Виды УИРС и НИРС
| Цели и задачи
| Деятельность преподавателя
| Деятельность студента
| Рекомендации к выполнению
|
Анализ литературных источников (УИРС)
| Цель: помочь студентам овла-деть умениями целенаправлен-ного отбора литературы по определенной теме.
| Предлагает темы докла-дов, к которым нужно подо-брать список литературы.
| Правильный выбор и последующее применение научной информации (изучение, обработка, анализ).
| Осмысливание названия и чтение указанной статьи, параграфа целиком, выделение основных вопросов, осмысление схем, таблиц, данных в источнике.
|
Реферат (УИРС)
| Цель: приобщить сту-дента к система-тическому чте-нию литературы. Задачи: озна-комить с литера-турными источ-никами, основ их анализа; воспитать при-вычку систе-матического чтения её; изучение правил оформления рукописей.
| Предлагает темы рефератов, консультирует.
| Выбор темы, подбор литературы, составление плана согласовывает с преподавателем.
| Изучение литературы, примерный набросок плана обсудить с преподавателем. План состоит: обоснование актуальности темы, какие источники и какие методы исследования исполь-зовались, описание опыта или экспе-римента и его результата, выводы и предложения, заключение, список используемой литературы.
|
Учебно-исследо-
вательские
задания (УИРС)
| Цель: выработка у студента навыков проведения конкретного исследования с применением эмпирических методик.
| Предлагает УИЗ, проверка предварительных схем и опросника, консультирует, оценивает качество работы.
| Прочитать задание и пояснения к нему, изучить учебную литературу. Состав-ляет анкеты или схемы наблю-дения (протокол), вопрос-ник для беседы. Проведение исследо-вания на практике. Отчёт на основе обработки и осмыс-ления результатов работ.
|
|
Курсовая работа (НИРС)
| Цель: привить интерес к научно- исследовательской работе. Задачи: овладение практическими умениями и навыками необходимыми для успешной педагогической деятельности.
| Выбирает актуальную тему для теории и практики, консультирует, даёт методические советы и рекомендации по совершению работы.
| Изучение литературы, делать выводы теоретик – методи-ческого характера, экспериментальное проведение получен-ных выводов. Напи-сание самостоятельно при консультации преподавателя.
| Желательно опреде-лить направление исследования уже на 1-2 курсах и сформулировать тему к началу 2-ого года обучения в вузе. Начать работу с выбора и утвержде-ния темы, разработка плана работы, сос-тавление библи-ографии по теме, подбор и изучение литературы, разработ-ка методики опытно- экспериментальной работы, её проведе-ние, обработка ре-зультатов иссле-дования, оформление работы.
|
Дипломная работа (НИРС)
| Цель: систематизируетрасширяет и углубляет теоретические знания студента – будущего спе-циалиста. Задача: овладеть основами экспериментальных работ.
| Утверждает тему, консуль-тирует по со-держанию и структуре, рецензирует.
| Выбор темы. Составление плана (тема, главы, разделы или параграфы, заклю-чение, библиография, приложения), про-ведение исследования.
| Желательно продолжить разра-ботку одной из тем курсовых работ. Начать работу с-выбора и утвержде-ния темы, разработка плана работы, сос-тавление библио-графии по теме, подбор и изучение литературы, разра-ботка методики опытно- экспери-ментальной работы, её проведение, обработка резуль-татов исследования, оформление работы. На защите отража-ются следующие вопросы: обоснование темы, задачи и содержание иссле-дования, выводы.
|
В заключении следует отметить, что исследовательская работа рассматривается как фактор, способствующий развитию учебно-исследовательских умений студентов, помогает совершенствовать профессиональную компетентность будущего учителя, способствует созданию системы теоретических знаний и практических умений, позволяет формировать отношение к науке как важнейшему средству диагностики, проектирования, прогнозирования и совершенствования педагогической практики. Только специалист, владеющий теоретическими знаниями, практическим опытом и способностью к творческому поиску может успешно работать.