| Виды УИРС и НИРС | Цели и задачи | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Рекомендации к выполнению |
| Анализ литературных источников (УИРС) | Цель: помочь студентам овла-деть умениями целенаправлен-ного отбора литературы по определенной теме. | Предлагает темы докла-дов, к которым нужно подо-брать список литературы. | Правильный выбор и последующее применение научной информации (изучение, обработка, анализ). | Осмысливание названия и чтение указанной статьи, параграфа целиком, выделение основных вопросов, осмысление схем, таблиц, данных в источнике. |
| Реферат (УИРС) | Цель: приобщить сту-дента к система-тическому чте-нию литературы. Задачи: озна-комить с литера-турными источ-никами, основ их анализа; воспитать при-вычку систе-матического чтения её; изучение правил оформления рукописей. | Предлагает темы рефератов, консультирует. | Выбор темы, подбор литературы, составление плана согласовывает с преподавателем. | Изучение литературы, примерный набросок плана обсудить с преподавателем. План состоит: обоснование актуальности темы, какие источники и какие методы исследования исполь-зовались, описание опыта или экспе-римента и его результата, выводы и предложения, заключение, список используемой литературы. |
| Учебно-исследо- вательские задания (УИРС) | Цель: выработка у студента навыков проведения конкретного исследования с применением эмпирических методик. | Предлагает УИЗ, проверка предварительных схем и опросника, консультирует, оценивает качество работы. | Прочитать задание и пояснения к нему, изучить учебную литературу. Состав-ляет анкеты или схемы наблю-дения (протокол), вопрос-ник для беседы. Проведение исследо-вания на практике. Отчёт на основе обработки и осмыс-ления результатов работ. | |
| Курсовая работа (НИРС) | Цель: привить интерес к научно- исследовательской работе. Задачи: овладение практическими умениями и навыками необходимыми для успешной педагогической деятельности. | Выбирает актуальную тему для теории и практики, консультирует, даёт методические советы и рекомендации по совершению работы. | Изучение литературы, делать выводы теоретик – методи-ческого характера, экспериментальное проведение получен-ных выводов. Напи-сание самостоятельно при консультации преподавателя. | Желательно опреде-лить направление исследования уже на 1-2 курсах и сформулировать тему к началу 2-ого года обучения в вузе. Начать работу с выбора и утвержде-ния темы, разработка плана работы, сос-тавление библи-ографии по теме, подбор и изучение литературы, разработ-ка методики опытно- экспериментальной работы, её проведе-ние, обработка ре-зультатов иссле-дования, оформление работы. |
| Дипломная работа (НИРС) | Цель: систематизируетрасширяет и углубляет теоретические знания студента – будущего спе-циалиста. Задача: овладеть основами экспериментальных работ. | Утверждает тему, консуль-тирует по со-держанию и структуре, рецензирует. | Выбор темы. Составление плана (тема, главы, разделы или параграфы, заклю-чение, библиография, приложения), про-ведение исследования. | Желательно продолжить разра-ботку одной из тем курсовых работ. Начать работу с-выбора и утвержде-ния темы, разработка плана работы, сос-тавление библио-графии по теме, подбор и изучение литературы, разра-ботка методики опытно- экспери-ментальной работы, её проведение, обработка резуль-татов исследования, оформление работы. На защите отража-ются следующие вопросы: обоснование темы, задачи и содержание иссле-дования, выводы. |
В заключении следует отметить, что исследовательская работа рассматривается как фактор, способствующий развитию учебно-исследовательских умений студентов, помогает совершенствовать профессиональную компетентность будущего учителя, способствует созданию системы теоретических знаний и практических умений, позволяет формировать отношение к науке как важнейшему средству диагностики, проектирования, прогнозирования и совершенствования педагогической практики. Только специалист, владеющий теоретическими знаниями, практическим опытом и способностью к творческому поиску может успешно работать.






