1. Выпишите из текстов имена числительные, определите их формы и синтаксическую функцию, охарактеризуйте исторические изменения, которые произошли в них.
(Из Остромирова евангелия): И трьми дьньми въздвигн@ \; четырьми дес#ти и шестию лhтъ съзъдана бысть; (из Изборника 1073 г.): въ длъготоу оубо б#ше шести дес#тъ локъть а ширина дъво\ дес#тоу; глють бо или нес@шта дъва на дес#те животы; седми же планитъ с@ть имена се; (из Изборника 1076 г.): три~ въ ~динои воли; дроугыи же б#ше чьрноризьць отходьникъ въторыи образъ пакы ~сть тритии образъ; (из Назирателя XVI в.): колод"з подобает копати на седмь или wсмь ступеневъ или на четыре сажени... тогды в шестидес"т стопнеи а недалее въ сто стопъ или •н• саженъ... чтобы была на два перста; (из деловой письменности XVII в.): на двадцат на пят десетин сто четвертеи овса да на семи десятинахъ высеянw семь четвертеи гороху; из нее пятьдесятъ четыре четверти с полуосминою; сто семнадцать четвертеи ржи двести дватцеть две сотници; куплено две тысячи пятьсотъ кирпичу.
|
|
2. Определите, правильно ли употреблены формы имен существительных при числительных в следующих примерах из Новгородских берестяных грамот XI – XII вв.:
Полъпятh рhзанh; дъвh кунh рhзанами; присьли (пришли) 12 гривнh; 13 гривнh; по полугривнh; возму 7 гривнh; пять гривенъ.
3. Как в древнерусском языке выражались значения чисел от 11 до 19? Что можно сказать о склонении этих слов? Как возникли современные числительные одиннадцать… – девятнадцать?
И призъвавъ оба на десяте оученика сво””»»"$; §»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»»оузьре дъва на дес#те камыка (драгоценный камень); с#дете и вы на двою на дес#те прhстолоу; Fома же ~дин от обою на дес#те... не бh тоу съ ними.
4. Проанализируйте употребление числительных сорок и девяносто. О каких морфологических признаках данных числительных можно судить на основании примеров:
В девяносте рублhхъ; по сороку рублямъ; в сороке рублехъ; у девяноста и у в одном рубли.
5. И.И. Срезневский обращает внимание на то, что в Древней Руси «был в ходу счет по девяностам», и приводит примеры из Новгородских и Псковских летописей. Объясните, как это можно установить на основании следующих примеров:
Домонтъ со Псковичи съ тремя девяносты плhни землю Литовскую; два же девяноста мужь отпровади с полоном въ Псковъ; одиномъ девяностомъ 7 сотъ побhди; а во единомъ девяностh самъ ся оста.
6. Какой частью речи является сорокъ в каждом из примеров из Новгородских берестяных грамот? Как вы это установили?
30 сороковъ бhлкh; три сороки бhлки; сорокъ рублевъ; дал три сорокh; десять сороковъ бhлъ; сорокъ бhлъ.
7. Объясните, как возникли дробные числительные полтора и полтораста.