особенностями преподавания и учения.

Система материальных средств и условий обучения включает три важнейших компонента, каждый из которых может быть рассмотрен как отдельная система.

Первым и главным компонентом системы являются собственно средства обучения, называемые нередко дидактическими средствами.

Второй компонент составляет специальное оборудование для науч­ной организации труда и управления им (оргтехника).

Третий компонент - это подсистема мебели и приспособлений для работы учителя и учащихся, а также для размещения, хранения и исполь­зования учебного оборудования.

2. Качественное и количественное своеобразие компонентного состава материальных средств обусловлено внутренними и внешними связя­ми компонентов системы по каждому учебному предмету.

Цели и задачи учебного курса, реализуемые через его содержание, отражают особенности деятельности учителя и учащихся (методы, способы, организационные формы), которая требует включения в систему соот­ветствующих средств обучения, что и определяет, в свою очередь, своеобразную функциональную направленность оборудования и его класоификацию.

Формирование различных, абстракций, модельных представлений определило наличие в системе моделей, таблиц, экранных пособий.

3. Исходным началом построения системы, ее структурной функциональной единицей являются первичные комплексы учебного оборудо­вания, которые формируются на основе целей, задач, конкретного содержания и методики изучения отдельных вопросов учебной программы с учетом особенностей познавательной деятельности учащихся и дидактиче­ских функции средств обучения. Первичные комплексы, или первичные системы могут создаваться для изучения вопроса, темы, раздела програм­мы на урок, цикл уроков, других организационных форм ведения занятий, а также выполнять "сквозную" функцию при формировании определенных способов деятельности.

4. Интеграция - необходимое условие формирования системы, включающая анализ функций средств обучения и отбор их в первичные тематические комплексы (системы), которые являются основой для построения систем учебного оборудования.

В процессе интеграции выявляют средства обучения с близкими функциями, из которых отбирают наиболее пригодные для данной учебной ситуации и достижения поставленной цели, определяют количества пред­метов учебного оборудования, для разнообразных видов труда и способов деятельности учителей и учащихся, а также целесообразность модерниза­ции существующих пособий и создания новых, в том числе вспомогатель­ных, универсальных и т.д.

Результатом интеграции становится комплекс (первичная система) учебного оборудования, включающий необходимое и достаточное множе­ство средств обучения для изучения определенной темы, связанное между собой содержанием и методикой преподавания и поэтому обладающее це­лостностью и определенной структурой, подбираемое в соответствии с осо­бенностями познавательной деятельности и временем, необходимым на ознакомление учащихся с данньш вопросом; обладающее интегративным качеством - решать поставленные учебно-воспитательные задачи, дости­гать намеченных целей.

5. Функциональная активность системы, являющаяся интегратив­ным результатом функций ее компонентов, проявляется при комплексном использовании средств обучен

Вопросы для самопроверки.

1. Раскройте сущность УМО.

2. Назовите противоречие, существующее в современной высшей школе.

3. В чём заключается функциональное назначение УМО.

4. «Функциональная единица», «Первичная система» - для определения структуры какого системного образования используются эти термины?

5. Назовите структурные компоненты УМО.

Вопросы для размышления.

1. Вы эксперт. Оцените систему УМО в вашем вузе. Оформите как лист экспертной оценки.

2. Охарактеризуйте возможности исследования УМО в высшей школе.

3. Представьте, что вы ректор вуза. Какая модель УМО вуза будет предложена вами для его успешного процветания?

4. Докажите, что проектирование УМО инновационный процесс.

Задания для самостоятельной работы:

1. Сконструируйте модель УМО к учебному курсу.

2. Составьте картотеку научно–методической и психолого-педагогической литературы, периодических изданий к учебному курсу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: