Научно исследовательская работа студентов

1. Научно-исследовательская работа студентов включена в процесс подготовки специалиста. НИРС является продолжением и углублением учебного процесса. Она имеет целью обучение выпускников методам ведения научных исследований; организации научно-исследовательской работы, а также выработки у них навыков самостоятельного оформления результатов исследований в виде отчета, статьи, заявки на предполагаемое изобретение и др., публичных выступлений.

2. К научно-исследовательской работе студента относят постановку задач, выбор порядка их разрешения, накопление и анализ исходной информации, определение основных идей решения, проведение экспериментов или выработку основных положений, формулирование выводов и заключений, представление решений или разработанных предложений.

3. Студенты, увлекающиеся наукой, ведут научно-исследовательскую работу либо по собственной инициативе, либо по инициативе руководителя.

Руководство научными исследованиями студентов осуществляют профессора, доценты и преподаватели ВУЗа, а также сотрудники научно-исследовательских организаций и аспиранты. Тему работы обычно предлагает руководитель. Чаще всего это научное направление, которое уже ведётся на кафедре. Иногда студент приходит со своей идеей; если она лежит в русле основных научных направлений факультета, она также может вылиться в научное исследование. Нередко научная работа перерастает в магистерскую или кандидатскую диссертацию.

4. Обычно, на младших курсах обучения в ВУЗе руководитель разъясняет и прививает студенту навыки научного исследования. На старших - помогает ему в организации и осуществлении процесса непосредственного творчества, достижения определенных результатов.

5. Формы НИРС на кафедре условно разделены на две категории:

· формы НИРС, включенной в учебный процесс (в курсовых и дипломных проектах; при выполнении лабораторных работ; на практиках; при подготовке рефератов на заданную тему);

· формы НИРС, выполняемой во внеучебное время (участие в выполнении договоров о творческом содружестве с организациями и предприятиями, индивидуальная работа на кафедре).

Основная цель НИРС заключается в том, что будущий специалист должен:

ЗНАТЬ: теорию и практику научных исследований к избранной отрасли знаний (профессии),

УМЕТЬ: раскрыть сущность проблемной ситуации, сформулировать предмет, цель и задачи исследования;

ВЛАДЕТЬ: методикой системного научного исследования применительно к профессии.

Принципы организации НИРС:

1. Сочетание обязательных и добровольных научных работ студентов;

2. Наличие в системе НИРС постоянных и переменных компонентов;

3. Максимальная самостоятельность научного студенческого самоуправления при деятельной поддержке кафедр и факультетов;

4. Сочетание дидактических (обучающих) функций студенческой научной работы с практическим вкладом в НИР "большой" науки и в практические нужды вуза.

Формы приобщения студентов к научно-исследовательской работе:

· работа в научных кружках, проблемных группах, лабораториях;

· привлечение студентов в качестве соисполнителей по хоздоговорным темам и грантам;

· участие в факультетских, университетских, межвузовских научных конференциях;

· участие в олимпиадах разного уровня;

· участие в вузовских, городских и областных выставках научно-исследовательских работ и научно-технического творчества;

· участие в конкурсах разного уровня на лучшую студенческую научную работу;

· студенческие публикации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: