1. Научно-исследовательская работа студентов включена в процесс подготовки специалиста. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса. Она имеет целью обучение выпускников методам ведения научных исследований; организации научно-исследовательской работы, а также выработки у них навыков самостоятельного оформления результатов исследований в виде отчета, статьи, заявки на предполагаемое изобретение и др., публичных выступлений.
2. К научно-исследовательской работе студента относят постановку задач, выбор порядка их разрешения, накопление и анализ исходной информации, определение основных идей решения, проведение экспериментов или выработку основных положений, формулирование выводов и заключений, представление решений или разработанных предложений.
3. Студенты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе руководителя.
Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты и преподаватели ВУЗа, а также сотрудники научно-исследовательских организаций и аспиранты. Тему работы обычно предлагает руководитель. Чаще всего это научное направление, которое уже ведётся на кафедре. Иногда студент приходит со своей идеей; если она лежит в русле основных научных направлений факультета, она также может вылиться в научное исследование. Нередко научная работа перерастает в магистерскую или кандидатскую диссертацию.
|
|
4. Обычно, на младших курсах обучения в ВУЗе руководитель разъясняет и прививает студенту навыки научного исследования. На старших - помогает ему в организации и осуществлении процесса непосредственного творчества, достижения определенных результатов.
5. Формы НИРС на кафедре условно разделены на две категории:
· формы НИРС, включенной в учебный процесс (в курсовых и дипломных проектах; при выполнении лабораторных работ; на практиках; при подготовке рефератов на заданную тему);
· формы НИРС, выполняемой во внеучебное время (участие в выполнении договоров о творческом содружестве с организациями и предприятиями, индивидуальная работа на кафедре).
Основная цель НИРС заключается в том, что будущий специалист должен:
ЗНАТЬ: теорию и практику научных исследований к избранной отрасли знаний (профессии),
УМЕТЬ: раскрыть сущность проблемной ситуации, сформулировать предмет, цель и задачи исследования;
ВЛАДЕТЬ: методикой системного научного исследования применительно к профессии.
Принципы организации НИРС:
1. Сочетание обязательных и добровольных научных работ студентов;
2. Наличие в системе НИРС постоянных и переменных компонентов;
|
|
3. Максимальная самостоятельность научного студенческого самоуправления при деятельной поддержке кафедр и факультетов;
4. Сочетание дидактических (обучающих) функций студенческой научной работы с практическим вкладом в НИР "большой" науки и в практические нужды вуза.
Формы приобщения студентов к научно-исследовательской работе:
· работа в научных кружках, проблемных группах, лабораториях;
· привлечение студентов в качестве соисполнителей по хоздоговорным темам и грантам;
· участие в факультетских, университетских, межвузовских научных конференциях;
· участие в олимпиадах разного уровня;
· участие в вузовских, городских и областных выставках научно-исследовательских работ и научно-технического творчества;
· участие в конкурсах разного уровня на лучшую студенческую научную работу;
· студенческие публикации.