Индивидуальной я-концепции здоровья студентов

Пристинский В. Н., Пристинская Т. Н.

Донбасский государственный педагогический университет,

Славянск, Украина

Актуальность. Формирование современного валеологического мировоззрения заключается в создании социальных и педагогических условий, которые бы обеспечивали осознание человеком необходимости сохранения, укрепления, потребления, восстановления и передачи здоровья как духовно-ценностного культурологического феномена [6, 8].

Мировая наука считает феномен здоровья одной из актуальных проблем современности, разрешение которой обуславливает не только перспективы будущего развития человечества, но и сам факт его дальнейшего существования как биологического вида. В связи с этим остро стоит практическая задача по формированию здорового образа жизни человека, как глобального социального условия сохранения нации и ее духовного обновления.

Анализ последних исследований и публикаций. Современное общество находится в состоянии существенной модернизации. По мнению ученых инновационные процессы в образовании также должны стать эффективной научной и общественно-социальной основой преодоления кризисных явлений в обществе. В этой связи, педагогическое моделирование следует считать эффективным гносеологическим методом познания и инновационного развития здоровьесберегающего образовательного пространства университета, которому присущи системные признака и свойства (планирование, организация, моделирование, стимулирование и т.п.) [1, 2, 3, 4].

Реальное состояние социокультурной ситуации в обществе относительно формирования духовных ценностей физической культуры личности свидетельствует, что научный поиск решения этой актуальной проблемы целесообразно осуществлять на основе проективной разработки моделей инновационных образовательных технологий, как гносеологических заместителей эффективных педагогических систем открытого типа. В связи этим считаем, что сегодня есть все реальные предпосылки, а также потребность практики в разработке таких технологий и их внедрении в профессиональную подготовку студентов университетов.

Поэтому целью нашей работы является обоснование разработка научно обоснованных интерактивных образовательных технологий формирования индивидуальной Я-концепции здоровья студентов.

Изложение основного материала исследования. Ухудшение состояния здоровья современной молодежи актуализирует необходимость разрешения этой проблемы в образовании путем наполнения учебно-воспитательного процесса здоровьесберегающими технологиями, которые способствовали бы формированию потребности здорового образа жизни как духовно-ценностной ориентации личности.

В развитом обществе состояние здоровья в значительной мере определяется уровнем образования. Чем качественнее образовательный уровень определенной социальной среды, тем выше обобщенные показатели здоровья; чем выше уровень валеологической и общей образованности студентов, более фундаментальны их естественнонаучные, философские и гуманитарные знания, тем больше возможностей для создания в обществе системного представления о проблеме здоровья. Современный уровень образования следует понимать не только как усвоение информации, приобретение системы профессиональных знаний, умений и навыков, но и как воспитание студенчества в духе неопровержимых ценностей личностного и общественного здоровья.

Итак, одной из приоритетных задач современного образования следует считать обучение человека ответственному отношению к собственному здоровью и здоровью окружающих, как высочайших социальных и личностных ценностей, а также формирование активной жизненной позиции молодежи в отношении духовного, психического, социального и физического здоровья [3, 4, 5, 7].

Проблема формирования ценностей здоровья, навыков здорового образа жизни сегодня является одной из важнейших составляющих современных инновационных педагогических технологий. Так, высокую актуальность она приобретает в аспекте технологической обеспеченности учебно-воспитательного процесса студентов университетов интерактивными здоровьесберегающими технологиями, как важного фактора формирования интеллектуальных и профессиональных способностей, профессионально-трудовых умений, мотивов и потребности к творческой деятельности, социальной самореализации.

Гносеологические принципы разработки интерактивных педагогических технологий (инновационность, целенаправленное создание эмоционально обогащенных педагогических ситуаций, личностно-развивающее общение, системный анализ поступков и опыта, духовная доминантность) отображают целевую причинность, проективные процедуры, механизмы структурирования и практического внедрения их в учебно-воспитательную, физкультурно-оздоровительную и духовно-культурологическую среду университета.

Таким образом, на основании изложенных теоретических положений представляется возможным структурирование инновационной педагогической системы формирования индивидуальной Я-концепции здоровья студентов.

Цель разработки такой технологии, а также организационно-методических условий гарантированного достижения запланированного результата определяют ее атрибуты, как педагогической системы открытого типа, которая обеспечивает студентам возможность проявлять (развивать) такие ценностные ориентации, как сознательное стремление к конструктивной деятельности, самопознанию и самоутверждению (корректирование, развитие и сохранение здоровья); самостоятельность и ответственность в определении жизненно-смысловых целей, принятии решений относительно развития индивидуального здоровья; любознательность, исследовательская активность, рефлексия относительно психосоматических, психомоторных, духовных, профессиональных возможностей; изобретательность, самоактуализация, самореализация, нестандартное конвергентное и дивергентное мышление относительно культуры здоровья как мировоззренческой и социально-профессиональной ценности; креативность, инициативность, настойчивость, склонность к сознательным ограничениям (аспекты здорового образа жизни).

Тематическая направленность технологии, которую мы назвали «ЗДОРОВ-Я» заключается в определении дидактических условий формирования индивидуальной Я-концепции здоровья студентов.

Целью воздействия технологии является осознанная взаимосвязь ценностного отношения к здоровью, здоровому образу жизни с развитием личностных духовно-моральных качеств, которые определяются жизненно-смысловыми установками студентов университета – ценностное духовно-социальное отношение общества к здоровью человека.

Реализация алгоритма разработанной технологии осуществлялась в процессе выполнения студентами дидактических упражнений-заданий. В качестве примера приведем структуру одного из них.

Упражнение-задание «Приглашение в мир личностного формирования индивидуальной Я-концепции здоровья как духовно-соматической и общественно-социальной основы культуры здоровья».

Цель воздействия – сформировать мотивацию к самопознавательной деятельности в развитии индивидуальной Я-концепции здоровья на уровне интериоризации цели и задач технологии «Здоров-Я».

Ход выполнения упражнения-задания. В условиях положительного психоэмоционального фона учебной среды академическая группа распределяется на микро-группы, каждая из которых получает самостоятельное задание по проблеме сущности формирования индивидуальной Я-концепции здоровья.

Примерные варианты тем-заданий: «Внутренняя взаимосвязь ценностного отношения к здоровью с духовными и моральными качествами – образ-Я», «Социокультурная ситуация в университете – детерминанта образа-Я», «Индивидуальная Я-концепция здоровья – когнитоген личностной культуры здоровья», «Индивидуальная Я-концепция здоровья – основа успешной профессиональной самореализации», «Духовно-воспитательное развитие образа-Я», «Физическая культура и спорт – конструктогены образа-Я», «Социально-педагогические признаки индивидуальной Я-концепции здоровья» и т.п.

Студенты осознают содержание заданий в аспекте формирования их культуры здоровья, как ценностной духовно-соматической категории, определяют вопросы для консультирования.

Преподаватель актуализирует знания студентов из курсов («Физиология и психология труда», «Социология», «Философия», «История культуры», «Физическое воспитание», «Безопасность жизнедеятельности» и др.), включенных в содержание учебных планов профессиональной подготовки, а также ценностные ориентации, здоровьесберегающие установки, информацию, опыт, которые были сформированы в условиях пропедевтической подготовки. При этом образно излагаются знания об актуальности формирования у будущего специалиста индивидуальной Я-концепции здоровья в ценностном измерении. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательной деятельности преподавателя направлено на достижение эффекта интериоризации и когнитивной мотивации студентов.

Гарантированный педагогический результат достигается благодаря диалогово-коммуникативного субъект-субъектного взаимодействия студентов и преподавателя, показателями которого является положительное познавательно-эмоциональное состояние студентов: они знают что делать, зачем делать, какая ценность достигнутых результатов (мотивированность и организованность студентов).

Конструктивный анализ, обсуждение, обобщение выдвинутых идей, интерактивные формы партнеродоминантности обеспечивают возможность оперативного восприятия, усвоения, «присвоения», передачи и практического использования ценностей здоровья.

Осознание студентами целесообразности предложенных упражнений-заданий обеспечило необходимость действовать в высоком познавательно-эмоциональном темпе творческой самореализации; критическое осмысление новых идей, взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, поступков, опыта; развитие адекватной самооценки и мотивационно-потребностной сферы; сохранение в сознании усвоенных идей, оригинальных средств, опыта с целью дальнейшего творческого развития и профессионального становления.

Выводы. Таким образом, формирование индивидуальной Я-концепции здоровья студентов целесообразно осуществлять на основе реализации интерактивных образовательных технологий в форме организационно-деятельностных игр; информационно-проблемной, репродуктивно-исследовательской, проблемно-исследовательской, самопознавательной, самовоспитательной, самообразовательной деятельности; оперативной аргументации, дискуссий, конкурсов.

Эффективность предложенных технологий определяется познавательно-духовной активностью здоровьесберегающего образовательного пространства университета, а также условиями, которые обеспечивают комплементарную конгруэнтность педагогических факторов с социокультурной ситуацией духовно-ценностного отношения к здоровью в обществе.

Перспективы дальнейших исследований в данном направлении видятся в разработке интерактивных образовательных технологий формирования у будущих специалистов гражданской активности относительно создания в обществе социокультурной ситуации духовно-ценностного отношения к здоровью.

Литература

1. Апанасенко, Г. Л. Сущность и механизмы индивидуального здоровья / Г. Л. Апанасенко // Український медичний альманах. – 2002. – № 4. – Т. 5. – С. 6 – 7.

2. Булич, Э. Г. Современные достижения науки о здоровье / Э. Г. Булич // Теория и практика физической культуры. – 2004. – № 1. – С. 62 – 63.

3. Горащук, В. П. Формування культури здоров’я студентів педагогічного університету / В. П. Горащук // Творча особистість вчителя: проблеми теорії і практики: зб. наук. праць. – К., 2001. – Вип. 5. – С. 177 – 182.

4. Григоренко, В. Г. Професійно-педагогічна мотивація та технологія її розвитку / В. Г. Григоренко. – Одеса: ПУДПУ ім. К. Д. Ушинського, 2003. – 148 с.

5. Омельченко, С. О. Принципи моделювання педагогічної системи взаємодії соціальних інститутів суспільства у формуванні здорового способу життя / С. О. Омельченко, В. М. Пристинський // Соціальна педагогіка: теорія та практика. – 2009. – № 3. – С. 77 – 85.

6. Пристинський, В. М. Формування духовно-тілесних цінностей фізичної культури – актуальна педагогічна і суспільно-соціальна проблема теорії та практики виховання студентської молоді / В. М. Пристинський // Духовність особистості: методологія, теорія і практика: зб. наук. праць; гол. ред. Г. П. Шевченко. – Луганськ: вид-во СНУ ім. В. Даля, 2010. – Вип. 5 (40). – 268 с. – С. 229 – 242.

7. Пристинский, В. Н. Знания о культуре здоровья человека во всемирном интернет информационном пространстве // В. Н. Пристинский, Т. Н. Пристинская, К.К. Краснолуцкий // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: сб. науч. статей / под ред. Г. Л. Драндрова. – Чебоксары (Россия): Чувашский гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева, 2010. – С. 383 – 387.

8. Теоретико-методологические основы формирования здорового образа жизни [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://horting.org.ua/node/1069.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: